12.02
2016

Близится 14 февраля, так называемый «День Святого Валентина», «День Влюбленных», день «романтической стихии» – водопада «валентинок», урагана праздничных сувениров, бури sms-ок, лавины мероприятий, начиная с детских садиков и заканчивая ночными клубами.

В Александрии в юношеской библиотеке планируют проведение даже специального вечера для влюбленных, только вдумайтесь, «вечер быстрых свиданий» (speed dating)!, звучит пошловато. И дело не в моем ханжестве и отсталости – не укладывается как-то в сознании. Просто вдумайтесь: вечер для одиноких и неженатых влюбленных (поделенных на группы от15-17 и 18-22 лет), которые будут в ускоренном режиме искать себе симпатичного человека для продолжения знакомства. Таким образом, все участники влюблены уже заочно, вечер-то для влюбленных, и совсем незаметны некие двусмысленные параллели. Может, слово влюбленность стоит заменить на флирт, страсть, влечение, а свидание просто называть поиском партнера, тогда все будет понятно. Многие скажут: снова опошлил высокие романтические чувства, снова не заметил желания взрослых понять и поддержать юное поколение. Но простите, если сегодня сводничество приобретает «цивилизованные» формы, оно не перестает быть таковым, даже если в роли свахи выступает библиотека. Это не значит, что сутенерство как явление может быть оправдано. Хотя, может я ошибаюсь, и на «вечере быстрых свиданий» молодым людям расскажут, что такое семья, как правильно строить отношения до замужества, раскроют смысл слова «невеста» и в конце концов скажут самую «страшную» правду о браке как о подвиге. Но все же вернемся к событию.

Для чего все это? Откуда такой ажиотаж, откуда такая «радость», в чем смысл праздника, какое отношение он имеет к святости, попробуем выяснить. Но прежде (снова замечу для циничных критиков Церкви), как и с «праздником всех святых» – Хэллоуином, «День Валентина» имеет прямое отношение к использованию религиозной тематики, а значит обвинения меня в предвзятости и отсутствии мотивов совершенно неуместны.

Начну с того, что в православном календаре 14 февраля – дня памяти св. мученика Валентина – НЕТ. В этот день Церковь вспоминает иных святых, в частности, св. мученика Трифона. В православных святцах есть несколько мучеников с именем Валентин, но ни один из них в нашей традиции влюбленным не покровительствует. 24-го апреля по старому стилю мы вспоминаем св. мученика Валентина Доростольского (Мезия, совр. Болгария), другой св. Валентин Римлянин (19 июля). Наконец – св. мученик Валентин Интерамнский (Италия), память которого празднуется 12 августа. О нем известно, что он был епископом города Интерамны (Италия) и получил от Бога дар врачевания. Согласно Католической энциклопедии, под 14 февраля празднуется память Валентина Интерамнского и Валентина Римского. Но даже согласно католической традиции, эти святые ничего общего с влюбленными также не имеют.

Тогда возникает очередной вопрос: а когда и по каким причинам появилась легенда о покровителе влюбленных?

Ответ: в позднем католическом средневековье.

Вопрос: а почему?

Ответ неожиданный: 14 февраля считался в западной традиции днем спаривания птиц.

Именно поэтому 14 февраля считался удачным днем для помолвок, браков.

Вопрос: а почему именно 14 февраля?

И вот здесь мы приходим к языческим корням данного праздника, связанного с Луперкалиями, отмечавшимися 15 февраля. Что это такое? Римский праздник плодородия, связанный с богом Паном, когда жрецы-луперки бегали по Риму и хлестали всех подряд, а бесплодные матроны подставляли руки под ремень, поскольку верили, что это избавит их от бесплодия. Щадя стыдливость читателей, опустим иные сцены, «о них же срамно есть и глаголати». Между прочим, от названия священных ремней луперков, “фебруа” – произошло и название месяца, в середине которого происходило празднество (и в середине которого будет отмечаться Валентинов день): “фебруарий” – февраль. В 496 году Римский папа Геласий запретил подобные празднества.

Св. Валентин, таким образом, оказался заложником даты 14 февраля. О нем стали составлять красивые легенды. Одна из них повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.), видевший источником всех бед в мире – брак, запретил венчать влюбленных. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно, за что и поплатился жизнью.

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение, краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в таинстве Евхаристии. Да и Римского епископа с именем Валентин никогда не было. Вывод ясен: эта легенда ложна.

«Но что же плохого в этом празднике? – могут снова возразить «близорукие» современники, – что плохого в том, что мы дарим любимым «валентинки», цветы?».

К сожалению, празднование редко ограничивается такими невинными знаками внимания…

  • Еще раз скажу, что праздник носит церковное название и напоминает о христианском святом, а значит, о святости и духовной жизни, а большинство из тех, кто празднует «День святого Валентина», именно молиться святому Валентину и не помышляют… Влюбленные не отмечают этот день, как день своего святого покровителя. Его празднование – не повод устремиться в небо, а скорее – друг ко другу.Часто поэтизируя отношения влюбленных, этот день с церковной точки зрения просто служит для оправдания блудного греха. Согласитесь, праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует не самые нравственные чувства и извращает само понятие любви.
  • «День влюбленных», как и другие «иностранные» праздники, в какой – то степени искусственно навязан нашему обществу, не имея никаких корней в национальной культуре. Спросите, кому это выгодно? Да хотя бы тем, кто наваривает деньги на продажах сердечек, шариков, валентинок. Содержателям злачных мест. А еще – тем, кто хочет переформатировать нас как этнос. А для чего? Об этом ясно говорит Петруша Верховенский из «Бесов» Достоевского: «Два поколения разврата необходимы, чтобы человек стал послушной, себялюбивой мразью».
  • Недопустимо, когда детей строят в шеренгу и требуют, чтобы они срочно свои, может быть, еще не рожденные чувства вытаскивали из сердца и демонстрировали, причем к строго определенной дате и по списку классного журнала. А если юный человек еще не влюбился, почему он должен фальсифицировать свои чувства или же ощущать себя неполноценным изгоем? Это издевательство над детской психикой. А представьте, что произойдет, если я предложу, по возможности, отмечать память Валентина по-христиански в школе, в детском саду. Вот критики-то будет!..
  • Сам по себе данный «праздник» превращается в некий культ – а именно культ того, что можно было бы назвать «коммерческой романтикой».

Типичная история для женского журнала: «Она несчастна в браке. Муж ее не любит, не ценит и не понимает, и вообще отвратительный тип. Как ужасно, что она с ним связалась. Но тут на сцене появляется принц – личность, сочетающая неограниченный достаток, тонкую душу и благородную внешность, влюбляется в нее и увозит в прекрасное далеко». История для мужчин выглядит похоже: «Жена его не любит, не ценит, не понимает. Но вот он встречает Настоящую Любовь на Всю Жизнь, и жизнь его волшебно переменяется». Эти истории обращаются к той сладковатой мечтательности, которая может разрушить жизнь человека не хуже алкоголизма. В самом деле, строить отношения с реальными живыми людьми всегда трудно; это требует усилий, смирения, терпения и любви, а более всего – помощи Божией. Романтический же миф уверяет, что никаких усилий не надо; все дело в том, что надо встретить «того самого» или «ту самую», после чего счастье гарантировано каким-то автоматическим образом. Естественно, очень скоро выясняется, что ничего подобного не происходит в действительности, что созидание подлинно близких, доверительных отношений –это труд и подвиг, а труд и подвиг ни одна из сторон не готова на себя брать.

Следуя иллюзорным фантазиям, человек обрекает на несчастье и себя, и всех, кто будет иметь глупость с ним связаться. Беда в том, что это – путь наименьшего сопротивления, и люди охотно по нему идут. А значит, помогать им идти по этому пути действительно коммерчески выгодно. В рамках романтического культа, любовь – это не подвиг преодоления своего эгоизма ради другого человека, а просто приятное, захватывающее переживание. С человека снимается всякая ответственность за его отношения с противоположным полом; самое подлое и бесчеловечное предательство можно теперь объяснить тем, что «любовь прошла», а новая «любовь», соответственно, возгорелась.

Священное Писание говорит о любви между мужчиной и женщиной по-другому: любовь – это активное действие, сознательный выбор, когда люди, вступая в брак, принимают на себя неотменяемые обязательства и твердо их придерживаются. В браке неизбежны конфликты и трения, возможны болезни, финансовые трудности, беды и лишения разного рода. Люди вступают в брак не для того, чтобы наслаждаться безоблачным счастьем (в нашем падшем мире это невозможно), но чтобы поддерживать друг друга в нелегком земном странствовании. Именно способность быть честными, верными, терпеливыми людьми и подрывается современным культом «романтики».

  • Нет ничего плохого во влюбленности, молодые люди влюбляются, вступают в честной брак, заботятся друг о друге, производят на свет и воспитывают детей, живут во взаимной любви и заботе – на всем этом лежит Божие благословение. Во всем этом должна быть некая культура, традиция. Однако культ романтической влюбленности, проповедуемый со всех телеэкранов, напротив, способен во многом только разрушить и подлинную любовь, и семейное счастье.

А что же в это время (14 февраля) происходит в церкви? Там совершается всенощное бдение накануне великого праздника – Сретения Господня. Значение этого праздника огромно – это праздник встречи Бога и человека, и мы, «церковники», с радостью примем в храмах всех, кто любит и желает быть любимым, для них в этот день запросто совершим молебен об умножении любви, на котором поясним людям, что любовь самого Валентина была прежде всего ко Христу. Что любовь и похоть – не одно и то же. Что “любить” и “использовать” – это антонимы.

С наступающим праздником Сретения нашего Господа, дорогие мои!

Епископ Боголеп

, .

Один комментарий

  • Анонім пишет:

    Пытаться убеждать движущийся асфальтоукладчик без водителя не закатывать тебя в асфальт стоя перед ним, было бы более эффективным, чем обращаться к уже внедренному в подсознание массовому безумию. Единицы, конечно поймут, но воспрепятствовать коллективному бессознательному психозу толпы, ее участию в этом и подобных шабашах, увы не смогут!

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень