Генпланы: старый и новый
В канун нового 2020 года городской совет утвердил Генеральный план Александрии. В эту новую градостроительную документацию вошли сам Генеральный план, историко-архитектурный опорный план, план зонирования территории и другие материалы. До этого, как известно, официальным документом считался безнадежно устаревший план, разработанный почти 50 лет назад. Что же даст нам новый план и в чем его отличие от предшествующего? Об этом наш разговор с краеведом Владимиром Иванченко, которому хорошо знакомы оба документа.
– Итак, что было заложено в предыдущем плане, что было сделано, а что нет?
– Прежний план, в сравнении с нынешним, выглядит грандиозным проектом с элементами гигантомании. Это и не удивительно – в те годы Александрия строилась и развивалась семимильными шагами. Начиная с конца 60-х годов, прошлого столетия, бурно развивались промышленное и жилищное строительство, городская инфраструктура. Это стало возможным, в основном, благодаря мощным предприятиям: объединению «Александрияуголь», АЭМЗ, ПТО, заводу «Автоштамп», фабрике диаграммных бумаг.
План предусматривал развитие города и его инфра-структуры, создание новых микрорайонов, культурных центров и промышленных зон. Практически все, что сегодня есть в Александрии, построено на протяжении 70-90-х годов ХХ-го столетия.
– Но у медали была и обратная сторона…
– К сожалению, согласно этому документу, была снесена историческая часть центра города, навсегда утерян колорит старой Александрии.
Можно ли это чем-то оправдать? Однозначно ответить сложно. В то время ставились грандиозные планы развития, в которые не вписывались «исторические» детали.
– Но не всем этим идеям было суждено сбыться.
– Да. Например, планировалось, что к 90-м годам прошлого века южная часть города будет застроена, а развитие пойдет в сторону Приютовки до сельскохозяйственного училища. На месте бывшего аэродрома между двумя трассами должен был вырасти новый микрорайон.
Связывать городские микрорайоны должны были троллейбусные линии. Одна ветка – от Звенигородки до Користовского железнодорожного вокзала, вторая – кольцевая, через промзону в районе “ЭТАЛа”. Для возможности проезда троллейбусов мост по проспекту Соборному через речку Березовку был построен трехполосным в обе стороны.
Согласно плану, к началу нынешнего века в Александрии должно было появиться множество новостроек. В районе Кирова – театр и Дворец пионеров (школа № 1). Девятиэтажками планировалось застроить районы Кирова и Победы. Центральная улица пополнилась бы 14-этажками, соединенными торгово-развлекательным комплексом (это строительство закончилось “Горняком”). На улице 6-го Декабря должны были появиться художественная школа, школа искусств, спорткомплекс.
Но этим планам не суждено было сбыться – началась перестройка.
– Несмотря на плановость, город строился зачастую хаотично – «как попало».
– Разбросанные по всему городу многоэтажки – это результат отхода от плановости. Для строительства ведомственного жилья директору какого-либо предприятия нужно было решать вопросы сноса старого жилья и предоставления жильцам нового, но это было затратно. Поэтому всеми правдами и неправдами директора “выбивали” площадки на пустырях, совершенно не заботясь об общей картине и окружающей инфраструктуре.
– И вот назрел вопрос создания нового плана…
– Прошли десятилетия, изменились критерии градостроительства, изменилась сама жизнь, которая поставила новые задачи. Попытки создания нового плана предпринимались неоднократно, и только последние изменения в законодательстве, запрещающие новое строительство без Генплана, дали окончательный толчок для его создания.
– Наша газета неоднократно писала о процессе создания Генплана, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться его разработчикам и заказчикам. Какие особенности нового плана?
– Данный документ зафиксировал границы города, что дает возможность создать ОТГ с прилегающими поселками. Предусмотрено зонирование территории.
Если говорить о конкретных деталях, то это строительство по всему городу ливневой канализации; создание парковых территорий, расширение парковой зоны в центре города; создание Ингулецкого ландшафтного парка вдоль речки Ингулец, который соединит южную и северную части города; строительство Березовского парка вдоль речки Малой Березовки; музейного экспозиционного парка в районе Верболозовки; IТ-парка в южной части города.
Проект предусматривает строительство объездной дороги протяженностью в 17,4 км и увеличение протяженности дорог для автобусного сообщения с 68 до 83 километров.
Остается только один вопрос: хватит ли сил и стараний нашей городской власти, чтобы осуществить намеченное?
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь