31.01
2021

В последнее время ни одно заседание исполнительного комитета Александрийского горсовета не проходило без принятия решений по детским вопросам: лишение родительских прав, предоставление статуса сироты и других. Почему так происходит, почему все больше детей становятся “бесхозными” и нуждаются во вмешательстве и помощи государственных органов? Этот вопрос мы задали начальнику службы горсовета по делам детей Юрию Яковлеву.

– С каждым годом становится все больше детей, оставшихся без родителей или лишенных их внимания. Например, в прошлом году статус сироты получили 36 детей. Больше всего, а именно 12 детей, осиротели из-за смерти родителей, 11 были забраны из семей на основе акта о брошенном ребенке, а семерых родителей в прошлом году лишили их прав.
Причин здесь много, ведь каждая семья – это отдельный мир со своими судьбами. И все же можно выделить основные из них. Есть люди, которые считают, что их должно обеспечивать государство, а они никому ничем не обязаны. Помните, было время, когда выплата на детей была довольно приличной суммой и, не секрет, что некоторые граждане использовали рождение ребенка лишь как возможность поправить свое материальное положение. Как правило, это люди малообеспеченные или из так называемой асоциальной прослойки общества. Они рожали, получали государственную помощь, жили на нее, но совершенно не заботились о детях. А когда сроки выплат заканчивались, дети становились ненужными.
Вот свежий пример: на последнем исполкоме, состоявшемся в прошлом году, решался вопрос предоставления двум подросткам статуса детей, лишенных родительской опеки. Их мать давно ведёт аморальный образ жизни, с ней неоднократно проводилась разъяснительная работа, ее предупреждали, вызывали в полицию и на комиссии горсовета. Ничего не помогало. Последней каплей стал недавний случай, когда мать ушла “в загул”, а дети трое суток просидели сами в запертой квартире. Сейчас их забрали у матери и определили в детскую больницу. Когда будут оформлены документы, их возьмут в детский дом “Джерело життя”, и будет решаться вопрос их опеки.
Вторая причина ситуаций, о которых мы говорим – здоровье родителей. Общеизвестно, что многие люди стали жить намного хуже в материальном плане. Плохое питание, да если ещё подкреплённое дурными привычками, приводит к быстрому расстройству здоровья, а иногда и смерти. Есть случаи в нашем городе, когда родители не могли исполнять свои обязанности вследствие болезни туберкулёзом, психических расстройств и других заболеваний.
Ещё нередки случаи, когда родители не могут воспитывать детей из-за материальных проблем. Они любят детей, стараются уделять им внимание, но у них нет работы, нет средств к существованию. В таких случаях мы предлагаем устроить временно ребенка в детский центр “Джерело життя” (это социальная помощь семье), а самим в это время постараться поднять свое материальное положение. К сожалению, нередки случаи, когда временное пребывание становится постоянным. Родители отвыкают от своих детей, заводят новые семьи и так далее. Есть ситуации, когда родители отдают детей бабушкам и дедушкам или родственникам, а сами уезжают на заработки.
Сегодня малообеспеченным родителям трудно выживать, находить работу, содержать семьи. Им приходится мигрировать, переезжать из города в город. Детей приходится пристраивать, куда можно. Не всегда бабушки, дедушки или другие родственники могут заменить настоящих родителей, вот так они и попадают в детские дома или под опеку посторонних людей.
Что же с этим делать? Нужно изменить законодательство в плане социальных выплат. Я бы предложил для начала, перед тем как назначать выплаты на рождение ребенка, силами социальных служб проводить обследование жизненного положения будущих родителей. И если они ведут аморальный образ жизни или в ходе проверки выяснится, что дети им нужны лишь для пополнения бюд- жета, сразу же предупреждать, что выплат они не получат. Это заставит их задуматься – нужны ли им на самом деле дети?
Если, например, выяснится, что родитель наркоман, то не производить никаких выплат на руки – только на карточку ребенка, а средства выдавать под контролем социальных служб и только на нужды ребенка.
Хорошо было бы создать сеть государственных магазинов для отоваривания детей – чтобы выплаты можно было тратить на их нужды, а не, грубо говоря, на пропивание.
Также нужно ужесточить санкции за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Сейчас в административном кодексе есть статья, предусматривающая наказание от предупреждения до штрафа в размере 300 необлагаемых минимумов (17 грн), но как ее применить, если часто родители нигде не работают, а бывает, что и не хотят? Может быть, государство должно заставить таких родителей отрабатывать принудительно, например, на общественных работах, а часть заработанного отправлять на содержание ребенка? Думаю, такие шаги позволили бы улучшить ситуацию и у нас стало бы меньше брошенных детей.

С. Иванов

Как в Александрии решаются проблемы, о которых говорилось выше? Специалисты горсовета по работе с детьми дали такое разъяснение.
– На сегодняшний день наиболее эффективный путь решения проблемы социального сиротства – приемные семьи и детские дома семейного типа. Сейчас в Александрии функционируют 6 детских домов семейного типа и 7 приемных семей.
В приемные семьи на совместное проживание и воспитание берут от 1 до 4 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Приемные дети живут в такой семье до достижения ими совершеннолетия или 23 лет, если они учатся. Детский дом семейного типа действует по такому же принципу, но в такую семью может быть устроено от 5 до 10 детей соответствующих категорий.
В приемных семьях и детских домах семейного типа дети не лишаются своего статуса, за ними остаются все льготы, а их содержание в семье финансируется государством.
Помощь составляет 2,5 прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста. На сегодня это 4803 гривен – на детей до 6 лет и 5988 гривен – на детей от 6 до 18 лет.
Размер денежного обеспечения приемных родителей и родителей-воспитателей устанавливается на уровне одного прожиточного минимума для трудоспособного лица на каждого ребенка-воспитанника, каждого приемного ребенка и не зависит от пенсии, алиментов, стипендии или государственной помощи приемному ребенку или воспитаннику. Также за родителей-воспитателей и приемных родителей уплачивается единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
С закрытием интернатов и домов ребенка перед службой по делам детей городского совета возникла острая потребность в обеспечении маленьких александрийцев местом жительства, дальнейшим обустройством их жизни, психологической, а порой и физической реабилитацией.
Поэтому, учитывая ситуацию, просим граждан, которые нерав-нодушны к судьбе детей, обращаться в службу по делам детей и в городской центр социальных служб по вопросам семьи, детей и молодежи для получения консультаций по поводу установления опеки/попечительства, создания приемных семей, домов семейного типа, патронатных семей и по вопросам усыновления детей по адресу: пр. Соборный, 59, ком. №№ 122-123 (служба по делам детей), тел. (066) 421-10-24 или ком. №№ 405-406 (центр социальных служб по вопросам семьи, детей и молодежи), тел. (05235)7-23-88.

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень