Пропеллер, золотые часы и царская Грамота
Полтора года ждет ответа из посольства Франции в Украине жительница Александрии Светлана Терещенко. В апреле прошлого года она написала письменное обращение к послу, тогда еще этот пост занимал Ален Реми (в сентябре прошлого года его сменила Изабель Дюмон). «Мой дед по матери, Донат Дмитриевич Тиунов, в 1914-1916 годы работал в Севастопольской школе авиации помощником заведующего и заведующим сборочной мастерской технической роты, – пишет 82-летняя Светлана Михайловна.
Семья Тиуновых
– Эти данные известны из приказов, копии которых нам прислал Центральный государственный военно-исторический архив СССР еще в 1987 году. Д.Тиунов организовал производство деревянных пропеллеров к аэропланам Блерио, Фарман, Ньюпор, которые ранее завозились из-за границы. По сообщению Музея героической обороны и освобождения Севастополя, часть архивов Севастопольской школы авиации в 1920 году была вывезена во Францию, но этот немаловажный факт нигде в оставшихся документах не значится. Только высокие царские награды – золотые именные часы на цепочке и писанная золотом Грамота «За умелыя руки» подтверждают правдивость слов нашей матери Зинаиды Донатовны (ее уже нет среди нас) и ближайших родственников о том, что первым в царской России стал изготавливать и наладил серийный выпуск деревянных пропеллеров к аэропланам наш дед, Донат Дмитриевич Тиунов. Но и этих ценных реликвий, к большому сожалению, сейчас нет. Золотые часы во время войны мама выменяла на хлеб где-то под Знаменкой, чтобы спасти нам с братом жизнь, а Грамоту сожгла со страху, после того как нашего отца объявили «врагом народа», но мы все хорошо ее помним.
Работая в мастерских Севастопольской школы авиации, Донат Дмитриевич сконструировал деревообрабатывающий станок, на котором обтачивались пропеллеры. Сохранились фотографии этого станка. Долгие годы наша мама хранила, как драгоценную реликвию, модель деревянного пропеллера из двух сортов дерева, выполненную руками ее отца.
Теперь эта модель в числе других экспонатов – подлинных фотографий и открыток – хранится в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. Я хорошо понимаю, что с 1920 года прошло 95 лет, произошло много событий, но очень хочется узнать, существуют ли какие-нибудь документы, подтверждающие этот факт. Мы не знаем, куда можно обратиться во Франции и сохранились ли вообще архивы. Поэтому большая просьба: если это возможно, сообщить адрес, куда можно обратиться по интересующему нас вопросу».
В декабре 1988 года в газете «Молодой коммунар» вышла большая статья В.Дерусова о Донате Тиунове – о его семье, работе, изобретениях, оцененных Николаем ІІ. Писали о семье Светланы Терещенко и газета «Вільне Слово» (в 1997 году), и журналист Вячеслав Чебышев. Об истории этой семьи можно написать роман – увлекательный и страшный одновременно. Говорят, Бог не дает испытаний не по силам. Этой семье пришлось пережить немало, испытания были тяжелыми и трудными, но внутренняя сила, интеллигентность, человечность и тяга к знаниям помогли выжить и не потерять себя, даже в крайних обстоятельствах находить возможности для роста и развития, сохранить лучшие личные качества и духовные ценности.
Донат Дмитриевич пропал в марте 1917 года. Его дочь Зинаида вышла замуж за военнослужащего Михаила Горланова, у них родились сын и дочь. В 1938 году Михаила Горланова объявили врагом народа и осудили по 58 статье. Его жена с двумя детьми, 10-летним Донатом и 4-летней Светланой, уехали в Знаменку, к тетке. Зинаида была учительницей, но ее, как жену врага народа, не брали на работу даже уборщицей. Помог порядочный человек по фамилии Сулима, начальник Знаменской почты – не побоялся взять жену врага народа заведующей канцелярией. В войну Горлановы пережили оккупацию, а после их забрал в Кировоград брат Зинаиды, Меркурий, выхлопотал для них квартиру.
Когда в Александрии начала развиваться угольная промышленность, Донат Горланов приехал сюда. Окончив Кировоградский техникум механизации сельского хозяйства, он всю жизнь проработал инженером по рационализации на ТЭЦ-3. В 1953 году в Александрию приехали и Зинаида со Светланой.
Светлана собиралась поступать в Кировоградский пединститут, но дочь врага народа в вуз не принимали. Она не отчаялась: училась и работала на ТЭЦ-3, прошла курсы лаборантов по воде и углю. Окончила вечернее отделение горного техникума, филиала Днепропетровского горного института, получила диплом по специальности горный техник-электромеханик. По окончании учебы ее зачислили дежурной подстанции в СУ-2. Но вскоре, благодаря аналитическому складу ума и отличным техническим знаниям, Светлана уже работала инженером производственного отдела, составляла недельно-суточные графики работы. Вышла замуж, родились сын и дочь. Семье дали в Пантаевке трехкомнатную квартиру, которую обменяли на Александрию на улице Красноармейской. На пенсию Светлана Михайловна ушла с шахты «Медвежеярская» в 1989 году.
Красивым учительским почерком и стройным художественным слогом в нескольких школьных тетрадях Светлана Михайловна описала историю своей семьи. Сведения собирала по крупицам – по воспоминаниям родственников, пока они были еще живы. Подробные и точные, они помогают составить четкое представление о стране, укладе, быте и условиях, в которых жили Тиуновы, Горлановы и Терещенко, об их современниках, чтобы потомки имели представление о прошлом и истории нашей страны, пусть и на примере одной семьи. Этим и ценны рукописи.
…Что касается деревянного пропеллера, сделанного руками деда, – по просьбе дочери изобретателя (матери Светланы Михайловны) он был отправлен в севастопольский музей. И потомки Доната Тиунова не знают – находится ли он до сих пор в музейных фондах. Они очень хотели бы получить его назад – пусть хранится в семье как реликвия. И все же надеются на ответ из Франции, как подтверждение того, что именно Тиунов был первым в царской России, кто наладил серийный выпуск деревянных пропеллеров.
Елена Карпачева
Залишити відповідь