23.11
2020

Школьников Александрии то отправляют на дистанционное обучение, то возвращают в школьные классы. Не касаясь целесообразности карантинных мер, «Олександрійський тиждень» решил разобраться, насколько реально получить глубокие знания при дистанционном обучении.

Удаленное обучение проверило на прочность нашу и без того многострадальную систему образования. Немало дополнительных испытаний выпало и на долю учащихся, и на долю их родителей. Небольшое исследование журналистов «ОТ» показало, как ни странно, отсутствие принципиальных отличий между учебой в классах и занятиями перед экраном компьютера или смартфона.

В старших классах

Предоставим сначала слово самим педагогам.
Оксана Новикова, преподаватель-методист, КВНЗ «Александрийский педагогический колледж»:
– Учиться дистанционно можно, и качественные знания при этом получать тоже можно. Хотя «удаленка» на все 100 % учебу в классе не заменяет, во всяком случае, пока. Тут работает целый комплекс факторов, а ключевой – уровень ответственности всех трех сторон, участвующих в учебном процессе: педагога, школьника, родителей. Дети бывают разные, один сознательный и с малых лет понимает, что учиться нужно не для преподавателя и не для родителей, а для себя, а другой пытается схитрить. Поэтому нужен контроль, причем в общем-то обычный, постоянный, систематический: какие сегодня были уроки, какие по ним были задания, как эти задания выполнены ребенком и т.п.
В свою очередь, со стороны учебного заведения должен быть со-ответствующим образом организован учебный процесс. Современные онлайн-технологии, доступные сегодня каждому, позволяют наладить качественное дистанционное обучение учащихся. На примере нашего педагогического колледжа это выглядит так.
Все ученики перед уроком получают на свой компьютер или смартфон пакет документов: ссылку на главу учебника, видеоролик, текстовый файл с заданием. Тут же – файл с комментарием, подсказками по теме от конкретного учителя конкретному классу, конкретной группе учащихся с учетом ее индивидуальных особенностей. Мы предлагаем учащимся изучить тему по предоставленным им материалам, а потом они должны выполнить по этой теме задание. И вот по итогам этого задания мы понимаем, какие нюансы учащийся не усвоил, и преподаватель на онлайн-уроке объясняет, уточняет непонятое.
Конечно, усилиями одного-двух учителей качественного обучения «на удаленке» не достичь. Со стороны администрации учебного заведения важно организовать общую систему дистанционного преподавания, которая контролирует работу и учителей, и учеников. Например, у нас принят единый формат уроков, единое для всех приложение Google Classroom. Ведется ведомость мониторинга, в которой отмечаются выполненные и невыполненные задания, и каждые две недели проводится «разбор полетов», после которых принимаются меры к нерадивым детям, привлекаются в помощь родители и т.п.
Из сложностей отмечу прежде всего технические моменты: во-первых, не у всех детей есть надежный интернет уровня хотя бы 3G, а во-вторых, увы, не всем доступны гаджеты с необходимыми возможностями.
Ольга Слывюк, преподаватель-методист, Лицей информационных технологий:
– Дети, которые хотят учиться и готовы к чему-то новому, могут успешно получать знания и при дистанционном обучении. Да, пришлось перестроиться и ученикам, и нам, педагогам. Первая весенняя волна карантина показала все трудности, за лето и мы, и дети освоили новые методики, новые компьютерные программы.
При такой форме обучения учитель перестал быть основным источником информации, мы стали скорее методическим и контролирующим звеном. Потому что для изучения новых тем дети используют не столько мои лекции, сколько те источники, которые я им предоставляю в приложении Classroom. Усвоение материала закрепляется через задания, которые они получают сразу вместе с новой темой. Причем с нашей стороны даже не обязательно проверять каждое задание, достаточно выборочного контроля, ведь опытный учитель знает каждый свой класс, особенности каждого ученика. Такой подход позволяет охватить опросом всех детей.
В определенной мере дистанционное обучение оказалось даже на руку некоторым учащимся. В каждом классе есть дети, которые немного опережают программу, и есть такие, которым нужно время, чтобы что-то повторить, выяснить дополнительно. Вот теперь, когда каждый ученик получает базовую информацию по новой теме самостоятельно, лидеры могут не тратить времени на уже понятное им, а остальные, напротив, могут дольше посидеть над предоставленной им учителем информацией. Обращаем внимание и на такой аспект, как длительное пребывание ребенка перед монитором – мы стараемся этого избегать: часть работы, которой нагружаем детей, они должны делать не за компьютером.
Также при такой форме обучения многое зависит от родителей, но хотела бы отметить, что не нужно помогать школьнику, выполняя вместе с ним задание или делая работу целиком вместо ребенка. В случае трудностей нужно всего лишь подсказать направление, правильный ход мыслей, а решение ученик дол-жен искать сам. Дайте детям самостоятельно учиться! Ну и, конечно, со стороны родителей нужен контроль, чтобы школьник не пропускал занятий, выполнял все задания.
Как видим, все просто. По-прежнему все зависит от желания трудиться каждой из трех сторон, участвующих в процессе. Кто из школьников учился старательно до пандемии, тот сможет получить знания и в дистанционном варианте. Кто из педагогов завоевал авторитет и доверие учеников, тот и «на удаленке» успешно применяет свой опыт и дает знания детям. Кто из родителей был неравнодушен к развитию своего чада, тот и теперь найдет для него время.
Пожалуй, в старших классах пострадают только ленивые и инертные школярики – при дистанционном обучении им все-таки проще отлынивать от занятий, и знаний они получат меньше. Да и с продвинутым педагогом, освоившим Zoom, Google Classroom и прочие интернет-технологии, наверняка повезет не каждому школьнику.
…А что касается сомнений типа «ребенок отвечает на камеру урок, а сам в книжку подглядывает». Педагоги рассказали нам несколько своих секретных приемов, которые позволяют понять, что ученик хитрит и за кадром пользуется «шпаргалкой». Но мы, конечно, рассказывать их вам не будем.

В младших классах

Отдельная тема, лишь слегка охваченная нами, – дистанционное обучение детей в младших классах. По рассказам родителей, в этом вопросе есть свои, особые трудности. Например, не всем малышам хватает усидчивости «на уроке», в котором вместо класса с партами и школьной доской – родная детская комната, с которой связаны исключительно «развлекательные» ассоциации. Имеют место и технические проблемы, ведь родители не всегда дома, а не каждый, скажем, второклассник может самостоятельно наладить связь с учителем через интернет.
Ирина, мама 5-классника:
– Я против такой формы обучения, потому что знаний ребенок получает меньше. Уроки у нас были короче, чем при очной форме обучения, и связь часто прерывается. Большая нагрузка ложится на родителей – нам приходится много рассказывать и объяснять сыну то, чего он не понял из рассказа учителя. А еще получается, что нет общения со сверстниками, плюс никто не занимается вопросами дисциплины во время урока.
Елена, мама 4-классника:
– С точки зрения сохранения здоровья удаленное обучение, может, и полезно, но, кроме того, нам, родителям, оно принесло большие проблемы. Ребенок сам не может обучаться дистанционно, рядом постоянно должен быть взрослый, который будет контролировать процесс. Хотя бы потому, что малыш не владеет досконально компьютером, чтобы решать проблемы с настройкой приложений, со связью, которая, бывает, срывается.
К счастью, на этой неделе все александрийские школьники вышли с «удаленки» на очное обучение. Будем надеяться, что опыт учебы на расстоянии им больше не пригодится. Хотя нельзя отрицать, что для многих это была не только проверка на прочность, но и в некотором роде – тренировка самостоятельности, которая наверняка пригодится и в студенческой, и вообще во взрослой жизни.

К. Коваленко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень