Картинки из польской жизни
Минувшей весной довелось три месяца жить и работать в Польше. До поездки я, казалось, знал о ней все – сотни сюжетов и статей в СМИ, тысячи историй, выложенных в сети “заробитчанами”. Но по приезду обнаружил много неизвестного ранее – любопытного и поучительного. О некоторых деталях их жизни хотелось бы рассказать – раз мы уже “оккупировали” наших соседей, давайте у них чему-нибудь поучимся, тем более – есть чему. Эти заметки – мое сугубо личное мнение, поэтому, если кто-то видел другую Польшу – поделитесь, будем рады.
Закон и порядок
Эти две составляющие – основа основ процветания любого государства. У наших соседей с этим, в отличие от нас, все в порядке.
Картинка: из урны ветер поднял целлофановый пакет и покатил по улице. Женщина, увидев такое “безобразие”, бросилась вдогонку, пробежала метров двадцать, подняла пакет и вернула в мусорку. Еще картинка: мать ведет за руку ребенка к урне и рассказывает, что фантик нужно не бросать под ноги, а нести именно сюда.
Чисто на их городских улицах не только потому, что дворники “гребутся” с шести часов утра, но и потому что урны буквально на каждом шагу. Я уже не говорю про контейнеры для раздельного сбора мусора. Это как бы само собой: несешь мусор – будь добр рассортируй его.
Поляки в основной массе очень законопослушные граждане. Если с вечера (встречалось такое) повесят знак “объезд”, то никому и в голову не придет переться под знак, как у нас сейчас на Соборной площади. А ещё для обеспечения порядка повсеместно за тобой следят камеры видеонаблюдения. Они буквально везде, например, в автобусах и трамваях их по 4-5 штук. А главное, что это всё работает не для “галочки” – штрафы реальные и не маленькие. А откупиться от полицейского – себе дороже будет.
Картинка: едет велосипедист, сзади тянется унылая колонна транспорта. Водители бурчат, но обогнать через сплошную линию – ни-ни! А ещё многократно замечал, как водители, стоя в длинных пробках, пропускают машины из прилегающих улиц. Видно, что такие “жесты доброй воли” им приносят удовольствие. Они улыбаются друг другу и весело машут руками.
Вспомнилась недавняя картинка из нашей жизни. Молодые девушки переходили через дорогу не по “зебре”, а в метрах пяти от нее. Водитель, тоже молодой парень, затормозил, выскочил из машины и давай крыть матом! Причем с такой злостью, что, казалось, он готов был их передавить своим «Опелем». Девушки ответили ему такой же злобной тирадой. Самое интересное, что происходило это на Соборной площади…, запрещенной для движения транспорта.
Политика
Правду говорят, что чем лучше живут люди, тем безразличнее они к политике. Регулярно просматривал местные издания (понять язык можно даже с минимальными знаниями) и обнаружил, что политическая сторона жизни страны поляков волнует меньше всего. Нет, конечно, национальные СМИ что-то пишут о взаимоотношениях с Евросоюзом, США, об отношении к происходящему в Украине, но этому уделяется мало внимания. Местные газеты (я жил во Вроцлаве) вообще начинают первые полосы какими-либо мероприятиями городской жизни: фестивали, конкурсы цветов, обсуждение развития новых социальных проектов. Весь Вроцлав увешан биллбордами, призывающими принять участие в развитии системы городского транспорта. Хотя, казалось бы, куда еще лучше (об этом расскажу ниже).
К украинцам отношение, в основном, ровное – да, понимаем, вам сейчас тяжело, сами когда-то побирались в Украине. Заробитчанство им близко – многие поляки едут работать в Германию, где та же работа оплачивается в два-три раза выше.
Портят отношение к украинцам наши же соотечественники. Мы жили на окраине города в частном секторе – здесь многие жители сдают свои дома заробитчанам (это в основном двух-трехэтажные особняки, перестроенные под хостелы. Очень выгодный бизнес). Так вот, здесь живет огромное количество украинцев. Иногда по вечерам устраиваются попойки с криками, драками, вызовами полиции и всеми вытекающими последствиями. Как могут относиться к этому поляки, когда их дети гуляют буквально в метре от ограды, за которой пьяные дяди орут матом?
Часто приходилось общаться с поляками, работающими рядом. Нашу бригаду уважали, так как наши специалисты могли делать то, чего они не умели. Так вот одного из них мы в шутку прозвали “фашистом”. К нам он относился хорошо, но говорил так: “До прихода “освободителей” (Красной Армии) мы жили хорошо. Спасибо, конечно, что освободили нас от фашистов, но почему после вашего прихода все последующие годы мы стали жить по продуктовым карточкам?”. Поляки дружно смеялись. Это, пожалуй, единственный случай, когда разговор заходил о чем-то, связанном с политикой. Ни о какой Волынской резне они и слушать не хотят – есть, говорят, Сейм, пусть у них там головы болят.
У наших же работодателей – руководителей фирмы – разговоры были если не о работе, то непременно о предстоящем отпуске – куда бы поехать? Франция, Италия? К морю или на лыжах покататься?
Транспорт
Здесь я отказываюсь понимать некоторые вещи. Не понимаю, почему у нас на коротких маршрутах, в городе, где нет “пробок”, автобусы никак не вписываются в расписание? Во Вроцлаве расстояния намного длиннее, в часы пик пробки на дорогах, а автобусы ходят минута в минуту. Думаю, что дело здесь не в дорогах или технических проблемах, а в людях.
Водят городской транспорт и молодые девушки, и мужчины преклонных лет в костюмах с галстуками или бабочками при белых рубашках. Шикарные автобусы, трамваи, где всегда можно найти свободное место, где есть площадки для инвалидных и детских колясок, велосипедов, собак, где пассажиры не хотят садиться у окон, так как там дуют кондиционеры!
В самих автобусах установлены мониторы, сообщающие об остановках, погоде на сегодня и завтра. В трамваях видел на мониторах курсы английского языка – чтоб пассажиры зря времени не теряли.
У них на остановках электронные табло, извещающие о прибытии и маршрутах транспорта. Остановки обустроены так, что между бордюром и подножкой автобуса одна маленькая ступенька. Мало того, если нужно заехать коляской, то пневматическим приводом автобус делает крен вправо на несколько градусов – и коляска заезжает (или выезжает), как по тротуару. Если не ошибаюсь, в некоторых наших автобусах есть выдвижные пандусы для колясочников. Кто-то видел, чтобы ими пользовались? Почему у нас ни в одном автобусе не работает кондиционер? Нет денег на их обслуживание? Не верю – нет желания. Зачем кондиционер – пассажирам хоть бы как-нибудь доехать…
Согласен, в инфраструктуру Польши Евросоюз вложил десятки миллионов евро, на которые они смогли, в частности, построить хорошие дороги и одну из самых развитых в Восточной Европе сеть общественного транспорта. Здесь мне ответят традиционно: смогли, потому, что не воруют. Вероятно, так оно и есть, но вопрос в другом: почему транспорт Вроцлава ходит, как часы, а наш нет? Несмотря на пробки и длинные маршруты, автобусы и трамваи приходят на остановки минута в минуту.
В Александрии сегодня уже нет “убитых” дорог по маршрутам автобусов, по крайней мере, в городской черте. Почему тогда автобусы опаздывают? Они постоянно ломаются? Но не настолько же часто, чтобы традиционно нарушать графики. Может быть, дело в человеческих качествах? Польский водитель (по ежедневным наблюдениям) за три-две минуты до отправления садится за руль, протирает пыль с панели приборов и смотрит на часы. Все остальные проблемы остаются за бортом…
Отношения
Наверное, каждый из нас обращал внимание на встречающие и провожающие взгляды. Их иногда бывает аж спиной чувствуешь – тебя осматривают, оценивают и обсуждают со всех сторон. Вероятно, такой у нас менталитет: встречать и провожать по одёжке. Мы привыкли смотреть оценивающе. Одежда – как знак принадлежности к какой-то категории граждан. У них этого нет. Если в трамвай зайдет девица, выбритая наголо с одной стороны и зелёная с другой, то обратят на нее внимание лишь несколько человек – и это стопроцентно будут наши земляки. Ещё раз повторюсь, что это мое сугубо личное мнение, но поляки живут сами по себе, и им совершенно безразлично или даже наплевать, кто ты и что ты. Каждый замкнут сам в себе. При этом полная свобода взглядов и даже безразличие к мнению окружающих.
Если у поляка насморк, он может громко – на весь автобус – высморкаться. Если утром он с “бодуна”, то может зайти в магазин, купить “стульчак” (водка в 100-граммовых бутылочках) и, никого не стесняясь, выпить прямо у входа. Хотя выпивающих в общественных местах не видел ни разу – у них это строго запрещено (вообще-то пьют поляки много, в основном пиво – по статистике они одни из лидеров в Европе – в год 10 литров чистого спирта на каждого)…
Конечно, есть в Польше много и негативного, есть те, кого у нас называют хамлом, есть много нищих, есть много недовольных жизнью, но целью этого материала был рассказ о положительном и поучительном.
И напоследок о вопросе, который всегда задают при встрече – стоит ли ехать в Польшу на работу? Стоит. Если вас не устраивает зарплата, условия труда, не ждите, пока у нас что-то улучшится. Хуже не будет.
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь