Долги по зарплате и будущее страны
Одно время казалось, что рассказы о многотысячных задолженностях по зарплате остались в далеком прошлом, но нет! В редакцию «ОТ» заходят работники александрийских предприятий, чтобы рассказать о своих кровных гривнах, которые им должны работодатели. На примере одной из таких историй нам открылся интересный аспект развития украинской экономики.
– Я попал на «Автоштамп» по направлению Центра занятости и проработал там с мая 2019-го по апрель 2020 года. Принимали меня грузчиком, но, кроме загрузки машин, я и траву косил, и кустарник резал, и к станку на рубку металла вставал, когда была производственная необходимость, – рассказывает нам Сергей Витальевич Ершов, разложив по столу трудовые соглашения с ООО «Завод Автоштамп» и другие документы. – Все задания начальства исполнял, оставался на сверхурочную работу после смены и в выходные. Всегда старался быть аккуратным, и меня считали хорошим работником. Но зарплату нам платили редко. Вовремя получил деньги только за первые два месяца, а потом пошли задержки. Да, еще под Новый год всем выдали по 5 тыс. грн. Не знаю, как другие, но мы, бригада грузчиков, выживали только за счет того, что были эти сверхурочные – за них платили отдельно, по другому принципу. Когда я увольнялся, также не получил ни задолжен-ности, ни расчетных средств, положенных по закону – в сумме это около 20 тыс. грн, а моим товарищам по бригаде должны и по 30 тыс. грн. Насколько я знаю, какие-то суммы получают только те, кто подал в суд. Я тоже ходил в суд, но это дело небыстрое, записался в очередь на прием.
Казалось бы, картина ясна: человек честно трудился на заводе почти год, но не получил заработанных денег. Предприятие при этом функционирует, ежедневно через его проходную проходят десятки людей, соответственно, выпускается и продукция. Почему же при этом не платить им зарплату?
С этим вопросом мы обратились непосредственно на «Автоштамп», где – нужно отдать им должное – с корреспондентом «Олександрійського тижня» нашли возможность встретиться сразу два топ-менеджера. Позиция начальника производства Николая Лебедкина и директора Олега Шуляка также заслуживает внимания.
Прежде всего мы узнали, что проблема задолженностей по зарплате для руководства «Автоштампа» – одна из самых актуальных. И конкретно долг перед С. В. Ершовым известен обоим руководителям – его имя и цифра задолженности были озвучены корреспонденту без заглядывания в документы. Но почему же заработанные деньги не выплачиваются во-время?
Как нам объяснили руководители «Автоштампа», шлейф долгов перед работниками тянется с «прошлой жизни» завода, когда он имел другое руководство. В списке работников-«кредиторов» – более ста человек, и многим из них завод возвращает долг по решению суда. Причем из-за особенностей законодательства выплаты на руки намного, иногда в разы, превышают собственно задержанные деньги.
Предприятие выплачивает людям настолько крупные суммы, что не всегда успевает их зарабатывать. Постоянно идет расчет примерно по 20-ти судебным решениям. Так, за минувший год завод выплатил бывшим работникам около 2 млн грн. Чтобы понять, насколько это тяжелое бремя, скажем, что счета за электроэнергию всего предприятия за зимний период составили лишь 900 тыс. грн.
Не потому ли в городе и стране все меньше случаев с задолженностями по з/п, что все больше граждан уезжают работать за рубеж, где им не приходится кредитовать предприятия за счет своей зарплаты?
Но судебным исполнителям до этого дела нет: один день задержки выплаты по решению суда – и государственная исполнительная служба блокирует банковские счета «Автоштампа». Для разблокировки мало перечислить работнику деньги, требуется около двух недель бюрократических процедур, что при нынешнем состоянии дел для завода – что называется, смерти подобно.
И тем не менее, администрация пытается спасти завод, сохранив костяк рабочих бригад и конструкторский коллектив. Приходится балансировать на грани финансовых проблем, выделяя часть дохода от каждой единицы проданной продукции на погашение зарплатных долгов. Понятно, что в первую очередь тех, которые определены по суду, хотя не забывают и тех, кто работал и уволился недавно. Напоследок нам пообещали, что в ближайшее время долг перед нашим читателем будет погашен – хотя, как отметили руководители, и не весь сразу.
Кто виноват? Вот так пересекаются интересы большого государства и маленького человека. Чья правда сильнее – гражданина Ершова Сергея Витальевича или субъекта экономики ООО «Завод “Автоштамп»? По логике, конечно, на первом месте должен быть гражданин, ради которого и создается, и живет любое государство. Но в реальности, если сейчас отдать все долги Сергею Витальевичу с его коллегами по несчастью, этот субъект экономики прекратит свое существование. Завод закроется навсегда, оставив без работы еще пару сотен людей и увеличив попутно дыры в городском и Государственном бюджетах.
Вот и получается, что финансирует развитие украинской промышленности не тот, кто заинтересован в ее укреплении – государство, а «пересічний українець», отдавая свою зарплату в беспроцентный кредит…
В настоящее время «Автоштамп» известен как производитель сельхозтехники и вспомогательного оборудования для села, причем – собственной разработки. В каталогах завода: жатки, бороны, прицепные бункеры для зерна, тележки и прочие изделия масштабом помельче. Продукция «Автоштампа» поставляется на экспорт.
Завод работает в Государственной программе компенсации при приобретении сельхозтехники, причем был в числе первых предприятий, кто получил право продавать свою продукцию с 25 – 30-процентной скидкой.
По словам руководства, сохранено технологическое оборудование, приобретенное в период производства на предприятии отечественного комбайна «Лан», в том числе современные станки, например, для лазерной резки металла.
Одна из главных проблем завода – сезонность сбыта. К сожалению, фермеры и сельхозпредприятия покупают продукцию «Автоштампа» только в период апрель – октябрь, а в «мертвый сезон» поступление денег на счета практически прекращается.
В настоящее время конструкторы завода разработали новые образцы продукции, также сельскохозяйственного назначения, на которые возлагаются большие надежды.
С. Несторенко
Залишити відповідь