Финальный аккорд Рудорема, или Что случилось с “Первым советским механическим заводом”
Публикация в соцсетях фото и видео того, как на Александрийском рудоремонтном заводе разбирают цеха и вывозят оборудование, оставила у горожан неприятный осадок. Многие комментаторы возмущались происходящим. Что же происходит на предприятии – узнавал наш корреспондент.
Сегодня, по большому счету, завода практически не существует (даже бывшие и нынешние работники завода в своей группе, созданной в Telegram-канале, отнеслись к событиям на предприятии, как к неизбежному), остались лишь небольшие производственные участки. Последние робкие упоминания о возрождении завода были в 2017 году, но из той затеи ничего не вышло, и сейчас можно лишь ностальгировать, отдав должное славному некогда предприятию…
Если говорить об истории завода, то с ней хорошо знаком Виталий Куропятник – директор АРРЗ с 1974 по 1985 годы. Он рассказывает, что «появлению завода способствовала Первая мировая война. Тогда начался кризис с поставками оружия на фронт, и правительство царской России искало всевозможные пути расширения производства. В тогдашней захолустной купеческой Александрии были мастерские, обслуживающие перерабатывающие предприятия сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Вот из этих мастерских и начали изымать оборудование, которое могло быть использовано для производства снарядов, патронов, мин. Само производство было развернуто в старых казармах в районе нынешнего КП “Теплокоммунэнерго”.
В период разрухи, вызванной гражданской войной, “снарядный” завод был остановлен, но в 1920 году здесь начался выпуск изделий для мельниц и сельхозтехники.
Завод получил громкое название – “Первый советский механический завод”, работало на нем 250 человек, которые со временем из кустарей превратились в полноценный рабочий класс. Позже, в связи с развитием угольной промышленности, завод стал переквалифицироваться на более сложное производство – ремонт угледобывающей техники.
В 1932 году его переименовали в “Корпоративную артель имени Блюхера”, а после того, как маршала репрессировали, – в промышленную артель “Красный литейщик”, которая выпускала чугунные изделия для домашнего обихода.
Возможно, завод так бы и остался артелью, но в послевоенные годы началось бурное развитие угольной промышленности, и стране требовалось развитое машиностроение. Бывшая артель стала превращаться в мощное производственное предприятие, где появились цеха: литейный, кузнечный, механический, ремонта горного оборудования, транспортного обслуживания.
Официально это современное предприятие начало работать с 1954 года. Оно было оснащено современным по тем временам оборудованием огромного диапазона, способного выполнять технологические операции – от мелких деталей до изготовления огромных поворотных зубчатых кругов и коленвалов больших экскаваторов, в том числе шагающих. Здесь изготовляли оборудование для химической промышленности, ленточные сушилки, скрубберы, сушильные барабаны, дробилки и многое другое. А еще здесь был разработан и изготовлен комбайн КБУ, аппараты для сварки в космосе.
С распадом СССР начался спад производства. За 10 лет количество сотрудников сократилось с 2 тысяч до 400. Дошло до того, что один из цехов занимался лишь заготовкой и отгрузкой металлолома. В мае 2004 года завод перешел в аренду ЗАО «Энергоуголь», а в 2009 был возвращен из аренды государству. Но к этому времени производство уже распалось, завод прекратил свою деятельность. Только спустя 6 лет здания, оборудование, имущество завода были проданы за смехотворную цену, которой не хватило даже на выплату долгов по зарплате»…
В июле 2014 года имущество предприятия на аукционе приобрело криворожское ООО «Валкос груп» за 11,6 млн грн. Часть вырученных средств была направлена на погашение налоговой задолженности ГП «Александрияразрезострой», а также на погашение долгов по заработной плате его работникам.
Уже тогда учредитель «Валкос груп» Константин Илюх говорил, что состояние производственной базы будет тщательно изучаться и рассматриваться: что отправить на металлолом, а что – нет, какие станки нужны, какие – нет.
В 2017 году Александрийский рудоремонтный завод заявил о себе, выпустив рекламный ролик. «Есть возможность производить строга-льные работы, обрабатывать детали на токарно-карусельном станке диаметром до 5000 мм, выполнять токарные работы с деталями типа «вал» длиной до 11000 мм и диаметром до 2000 мм. Расточные станки позволяют обрабатывать детали весом до 10 тонн», – говорилось в нем. А также в планах предприятия – возобновление литейного участка.
Сообщалось, что среди заказчиков завода Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского, Побужский ферроникелевый комбинат, Южный горно-обогатительный комбинат, группа компаний «Метинвест» и другие…
В 2019 году были попытки реанимировать литейное производство. Руководство завода тогда сообщило о том, что будет проведен капитальный ремонт литейного цеха, а общая сумма инвестиций составит около 7 млн грн. Но в конце того же года новый руководитель ООО «АРРЗ» сообщил, что проект литейного производства приостановлен, оборудование законсервировано из-за отсутствия платежей от компании «Метинвест», корпорации «Интерпайп», ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», которые являются основными заказчиками ООО «Александрийский рудоремонтный завод…
О сегодняшнем положении дел на АРРЗ нам рассказал заместитель городского головы Юрий Шклярук: “Мы недавно были на предприятии, изучали обстановку, обсуждали с его руководством пути помощи со стороны городской власти. На сегодняшний день владельцем данного предприятия является ООО «Александрийский ремонтно-механический завод», на который оформлен земельный участок сроком на 49 лет. Количество наемных работников в апреле 2019 составляло 63 человека при средней заработной плате – 5,7 тыс. грн. По состоянию на январь этого года численность составила 30 человек при средней зарплате – 6 тыс. грн.
Как нам удалось выяснить, из-за слишком мягкой налоговой политики прежнего городского руководства по отношению к заводу, местный бюджет потерял более 6 млн гривен. Так, в 2017 году земельная аренда 23 гектаров (из общей площади в 27,3) была снижена для предприятия с 3 до 0,1%. В итоге за 38 месяцев аренды потери бюджета составили 6,3 млн гривен.
Но даже при такой минимальной налоговой ставке завод имеет долги по арендной плате в размере 411 тыс. гривен. Руководство обещает в ближайшее время их погасить.
Владельцев предприятия понять можно – последние несколько лет в стране экономический кризис. Поэтому вместо развития им приходится идти на непопулярные меры: сокращать производство, штаты, продавать лишнее оборудование или сдавать на металлолом непригодное. Недавно были демонтированы два цеха, износ оборудования которых составил 100%.
Органы местной власти никак не могут повлиять на ситуацию – это не в их компетенции. Однако со своей стороны мы можем помочь в поиске инвестора, готового вложить средства в предприятие. Возможно, удастся найти желающих осваивать имеющиеся производственные площади. Нам это выгодно, так как это создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления в городской бюджет. Будем надеяться, что совместными усилиями сможем вдохнуть новую жизнь в это предприятие”.
С. Иванов
Залишити відповідь