На чем ездит Александрия
На чем ездят горожане и жители Александрийщины, каждый может увидеть сам, выглянув однажды из окна своей квартиры. Но за внешним изобилием транспорта на дорогах стоят немалые проблемы для общества и опасности для граждан.
Средний возраст легковых автомобилей в Украине – 16 – 20 лет, и Александрия явно ближе к тем самым 20-ти. А точной цифры не может назвать никто, поскольку масса старой техники эксплуатируется «по те хпаспорту», т.е. без внесения в электронные базы данных. Старые автомобили с дымящими моторами, расшатанными подвесками и скрипящими тормозами заполоняют наши улицы. Они еще могут выглядеть неплохо, но денег на их глобальные ремонты у владельцев уже нет.
Не особо поправила ситуацию и лавина подержанных иномарок, захле-стнувшая украинский авторынок в последние два-три года: машин моложе 10 лет среди них очень мало, а техническое состояние бэушных «европейцев» оставляет желать лучшего. Притом что ремонтировать их куда дороже, чем отечественный «автопром». На этом фоне несколько процентов новых, двух-трехлетних машин, которые тоже ездят в Александрии, погоды не делают – и даже наоборот, подчеркивают всю грусть ситуации.
А ведь еще шесть-семь лет назад в Александрии работало 8 автосалонов и площадок по продаже новых автомобилей, и каждый реализовывал в месяц 20 – 30 машин! Были официально представлены марки ЗАЗ, ВАЗ, УАЗ, Daewoo, Mitsubishi, Renault, Skoda и прочие. Почти у всех дилеров в Александрии были тогда свои шоу-румы, где можно было «пощупать» каждую модель собственными руками!
А сегодня единственный оставшийся в городе автосалон (на ул. Первомайской) продает только подержанные автомобили, преимущественно привезенные из Европы. Средняя цена автомобиля, купленного в настоящее время александрийцами – 5 тыс. долларов.
– До кризиса, начавшегося несколько лет назад, – вспоминает Руслан Петров, предприниматель по продаже автомобилей, – среди наших покупателей были самые разные жители Александрийщины, из самых разных социальных слоев. Сегодня же у нас преобладают две категории покупателей: это заробитчане из Европы и фермеры из района, других покупателей намного меньше. Первые приходят за машиной, когда после нескольких лет работы за рубежом приезжают домой, вторые – осенью, после уборки урожая. Самая популярная марка в городе – французская Renault, это недорогие и достаточно надежные машины. Хотя в других регионах Украины в топе продаж более дорогие марки Volkswagen Skoda.
Уходит эпоха
Все меньше в эксплуатации остается автомобилей советского периода, поскольку к ним уже нелегко купить качественные запчасти, да и немалый расход топлива для небогатых владельцев имеет значение. Заметно сократился сегмент машин до $1000 – вполне живых, но постоянно требующих ремонта и тоже потребляющих много топлива. По наблюдениям экспертов, их владельцы пересели на дешевые китайские мотоциклы ценой в районе тех же $1000. Двухколесная техника, хотя и не всепогодная, более экономична и не столь хлопотна в содержании.
Всеобщая доступность интернета изменила даже местный рынок автомобилей, нет нужды ехать на базар, все площадки фактически доступны онлайн, что в значительной степени уравняло цены в разных регионах. Хотя из-за географической отдаленности ценники на ввезенные из Европы б/у авто в западных областях часто ниже, чем у нас.
Битки из «Штатов»
Интересно, что Александрию не обошел бум на американские «битки» – автомобили, разбитые в ДТП в США. Американцам часто невыгодно ремонтировать машину после аварии, тамошним страховым компаниям проще продать ее в поврежденном виде «как есть». А украинцы, не имея возможности купить новый автомобиль в автосалоне или достойный подержанный, с радостью покупают выброшенные американцами разбитые машины. Купив такую на заокеанском аукционе, доставив ее морем в Одессу, машину восстанавливают (обычно с использованием запчастей с тех же «битков»), официально оформляют ввоз в страну и растаможивают. Стоимость «под ключ» в итоге выходит не менее 8 – 10 тыс. долларов, что дешевле небитого аналога с украинского рынка на $3 – 5 тыс. В Александрии появились люди, которые освоили покупки на аукционах и процесс доставки, чтобы сделать из этого небольшой бизнес. Хотя в масштабах страны этим занимаются более-менее крупные компании.
А вот самостоятельно ехать за границу для покупки авто смысла все меньше: профессиональные маклеры освоили этот канал поставок, раскинув сети своих представителей в Европе и даже в Америке. Свои люди «на местах» постоянно мониторят рынок и первыми перехватывают стоящие экземпляры. Да и с множеством нюансов по оформлению и доставке машины профессионалы справляются лучше – в том смысле, что у них это выходит дешевле.
Из-за падения спроса подзавял бизнес мелких перекупщиков, которые перешли на совсем дешевые модели (ВАЗы 10-го семейства, «Таврии», Lanos`ы), которые не «зависают» долго у них на руках.
Появление большого количества подержанных иномарок поздних поколений вызвало некоторый подъем городской сети СТО. Мастерские теперь более загружены, плюс появились новые, поскольку иномарки выпуска 2005 – 2015 гг. уже нельзя качественно обслужить в полукустарных гаражных условиях. Увы, это единственное проявление прогресса в деле автомобилизации нашего края. Да и то до сих пор неясно, по карману ли будет такая «цивилизация» широким кругам потребителей в ближайшем будущем.
С. Несторенко
Залишити відповідь