Достоин звания Почетный
Инициатива угольщиков
Наш город построили угольщики. А где же угольщики среди Почетных граждан Александрии? Их всего два: Иван Федоров – Почетный шахтер, горный работник шахты «Верболозовская» и Юрий Дзбановский, в прошлом – директор ТЭЦ-3 и заместитель главного механика по энергетике ГХК «Александрияуголь». Правда, звание Почетного гражданина Юрий Игоревич получил за вклад в развитие театрального искусства.
Ветераны угольной промышленности бывшего объединения «Александрияуголь» уже второй год подряд обращаются к городскому голове Александрии Степану Цапюку с ходатайством о присвоении звания Почетного гражданина города (посмертно) генеральному директору вышеназванного объединения в 1986-1996 гг. Василию Махине и установить мемориальную доску на доме, где он жил, – на проспекте Соборном, 107. «В.В.Махиня направлял усилия и знания на развитие угольной отрасли и инфраструктуры города, – говорится в обращении. – Проводилась реконструкция работающих предприятий и строительство новых. В частности, были построены разрез «Константиновский», корпус городской больницы №1, выполнены проектные работы для строительства троллейбусной линии и другое». Под обращением подписались члены инициативной группы из бывших инженерно-технических кадров, работавших в свое время под руководством Василия Махини в объединении «Александрияуголь» и его структурных подразделениях: Юрий Дзбановский – в разное время – главный инженер РЭУ, директор ТЭЦ-3, заместитель главного механика по энергетике объединения «Александрияуголь», Леонид Бутхарейт – технический директор объединения «Александрияуголь», Людмила Артюхова – директор ОРСовского универмага (ее муж, ныне покойный Сергей Артюхов, был директором по производству объединения «Александрияуголь»), Николай Скрынников – начальник ПКБ, Алексей Клименко – директор разреза «Верболозовский», Сергей Титаренко – директор ТЭЦ-2, Александр Гузовский – директор Димитровской брикетной фабрики, Валентин Винниченко – заместитель главного механика объединения «Александрияуголь», Владимир Осадчий – директор шахты «Медвежеярская», Николай Василенко – главный механик объединения «Александрияуголь», Владимир Лафа – зам. директора по капитальному строительству, Николай Донец – директор автобазы объединения «Александрияуголь».
В прошлом году комиссия по присвоению звания Почетного гражданина Александрии кандидатуру Василия Махини отвергла: мол, нужно поощрять людей еще при жизни. Но высокое звание присваивается за значительные заслуги человека перед городом. А много ли таких среди ныне живущих? По мнению угольщиков, бывший генеральный директор объединения «Александрияуголь» достоин звания Почетного, поскольку много сделал не только для развития угольных предприятий, но и для Александрии и ее жителей.
Эффективный руководитель
Василий Махиня родился 8 января 1935 года в селе Лука Каневского района Черкасской области в семье селян. Окончил Киевский политехнический институт по специальности горный инженер-электромеханик. Кандидат технических наук, член-корреспондент горной академии Украины, автор 21 изобретения и 39 научных работ по развитию угольной промышленности и брикетных фабрик Украины. Трудовую карьеру начал подземным электрослесарем в городе Чистяково Донецкой области. Был главным механиком шахтоуправления в Чистяково, Торезе и Шахтерске, генеральным директором НПО «Углемеханизация» в Ворошиловграде, заместителем начальника энергомеханического управления Минуглепрома УССР. Награжден медалью «За доблестный труд», полный кавалер орденов «Шахтерская слава», заслуженный шахтер Украины.
В.Махиня руководил объединением «Александрияуголь» в 1986-1996 годах. В наш город его прислала партия. В свои лучшие времена объединение, где работали 22 тысячи человек, добывало более 10 млн тонн угля в год, а брикета производило 4 млн тонн (на одну тонну брикета нужно две тонны угля). 2 млн тонн добытого угля шло на ТЭЦы для производства тепловой и электроэнергии. В состав объединения «Александрияуголь» входили Александрийский комплекс, Балаховский и Михайловский разрезы, шахта «Новомиргородская», Ватутинское шахтоуправление, Коросты-шевский разрез и брикетная фабрика в Киевской области, а также Киевское ПТУ (погрузочно-транспортное управление). И всем этим комплексом нужно было эффективно управлять.
Работать Василию Васильевичу было тяжело, но он справлялся. После 1991 года, когда был ликвидирован Минуглепром, руководить отраслью стал Госкомитет угольной промышленности, перед которым нужно было отстаивать прежний объем дотации. И Махиня добивался государственной поддержки, необходимой для дальнейшей работы объединения. Он был авторитетным человеком, и его связи в министерстве были плюсом для работы объединения.
Как руководитель, Василий Васильевич был требовательным и справедливым, но не жестоким и не злопамятным, ко всем относился ровно, никогда не говорил менторским тоном. Двери его кабинета всегда были открыты для всех. Он хорошо владел украинским языком, знал историю и культуру Украины, хорошо пел красивым баритоном, особенно свои любимые украинские песни. Никогда не стеснялся своего происхождения.
Подъем производства
Угольные объединения в СССР, в основном, были однопрофильными – по добыче угля. Объединение «Александрияуголь» было двухпрофильным, его предприятия занимались добычей и переработкой угля.
«В 70-х годах возникла проблема: оборудование для добычи угля сильно устарело и исчерпало свои ресурсы, время требовало более производительной техники. Предшественник Василия Махини Александр Алексеев обеспечил технологию добычи. Если бы не он, объединение закрылось бы еще в 70-х. А переработка осталась без внимания. Угля добывалось много, но перерабатывать его фабрики и ТЭЦ не успевали. Профильное министерство создало рабочую группу, которая должна была изучить вопрос и дать предложения по оказанию помощи объединению. Возглавлял эту группу зам. начальника энергомеханического управления Министерства угольной промышленности Украины Василий Махиня. В августе 1986 года Махиня был назначен генеральным директором, чтобы поднять перерабатывающую базу, – рассказывает Леонид Бутхарейт, бывший технический директор объединения «Александрияуголь». – С первых дней после переезда в Александрию он активно включился в работу – реконструкцию Димитровской брикетной фабрики, ряд технических преобразований теплоэлектростанций. После модернизации объединение еще проработало 10 лет. Но полного переоснащения угольных предприятий добиться уже не удалось – настали совсем другие времена. Никаких благ, дворцов, коттеджей и машин-иномарок у него не было. И не он развалил угольную промышленность в Александрии, а те, кто пришли после него. При Махине, в 1989-1990 годы, был пик добычи угля – 10 млн тонн в год».
Бывший начальник проектно-конструк-торского бюро объединения «Александри-яуголь» Николай Скрынников вспоминает: «Реконструкция второго сушильного прессового корпуса Димитровской брикетной фабрики сразу после прихода В.В.Махини заметно оживилась. Была поставлена задача своими силами по технической документации ПКБ провести ремонт и замену строительных конструкций, дальнейшая эксплуатация которых была недопустимой. При такой организации работ с привлечением рабочих подведомственных предприятий в кратчайшие сроки было введено в эксплуатацию четвертое отделение ДБФ, это дало возможность нарастить выпуск брикетов фабрикой, которая наполовину простаивала. И эти темпы по восстановлению работоспособности ДБФ были продолжены на постоянной основе. Для стабильной работы в зимний период на ДБФ были построены угольный склад и железнодорожная эстакада для разгрузки угля».
Для людей
Юрий Дзбановский выражает общее мнение: Василий Махиня достоин звания Почетного гражданина Александрии, поскольку занимался не только развитием производства и решением технических вопросов, но и беспокоился о быте и комфорте жителей города.
В подтверждение этих слов Леонид Бутха-рейт приводит пример – строительство многоэтажных домов. Все александрийцы знали, что жилье на БАМе для своих сотрудников строили заводы АЭМЗ и «Автоштамп», а вот районы Тынды и «квадрата» выросли благодаря угольным предприятиям. Начиная с 1986-87 годов жилищное строительство постепенно останавливалось из-за отсутствия финансов. Но Василий Махиня сумел добиться в министерстве выделения средств, и запланированные квадратные метры для шахтеров и их семей были достроены.
Кстати, строительство в Александрии Покровского собора на улице Кременчугской тоже стало возможным благодаря стараниям Василия Махини. Понятно, что на возведение храма в советское, пусть уже и перестроечное время деньги выделяться не могли, они списывались на другие цели, а шли на храм. Для своих сотрудников объединение строило на Днепре турбазы – у каждого предприятия своя плюс еще общая, в Дериевке.
«Шахтерский тормозок» за 25 копеек
Шахтерский «тормозок» для тех, кто работал под землей, – это 0,5 литра борща с мясом в термосе, кусок сала, полукопченая или копченая колбаса, хлеб и фляга сладкого чая. На предприятиях объединения «Александрияуголь» он действительно стоил 25 копеек. Одному человеку съесть такую порцию тяжело, и многие половину везли домой.
Еще при гендиректоре А.Алексееве у объединения «Александрияуголь» появились подсобные хозяйства в Звенигородке и Марто-Ивановке. Махиня продолжил это начинание. Под его руководством был построен колбасный цех (возле ЖБИ), пекарня, шахты и разрезы получали продукты для пайков рабочим – и это кроме государственной поддержки. Вышеупомянутый «подземный паек» состоял из продуктов из собственного хозяйства. Даже во времена дефицита шахтеры были не обижены, получая добавку к своему столу.
Н.Скрынников: «По инициативе генерального директора в состав холдинга вошло подсобное хозяйство «Горняк» в селах Звенигородке, Марто-Ивановке и в Новомиргороде. Это было поддержано министерством и сотрудниками объединения. За очень короткое время начались работы по восстановлению инфраструктуры подсобного хозяйства «Горняк». Были восстановлены полуразрушенные помещения для животноводческих ферм, подведены дороги. И уже через год хозяйства начали давать сельхозпродукцию.
Для хранения урожая было построено овощехранилище вместимостью 500 тонн. За основу взята технология хранения овощей при активном проветривании, которую впервые в Украине применили в Запорожье. По поручению генерального директора сотрудниками ПКБ «Александрияуголь» этот опыт был изучен и воплощен в проект. Овощехранилище было построено и сдано в эксплуатацию за полгода. Такой метод хранения овощей давал минимальные потери и был малозатратным. Сразу же было построено картофелехранилище с комплексом разгрузки-погрузки.
Для переработки продукции животноводства был построен колбасный цех. Вся продукция подсобных хозяйств шла в систему ОРСа для нужд работников объединения. Кроме того, в подсобном хозяйстве «Горняк» был заложен сад. А в искусственно созданном пруду предполагалось разводить рыбу». Перенимать опыт ведения хозяйства и организации работы колбасного цеха приезжали из других городов Украины.
Высокая цена
Да, звание Почетного гражданина города – высокая награда. Но и цена за работу на благо города заплачена высокая. Первые люди Александрии строили объекты в обход указаниям сверху, за что получали выговоры и инфаркты.
Махиню сняли очень быстро. За его принципиальность, отсутствие «шкурного интереса», неумение «подмазывать» партийных товарищей. Говорят, за это на Василия Васильевича «точил зуб» Мяснянкин – первый секретарь Александрийского горкома КПСС, после – работник обкома, инспектор ЦК КПУ.
Махиня многое сделал для объединения. Но запасы угля уменьшались, нужны были деньги на реконструкцию предприятий, которую самостоятельно «Александрияуголь» не потянула бы. И в середине 90-х Махиню «ушли». Сначала сместили с должности генерального директора, поставив директором по науке. Но на производственные совещания не приглашали. Боялись не выдержать с ним конкуренции по профессионализму и знаниям. Когда он вышел на пенсию, оказался всеми забытым. Липовые друзья-подхалимы куда-то пропали, хотя раньше пользовались всеми благами и радовались, что “генерал” их не трогает, «дает жить». А сам Махиня закончил свою карьеру ни с чем – со старой «Волгой»-24, полученной еще в Донецке, и с квартирой в Александрии…
Василий Махиня родился в простой семье, где было восемь детей. Всего, что у него было, добился сам. Он ушел из жизни в 1999 году, в возрасте 64 лет, от инсульта. Страдал от сердечных болей и повышенного давления, у него была группа инвалидности. Но об этом мало кто знал.
Елена Карпачева
Залишити відповідь