28.05
2020

Последний ветеран

Рубрика: Новости. Автор: Lena

Когда моего отца, Ивана Прокофьевича Макаренко, наш батюшка спросил, какой у него самый любимый праздник, тот, не задумываясь, ответил: День Победы.


Это были не пустые слова жителя поселка Димитрово, потому что Иван Прокофьевич был участником Великой Отечественной войны и внес свой скромный вклад в общую Победу.


Родился он в 1925 году в селе Головковке Александрийского района. Когда началась война, ему исполнилось 16 лет. Вскоре в село пришли захватчики, началось время оккупации. Немцы ловили в селе молодежь и отправляли в Германию. Во время одной из облав в 1943 году был схвачен и мой отец. Все пойманные прошли комиссию, затем их погрузили в эшелон и отправили в Кировоград. По пути следования поезда отец запоминал названия станций, вынашивая план побега. По прибытии в город всех разместили на ночлег, а утром построили в колонну и повели по улице на вокзал для отправки в Германию. Когда шли по городу, мой отец оценил обстановку, незаметно для охраны вышел из строя на пешеходную дорожку, а там смешался с людьми. Так он оказался на свободе. Оставалось только вернуться в родное село. Идти пришлось по железной дороге, по шпалам. Шел целый день. До села добрался, когда уже начинало темнеть. Дома пришлось несколько дней отлеживаться: от чрезмерной физической нагрузки болели ноги. Потом пришлось прятаться от полицаев в яме, выкопанной в огороде, до прихода Советской Армии.
В начале декабря 1943 года Головковка была освобождена от немцев. Оставшуюся в селе молодежь мобилизовали в армию. Новобранцев направили на Дальний Восток, в Забайкалье, где начиналась война с Японией.
Военные действия проходили на территории Северного Китая, в Манчжурии, захваченной японскими войсками. Советское командование решило не наступать на хорошо укрепленные позиции врага, а обойти их и выйти в тыл Квантунской армии. Для этого нужно было преодолеть горный хребет Хинган. Наши войска шли по труднопроходимой местности с оружием и боеприпасами. В этом походе через горы шел и рядовой Макаренко. По его рассказам, главная трудность была в отсутствии воды. Солдаты страдали от невыносимой жажды, были случаи, что не выдерживали и стрелялись. Японцы оказывали нашим войскам яростное сопротивление, но инициатива уже была в руках Советской Армии.
Отец в то время служил в разведке полка. За героизм был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но не получил ни награды, ни повышения в звании, поскольку был в оккупации. Правда, вскоре был переведен на штабную работу.
Отец много рассказывал о культуре китайцев, об их обычаях, традициях. Для европейского человека все было интересно. Сам он изучал восточные языки, составил для себя русско-китайский словарь. Бывали случаи, что при захвате пленных его использовали в качестве переводчика. В Северном Китае было много русских эмигрантов, которые бежали туда после революции. К своим освободителям они, в большинстве своем, относились хорошо.
Прошли три с половиной года службы. После демобилизации Иван Прокофьевич вернулся в родное село Головковку. В этих краях начиналось строительство угольного разреза, и он устроился на работу, всю жизнь трудился в должности мастера лесного склада.
Есть такое мнение, что человек живет до тех пор, пока ведет активный образ жизни. Иван Прокофьевич работал, пока ему позволяло здоровье. В свои 90 лет он копал и сажал огород, держал домашнее хозяйство, занимался ремонтом. Каждый год он ходил на встречу ветеранов войны к Дому культуры поселка, где проводились праздничные мероприятия.
Приятные хлопоты начинались еще за неделю до Дня Победы. К ветеранам приходили с поздравлениями и подарками из поселкового совета, местного совета ветеранов, вносил свой вклад в событие и городской голова. Приходили школьники, интересовались боевыми наградами и спрашивали, за что они получены.
Праздник Победы особенный. Он является как бы нравственным мерилом общества и каждого человека. На собрания по случаю Дня Победы приходило много людей. Они не воевали, но шли, чтобы отдать дань уважения ветеранам войны, помянуть не вернувшихся с полей сражений. Каждый год 9 Мая из поселка Димитрово отправлялась делегация в Новую Прагу к Братской могиле погибших воинов.
Наше государство проявляло и проявляет заботу о материальном благополучии участников войны. Но для ветеранов важно и другое: их не забывают, о них помнят, ими гордятся. Каждый год в праздник Победы моему отцу приносили подарки и поздравления от Виталия и Валерия Проквасов. Чего только не было в продуктовом наборе! Складывалось впечатление, что братья вложили не только много своих денег, но и старались сделать все с душой. Была уверенность в том, что если бы была такая необходимость, хлопцы помогли бы ветерану, как и он когда-то воевал на поле боя за их будущее. Наш отец уже не может отблагодарить Виталия и Валерия, но его семья выражает им глубокую благодарность за заботу и поддержку.
Когда наступал долгожданный день 9 Мая, в доме царило праздничное настроение. Отец собирался, надевал китель с наградами и шел к Дому культуры, где проводилось торжественное собрание, посвященное Дню Победы. Там уже с утра начинали собираться ветераны войны. Помню соседа, дядю Яшу, участника войны, который с трудом передвигался по двору из-за больных ног. Но на встречи всегда ходил, проходя триста метров за сорок минут. На торжествах выступали представители общественности и ветераны. Бывших воинов поздравляли школьники, дарили им цветы. Так было из года в год, только живых участников войны становилось все меньше и меньше.
В 2016 году отец тяжело заболел. У него случился инсульт, поэтому попасть на встречу ветеранов он не смог. Врачи неврологического отделения городской больницы делали все, чтобы его вылечить, но не удалось. У него парализовало одну сторону, и он не мог уже ходить, а только лежал в постели, хотя говорил и все понимал. Было видно, что отцу осталось жить недолго, поэтому я решил повезти его на праздник, который он так любил.
На третий год болезни, 9 Мая 2019 года, я посадил отца в инвалидную коляску, и мы отправились к Дому культуры. Было холодно, накрапывал дождь. На торжественном собрании произносились речи, выступали школьники, была и полевая кухня. Но не было главных виновников торжества. Мой отец был в единственном числе. Все поздравления и цветы достались ему. Было немного грустно, не было той праздничной атмосферы, которая царила здесь раньше.
Я говорил, что на следующий год мы снова будем здесь. Отец соглашался и кивал головой. Но было видно, что в душе он чувствовал: никто никуда уже не поедет. Через три месяца отец умер, прожив без малого 94 года. Перед смертью он исповедовался и причастился по христианскому обряду.
В этом году праздничные мероприятия, в связи с карантином, не проводились. Да и ветеранов войны, собственно, в поселке не осталось. Иван Прокофьевич Макаренко, мой отец, был одним из последних. Я описал жизненный путь только одного из солдат минувшей войны. Таких было миллионы. Многие погибли на полях сражений, другие умерли от ран и болезней. С каждым годом все меньше остается в строю солдат и офицеров Великой Отечественной войны. Но незыблемым остается праздник Великой Победы – как свидетельство стойкости и мужества народа в годину тяжелых испытаний.

Виктор Макаренко

Один комментарий

  • Артем пишет:

    Это мой дед, я им горжусь!!!Виктор Макаренко мой дядя,меня зовут Макаренко Артем Александрович!!! И СПАСИБО редакции Олександрiйський тиждень!!!

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень