О работе и перспективах «Теплокоммунэнерго»
Без преувеличения можно сказать, что от работы теплоснабжающего предприятия зависит не только комфорт, но и само жизнеобеспечение тысяч александрийцев. Поэтому к встрече с директором КП «Теплокоммунэнерго» Аллой Грибачевой мы приготовили несколько вопросов, касающихся каждого из нас.
– В прежние годы мы ждали новостей от ТКЭ, как сводок с фронта. Каждый отопительный сезон начинался с предупреждений, что если не будет оплаты, то не будет газа, не будет тепла. Сейчас такого не слышно. Может, потребители стали исправно платить по счетам, или «Нефтегаз» стал лояльнее к должникам?
– Нет, платить исправней не стали. Наоборот, в этом сезоне платить стали катастрофически хуже. С октября 2015 года по нынешний февраль уровень оплаты населения составил всего 36%! С начала этого отопительного сезона население увеличило долг на 17,7 млн грн, а задолженность с учетом предыдущих сезонов составляет 25,5 млн гривен. Не помогают даже субсидии, ведь многие из тех, кто не смог оформить субсидию, не в состоянии оплачивать такие огромные счета. И думаю, что дальше будет еще хуже. Я прекрасно понимаю людей, которым приходится выбирать между самым необходимым для жизни и коммунальными счетами. К сожалению, что-то изменить не в наших силах.
А относительно вопроса о том, что «Нефтегаз» стал не так категоричен в угрозах прекращения поставок природного газа, то здесь все зависит от уровня оплаты за потребленный газ. В первые месяцы сезона, когда количество потребленного газа еще не очень большое, удается обеспечить более высокий уровень оплаты, а уже на сегодняшний день долг за потребленный газ с начала сезона составляет 32 млн грн, и соответственно мы получили предупреждение от ОАО «Кировоградгаз» о прекращении подачи газа с 22 февраля. Несмотря на то, что согласно установленному НКРЭКУ алгоритму, банком ежедневно осуществляются списания денежных поступлений в счет оплаты за газ, этих денег не хватает для обеспечения 100% расчетов. Для примера приведу цифры по январю: потребили газа для выработки тепловой энергии на 20 млн грн, оплатили потребители за месяц только 6,5 млн грн, поэтому о каком-то денежном балансе не приходится говорить. А еще есть затраты на электроэнергию, воду, заработную плату. Такие значительные задолженности приводят к тому, что НАК «Нефтегаз» постоянно насчитывает штрафные санкции и подает иски в суд. С апреля 2015г. у предприятия все счета находятся под арестом и практически отсутствуют средства для осуществления хозяйственной деятельности. Даже заработную плату выплачиваем через оформление исков комиссии по трудовым спорам на исполнительную службу.
– Согласитесь ли вы с тем, что субсидии – это, по большому счету, зло, за которое будут расплачиваться наши дети и внуки? Это деньги, миллиарды гривен – не заработанные, а большой долей взятые в долг и выброшенные в прямом смысле слова в трубу.
– В нашем случае работает правило: чем больше субсидий начислено, тем выше платежи за энергоносители, потому что полученные субсидии мы направляем для взаимных расчетов за газ и электроэнергию. Чем больше начислено субсидий, тем нам выгоднее. Но соглашусь с тем, что если бы эти средства были направлены на энергосберегающие технологии: утепление домов, модернизацию теплогенерирующих предприятий, развитие альтернативной энергетики, – то через несколько лет эффект был бы огромным. Нужно, чтобы заработала экономика, чтобы люди могли зарабатывать и имели возможность платить за услуги, а не ждать подачки от государства.
– Сегодня много разговоров о том, что украинские газотранспортные компании поставляют низкокалорийный газ. Независимые эксперты (так они себя называют) с экранов телевизоров заявляют прямо – его бодяжат. Насколько им можно верить?
– Для нашего предприятия газ поставляет НАК «Нефтегаз Украины», каждый месяц сертификат его качества предоставляет Александровское ЛПУМГ ПАО «Укртрансгаз».
– Выходит, что документ выдает компания, которая сама себя контро-лирует. В ее ли интересах занижать показатели?
– Насколько мне известно, в Украине нет независимых специальных лабораторий. Но за все годы работы помню лишь один отопительный сезон, когда газ был низкого качества, и при минусовых температурах наружного воздуха постоянно выбивало котлы, оборудование ГРП приходилось прочищать от парафиновых выделений. Этот случай был много лет назад, а вот в октябре прошлого года нам выдали сертификат на газ с калорийностью выше, чем обычно. В процессе эксплуатации мы этого не заметили, но такая калорийность повлияла на экономические показатели работы котельных.
– Может я ошибаюсь, но в последние годы топить ТКЭ стало сильнее. Вот и сейчас – вторая декада февраля выдалась чересчур теплой для такого времени года, на улице температура поднималась до + 12, а батареи горячие, и форточки приходилось открывать, как в советские времена. Вероятно, вам это выгодно: больше дадите тепла – больше получите прибыли?
– Неправильное мнение. При температурах наружного воздуха выше +8оС, температуру теплоносителя снижаем до минимальных режимов, чтобы не было перерасхода природного газа, а при снижении внешней температуры поднимаем градусы теплоносителя согласно температурным графикам по каждой котельной. Каждый месяц НАК «Нефтегаз Украины» выделяет каждому предприятию лимит на природный газ, который можно недобрать, но ни в коем случае нельзя перебрать, так как это сразу влечет за собой предупреждения об ограничении потребления газа. К тому же при таких высоких ценах на газ не очень хочется использовать лишние тысячи кубов газа.
А количество отпущенных Гкал тепла напрямую зависит от температур наружного воздуха. Стараемся топить так, чтобы в помещениях потребителей обеспечивать санитарные нормативные температуры, чтобы в квартирах не было холодно. Хотя есть жалобы от жильцов некоторых домов на площади Кирова и на Победе на низкую температуру в квартирах по причине забитых стояков и приборов отопления.
– Наши читатели продолжают спрашивать о нововведениях в расчете за тепло для тех домовладельцев, которые не имеют тепловых счетчиков.
– 19 декабря прошлого года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «О введении перерасчетов стоимости услуг централизованного отопления в зависимости от температуры окружающего воздуха», которым внесено изменения в прежнее постановление КМУ, согласно которому абонентам ТКЭ, жилые дома которых не оснащены приборами учета тепловой энергии, начисления за фактически отпущенную тепловую энергию производятся в зависимости от фактической температуры наружного воздуха в расчетном месяце и фактического количества дней предоставления услуги. В соответствии с этим постановлением мы выполнили начисления населению без счетчиков за декабрь и январь. Согласно произведенным расчетам, они получили стоимость отопления за 1 кв. м в декабре – 18,1840 грн и в январе – 25,7846 грн. В январе так много потому, что среднемесячная температура составила -4,56оС. При расчете все фактические показатели приводятся в соотношение к заложенным в действующем тарифе. При таком порядке начислений чем теплее месяц, тем меньше будут начисления и чем холоднее –тем выше стоимость тепла.
– Но в перспективе во всех домах должны быть установлены счетчики тепла? За чей счет?
– Сегодня в Александрии 123 многоэтажных дома еще не оборудова-ны тепловыми счетчиками. На выполне-ние требований правительства и НКРЭКУ, в инвестиционную программу на 2015 год нами были включены мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии на 102 жилых дома, и сейчас готовим документы по формированию инвестпрограммы на 2016 год, куда планируем включить установку приборов на остальные дома. Но, к сожалению, выполнение инвестиционных программ напрямую зависит от оплаты потребителей за тепловую энергию. Хронические неплатежи за тепло и арест всех счетов предприятия по искам НАК «Нефтегаз Украины» за несвоевременную оплату за газ за прошлые годы (опять-таки из-за долгов абонентов) не дают возможности накопить средства для реализации инвестиционных программ. Так что в этом вопросе пока что замкнутый круг.
– Когда-то ТКЭ было противником установки автономного индивидуального отопления, так как это приводило к росту себестоимости тепла, а сегодня в городе одна за другой появляются не то, что автономки – большие котельные, отбирающие у вас потребителей.
– Котельные, работающие на альтернативном топливе, сейчас занимают лишь малую часть от наших объемов. Для примера, сегодня подключенная нагрузка по предприятию 80 Гкал/час, а запущенные в работу по бюджетной сфере три автономные котельные – всего 1, 1 Гкал/час. Когда запустят запланированные на этот год котельные, то наши подключенные нагрузки уменьшатся более чем на 6%. По требованиям нормативных документов, утвержденных НКРЭКУ, в таком случае мы обязаны будем обратиться в НКРЭКУ о пересмотре тарифов. Кто выиграет от этого сейчас говорить сложно – время покажет.
Считаю, что такие котельные целесообразны в отдаленных микрорайонах, и охватывать они должны не отдельные объекты, а целые кварталы. Взять для примера Пантаевку. Сегодня жители поселка перешли на автономное отопление, а мы подаем тепло лишь бюджетной сфере и одному 5-этажному дому, в котором нашим отоплением пользуются всего 8 квартир. В связи с отключением абонентов аналогичная ситуация и в микрорайоне Октябрьском, где централизованно отапливаются только школа, детский сад и психиатрическая больница. Затраты огромные и никакой рациональности. Сейчас подготовили обращение в горсовет о строительстве автономной котельной в поселке Пантаевке.
– Мы десятилетиями тянули газовые ветки, журналисты еще недавно рапортовали о «голубых огоньках», зажигаемых в самых дальних селах, а что сегодня – отказываемся от всего этого?
– Очевидно, что здесь больше политической составляющей, чем экономической – помните, как в 2013-14 годах шли ”газовые войны” и была реальная угроза остаться без российского газа? Нас заставляли сократить потребление природного газа на 30% и переходить на альтернативные виды топлива. Но мы не так богаты, чтобы говорить об обеспечении собственными энергоресурсами. Добыча украинского газа невелика, углем, лежащим, кстати, у нас под ногами, никто не занимается, а лесов на всех не хватит. Рано или поздно эти вопросы встанут – альтернативы газу в ближайшей перспективе нет!
– Расскажите о Программе тепло-снабжения, над которой вы работаете уже много лет. Она еще жива?
– Жива. Строительство новой котельной в так называемом «квадрате» – это как раз очередной шаг в реализации Программы оптимизации системы теплоснабжения города. В прошлом году мы пересмотрели и скорректировали этот документ согласно новым обстоятельствам и требованиям времени.
Несколько лет назад мы подавали заявку на участие в разных инвести-ционных программах. Сегодня наше предприятие попало в тройку украинских городов (кроме Александрии в список вошли города Кривой Рог и Лозовая), предложенных Мин-регионстроем для участия в программе кредитного финансирования Европейским инвестиционным банком. На прошлой неделе мы подписали с банком договор о проведении технической экспертизы. После согласования технико-экономического обоснования инвестиционного плана Минфином технические эксперты Европейского инвестиционного банка приступят к изучению финансового и технического состояния нашего предприятия, и ими будут даны рекомендации о целесообразности выделения нам кредитных денег под реализацию программы оптимизации.
Сергей Гавриленко
“Согласитесь ли вы с тем, что субсидии – это, по большому счету, зло, за которое будут расплачиваться наши дети и внуки” – какое зло автор имеет в виду, непонятно. Государство всегда помогало олигархам жить, давая им огромные дотации из госбюджета. Сейчас МВФ запретил это делать. Наше гос-во подняло до немыслимых высот тарифы и существенно упростило оформление субсидий, по сути, их скоро по телефонному звонку начислять будут. В итоге, олигархи получают ту же господдержку, что получали раньше, но через другой канал. О каком зле речь. за которое будут раплачиваться наши дети и внуки, – не понял.
Мне нравится! 0
Отменно изложено ув.Игорь! В форме вопроса, без единого знака вопроса, но с абсолютно понятным ответом!
Мне нравится! 0