О жертвах и обидчиках
Продолжение статьи.
– Многие дети и подростки не рассказывают о том, что их прессуют, родителям и учителям – боятся еще более сильного отторжения, не хотят прослыть слабаками и ябедами.
– Если угрожающая ситуация постоянно повторяется, нужно не стесняться обсудить ее с другими людьми – с теми, кому ребенок доверяет: любым из родственников, учителем, психологом. Это поможет построить правильную стратегию поведения и прекратить насилие.
Если ребенок поделился с вами, что стал жертвой насилия, нужно выслушать его и поддержать, сказать ему: «Я тебе верю». Это даст ребенку уверенность, что вы полностью на его стороне. Покажите ему, что вы переживаете за него («Мне очень жаль, что с тобой такое случилось»), дайте ему понять, что вы не обвиняете его («Это не твоя вина»), что он не одинок, многие прошли через это («Такое может случиться с каждым»). Слова «Хорошо, что ты рассказал мне об этом» дадут ребенку понять, что он поступил правильно, обратившись за помощью. Помогите ему ощутить защиту: «Я тебя люблю, понимаю и буду стараться, чтобы с тобой больше такого не случилось». Именно в таком контексте должен идти разговор. Только взрослый сможет оценить ситуацию и решить, что делать дальше. Ни в коем случае нельзя оставлять все без внимания. Если ребенку не удается справиться с ситуацией самостоятельно, нужно идти к классному руководителю.
– Как учитель может заметить в классе жертв буллинга, что их выдает? Есть же какие-то «звоночки», которые сигнализируют, что не все в порядке?
– Да, в первую очередь стоит обратить внимание на ребенка, который боится отвечать у доски, домашние задания у него выполнены прекрасно, а в классе как воды в рот набрал, ни с кем не контактирует на переменах, изолирован, с ним никто не играет. Первая профилактика буллинга – это дружба. Если у ребенка есть хотя бы один друг в классе, он уже не станет жертвой – у него есть защита. Двоих обидеть сложнее. Поэтому педагогам нужно формировать дружественные отношения между детьми, привлекать их к совместной работе, сажать за одну парту тех, кто дружит. И еще важный момент: как педагог реагирует на случаи проявления агрессии, так будут реагировать и ученики. Он показывает пример детям. Если не делать замечаний, закрывать глаза на насмешки и травлю других детей – все будут думать, что это вполне допустимо. В младших классах дети могут стать жертвой моббинга именно из-за поведения учителя. Поэтому в школе решающая роль в борьбе с буллингом принадлежит учителям. Но их должны поддерживать руководство школы, родители, местная власть.
Нужно, чтобы все – и учителя, и ученики – усвоили: насилие, дискриминация, травля недопустимы. Это должно стать основой воспитательного процесса. В отношениях и в поведении должны быть четкие нормы и правила, и если они будут поддерживаться педагогическим коллективом, это и будет профилактикой буллинга среди детей. Ни одну жалобу и ни один случай травли нельзя оставлять без внимания. Реакция должна быть немедленной: остановить драку, прекратить издевательства. Нужно выслушать обе стороны – поддержать пострадавшего и поговорить с обидчиком, чтобы разобраться, почему так произошло и что можно сделать, чтобы такое не повторилось. К беседам стоит привлекать школьных психологов, родителей. Ученику, который стал обидчиком, можно предложить извиниться, написать объяснительную записку, вызвать родителей, лишить его участия в важном мероприятии. Всем детям нужно объяснять, что даже пассивное наблюдение за дракой вдохновляет обидчика продолжать в том же духе. Нужно вмешиваться. Подростки боятся оказаться «белой вороной», пойти против лидера, сказать «нет». Но им нужно внушать: достаточно кому-то одному высказать возражение – и другие тоже изменят свое мнение. Не надо бояться. Дома, в спокойной доверительной обстановке, родители могут предложить ребенку поиграть в ролевую игру и ответить на вопрос: «А что ты будешь делать, когда…» (весь класс решит прогулять урок, тебе предложат выкурить сигарету, выпить алкоголь, покататься на чужой машине, залезть в магазин и т.д.). Ребенок дол-жен научиться говорить «нет». Еще детей нужно учить навыкам эффективного общения и мирного решения конфликтов.
– Подростки обычно выясняют отношения вне школы или другого учебного заведения – жертву поджидают после окончания занятий, нападают толпой, важно, чтобы жертва могла сама за себя постоять.
– Если уж драки не избежать, не лишне будет применить приемы самозащиты, которым стоит обучить как мальчиков, так и девочек. Ведь множество социальных экспериментов доказали: если человека начнут бить прямо на улице, большинство людей просто пройдут мимо, думая про себя: «Может, кто-то уже вызвал полицию, пусть другой защитит». Своих детей я учу: в сложной ситуации лучше кричать «Пожар!», на это люди реагируют быстрее и активнее, чем на «Помогите!». Если ситуация вышла из-под контроля, лучше всего вызвать полицию, написать и зарегистрировать официальное заявление. Тем более, если это случилось в учебном заведении – тогда ответственность за случившееся понесет и руководитель, который дол-жен обеспечить безопасные условия обучения. Многие не верят, что полиция сможет что-то сделать, но это не так. Нужно защищать свою правоту, а не отчаиваться.
На фото: Ольга Немова, психолог.
Ярослава Волошко
Залишити відповідь