Наше главное в жизни
Всем родителям, которым довелось поднимать детей в тяжелые времена социальных потрясений, посвящается
Поздняя осень. Холодно. Мальчик лет четырех неуклюже топает за мамой по дороге. Мама идет чуть впереди, увлечена беседой с подругой. Подруга толкает перед собой коляску. Мальчику неудобно и тяжело во множестве одежек, возможно, он устал, и он начинает все больше и больше отставать от женщин. Наконец, мама догадывается оглянуться. Увидев, что малыш остался уже далеко, раздраженно выбрасывает сигарету из наманикюренных пальцев и, агрессивно стуча каблучками по асфальту, бежит к ребенку. Резко хватает его за руку, и, не сбавляя шага, возвращается к подруге. Мальчик не успевает за ней, спотыкается, падает, повиснув на маминой руке, но все-таки пачкая одежду об асфальт. Мама дергает малыша, подымая, раздраженно отряхивает, что-то нервно говорит сыну.
Андрею Михайловичу, наблюдающему эту сцену из окна автомобиля, не слышно, что женщина говорит ребенку. Но по ее резким движениям, недовольному и злому лицу можно догадаться. Мужчине непонятно раздражение матери: что такого плохого сделал малыш, в чём провинился? Андрей Михайлович вспомнил своего внука, когда тот был таким же карапузом, как и этот малыш, за которым он наблюдал. Вспомнил, как растил своих четверых детей и, как бы ни было трудно, сколько бы ни приходилось жертвовать своим временем, в чем-то себе отказывать, раздражения или тем более злости к детям он никогда не испытывал. Вспомнил, как не один час мерз под музыкальной школой в салоне старенького потрепанного «жигуленка» – ждал с занятий своего внука. Можно было бы включить печку, но нужно было экономить бензин. Потому что денег всегда не хватало – внук Захар занимался музыкой, английским языком, шахматами, и на оплату занятий уходило больше половины пенсии. Они с Захаром, после занятий музыкой, ехали в шахматный клуб, потом на уроки английского… И так каждый день. Мальчик участвовал в несчетном количестве конкурсов, что тоже требовало затрат. Но никогда Андрей Михайлович Пазынич не сомневался в том, что потребности детей – прежде всего.
Жизнь этого человека, пожалуй, могла бы стать основой книги. Он воспитал четверых детей – троих своих от первого брака и дочку второй жены. Все четверо получили образование, несмотря на тяжелое время – туманные девяностые. Чем только не занимался Андрей Михайлович, бывший военный, чтобы достойно растить детей, – и таксовал, и торговал, и выращивал сельхозпродукцию… Иногда неделями ничего, кроме картошки, не ел. Но обид и претензий к первой жене, отдавшей ему детей, у него нет. Она решила развестись, не выдержав тягот гарнизонной жизни с военным, и осталась с детьми в Таджикистане, там, где муж проходил службу. Андрей Михайлович же, женившись во второй раз, вернулся домой, в Александрию. В беспокойных девяностых в Таджикистане, где осталась жена с детьми, началась настоящая война, и, конечно же, отправить детей к отцу было разумным решением со стороны женщины. Так считает Андрей Михайлович – «так было лучше для детей».
Дети выросли, разлетелись кто куда, и у каждого своя жизнь. А Андрей Михайлович теперь растит внуков. И все это время с ним рядом его вторая жена, Алла. Всегда и во всем она помогала мужу и поддерживала, без слова упрека растила чужих детей, как своих. А ведь всякое было – конфликты, ссоры. Поначалу дети не принимали Аллу Мередовну. Но мудрость и терпение этой женщины помогли преодолеть непонимание. И никогда дети не слышали повышенного тона или резких слов ни от нее, ни от Андрея Михайловича. В их семье даже слова «не обманывай» заменялись выражением «не говори неточно».
Андрей Михайлович с Аллой Ме-редовной особой заслуги не видят в том, что посвятили свою жизнь детям, что отказывали себе в каких-то вещах, жертвовали своим личным временем. Для них это само собой разумеется, потому что дети – это главное в их жизни. Внука Захара они тоже вырастили с пеленок. Сейчас девятнадцатилетний Захар Пазынич уже самостоятельный, учится на третьем курсе Днепровской академии музыки, параллельно работает в частной музыкальной школе – преподает фортепиано и вокал. У него берет уроки солист лондонской оперы, приехавший в Украину в гости. И, чтобы не потерять навыков во время вынужденного бездействия из-за карантина, занимается с Захаром. Захар записывает и исполняет песни, выкладывает в интернет. И в нашем городе его имя уже известно довольно многим. У Захара есть сестричка Настя, сейчас ей тринадцать, не менее талантливая – тоже понемногу осваивает английский, как и брат, берет уроки музыки, делает успехи в шахматах. А самое главное ее увлечение – каратэ. Этим видом спорта Настя занимается с упоением.
Настю тоже вырастили дедушка с бабушкой. Так уж получилось. Ее и Захара мама уже много лет живет в Киеве, собиралась забрать дочку со временем к себе, но потом уже дедушка с бабушкой не захотели отдавать внучку. Но Андрей Михайлович не винит дочь в том, что оставила детей. У нее личная жизнь не сложилась, и ей одной было бы тяжело в столице с двумя детьми. А Андрей Михайлович руководствовался в своей жизни только одним правилом – «так было лучше для детей».
Ни Захара, ни Настю не нужно было принуждать к занятиям. Достаточно было с малых лет с помощью чтения книг, игр с детьми, заучивания стихов и песен развивать память и другие способности. И никаких специальных научно разработанных систем воспитания не требовалось – только любовь, внимание и терпение. Затем сообща в семье выбирали род занятий, которыми детям хотелось бы заниматься. Захар в детстве мечтал быть хирургом, но однажды в гостях у дедушкиных знакомых спел песню. Там же присутствовала тогда Лидия Даниловна Васильчук, преподаватель музыкальной школы, и, услышав пение мальчика, настоятельно рекомендовала ему серьезно заняться музыкой. Захар и Андрей Михайлович последовали ее совету. Знания, которые дала мальчику Лидия Даниловна, замечательный педагог, оказались серьезными и востребованными, помогли ему поступить в Академию музыки и помогают в работе и творчестве до сих пор.
Захар и Настя, безусловно, очень талантливые и одаренные дети. Но способности есть у всех детей. А талант – это прежде всего труд. Брат и сестра много труда и усилий приложили сами к достижению своего успеха. И еще немало побед ждет их впереди, вероятно, слава и известность, быть может, о них напишут не одну статью в газету. Или, по меньшей мере, они уже знают, чем будут заниматься в жизни и нашли свой путь. Но мне кажется, ни Захар и Настя, ни сами Андрей Михайлович и Алла Мередовна не до конца понимают, чьему неустанному труду в огромной мере дети обязаны своими успехами. В советские времена в школах висели плакаты, на которых большими буквами было написано: «Где бы ты ни был, кем бы ни стал, помни о тех, кто тебя воспитал». Первыми педагогами для детей являются родители или те люди, которые их вырастили. И только от них, от их самоотверженности, умения любить, терпения и мудрости зависит то, кем дети вырастут.
Ольга Антонова
Залишити відповідь