Елена Богоявленская: «Пантаевский конфликт можно было решить цивилизованно»
В свете последних событий, связанных с отсоединением Пантаевки, возникли вопросы по дальнейшему административно-территориальному устройству не только поселка, но и всего города, а также близлежащих населенных пунктов. За разъяснениями мы обратились к секретарю Александрийского городского совета Елене Богоявленской.
– После первой волны перераспределения территорий и создания в районе нескольких ОТГ, сегодня этот вопрос опять на слуху. Два года этот процесс шел спокойно, а сегодня – с большим напряжением.
– Дело в том, что в начале следующего года заканчивается период добровольного объединения территорий и начнется их перераспределение по созданным ранее перспективным планам. Вот поэтому сейчас те, кого не устраивают заложенные в них предложения, начинают активную деятельность, чтобы, как говорится, успеть в “последний вагон”.
– Почему нужно менять сложившееся десятилетиями устройство?
– Жизнь не стоит на месте, все меняется, в том числе и принципы развития территорий. Можно сказать, что идёт процесс глобализации, и мы должны идти в ногу со временем. Здесь нет никакой политики – это процесс эволюции. Люди хотят сами управлять своим имуществом, территорией, финансами. Объединение в ОТГ как раз даёт такую возможность. Идея хорошая, и пример тому – территориальное устройство Польши.
Другое дело, что у нас этот процесс зачастую идёт с перекосами, особенно когда пересекаются интересы различных групп.
Для Александрии три года назад тоже был предложен перспективный план по созданию ОТГ с включением в ее состав всех населенных пунктов вокруг города. Это называлось “один район – одна громада”. Тогда городские власти просчитали все возможные варианты на перспективу. При этом рассматривались исключительно экономические показатели, вопросы наличия инфраструктуры и возможности такой конфигурации выполнить главную задачу органов местного самоуправления – качественное предоставление услуг населению. Мы пришли к выводу, что город с теми населенными пунктами, которые уже входят в его состав, – это самодостаточная единица, которая не сможет экономически и стратегически «вытянуть» за свой счет район. И если в стране произойдет реальная децентрализация бюджетов, если нам будут оставлять все поступления от налогов и акцизов, то с тем потенциалом, который мы сейчас имеем, город вполне может успешно развиваться.
– А почему же этого не происходит сейчас? Где развитие, где инвесторы, где новое строительство?
– Городские власти прилагают в этом направлении огромные усилия, но не всё зависит от них. Мы в той же ситуации, в какой и вся страна. Что это за ситуация объяснять, надеюсь, не нужно?
– Вернемся к Пантаевке. Помните ожесточенные споры, что кому принадлежит, кто хозяин территории и всех объектов на ней? Почему появилась такая напряжённость в отношениях, в трактовке принадлежности объектов?
– Так сложилось исторически, что земли и объекты были ведомственными и принадлежали шахтам и разрезам, которые, собственно, и развивали эти территории, создавали инфраструктуру. После развала отрасли землю постепенно передали государству, а все имущество – на баланс местных советов, под административное управление города, через который их финансировало государство.
А так как Пантаевка стала городской территориальной единицей, как, например, микрорайоны Победа или Октябрьский, то и финансирование на нее шло так же, как и на другие районы города…
Как они теперь будут управляться сами – жизнь покажет, но я ещё в сентябре предупреждала поселкового голову Игоря Бульбу о возможных рисках и о том, что при законодательстве, которое действует сегодня, первые выборы в ОТГ провести невозможно, а соответственно, невозможно и создать ОТГ. Но, как видите, он не только не прислушался, но и вместе с активистами начал форсировать события.
– Почему отсоединение проходило с такими боями?
– Людей настроили на негатив, выставив городскую власть в самом худшем свете.
– Кому это выгодно?
– Наверное, есть заинтересованные группы и отдельные личности, которые преследуют свои интересы: кто-то – решить политические вопросы, кто-то – земельные, кто-то просто хочет быть царьком в своей вотчине, кто-то видит финансовую заинтересованность и возможную сферу влияния. Время все расставит на свои места, и со временем имена «героев» тоже будут далеко не виртуальными. А пока это все переплелось в Пантаевке в один клубок.
– Главный их аргумент – поселок не оставят в составе Александрии, а принудительно присоединят к Новой Праге, а они этого не хотят.
– Это отговорки. Мы могли бы сделать все по примеру городов Соледара, который был частью Бахмута, и города Николаевки, который был частью Славянска. Там была аналогичная история, но они обратились в Верховную Раду, и та своим постановлением решила эту проблему. После того как Верховная Рада Украины вывела эти населенные пункты из-под административного подчинения городов Бахмута и Славянска, там была создана Николаевская ОТГ. Все прошло цивилизованно и в рамках закона.
– В связи с происходящими событиями возникает ещё один вопрос – об административном устройстве области и районов. В частности, говорят о создании в нашей области трёх районов. Как это вяжется с той реформой, о которой мы сейчас говорим?
– Сложный вопрос. Если говорить в целом, то суть предлагаемых изменений в том, чтобы передать полномочия и ресурсы на места, для их максимально эффективного использования и для развития территорий. В этом же контексте рассматривается упразднение госадминистраций, подчиненных Президенту, и передача их полномочий исполкомам областных и районных советов. Для баланса власти планируют создать институт префектов. Но это лишь концепция, на практике ничего не известно. Такие законопроекты, со слов народных депутатов, разрабатываются, вроде бы проводятся консультации и широкое обсуждение в экспертных кругах. Например, уже в прошлую субботу на сайте Верховной Рады зарегистрированы изменения Конституции, которые внес Президент Украины и которые на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады планируют обговаривать и принимать народные депутаты. К сожалению, текста вышеуказанных изменений до сих пор нет, и когда мы сможем с ним ознакомиться – не известно. Анонсируют очень много изменений в законодательстве, но в открытом доступе на официальном сайте Верховной Рады их пока нет.
– Нужно ли Александрии создавать свое ОТГ?
– На сегодняшний день уже приняты изменения в Закон Украины «Про добровольное объединение громад», в которых города областного значения выведены в отдельный статус, поэтому – нет, не нужно. Согласно перспективному плану, Александрия остается в том же формате территориально-административного устройства, который был раньше. Ну, а что касается Пантаевки, то тут должны дать свое заключение профильное министерство и комитет Верховной Рады.
Сергей Гавриленко
Што так? Повторение мать учения? Или второгодница Ленка? Да хоть кол на голове тещи, а для неё отсоединение ужасный ужас, сродни вероломному покушению на княжество, где она воображаемо визирит.
Кто-то видит робкую попытку начала творения новой ОТГ, благо ветер перемен дует им в потную спину.
Кто-то акт аннексии, сепаратизма с угрозой федерализации.. и отвечает отпетым бескомпромисным вандализмом с умелым медицинским проворством бия по болевым акупунктурным точкам…
А по существу все сводится к древней притче: – Шло строительство. Спросили каменотеса, что делаешь ты? – “обрабатываю камень”. Спросили таскавших камни – “носим камни”… И только один заглядывавший в какой-то свиток-план ответил – “Вы что не видите?, МЫ все(!) строим Прекрасный Храм”!
На нашей стройке, ни плана, ни заглядывающих и верящих в Прекрасный Храм, не ЗНАЧИТЦЦА!!! Одни ЦАПА_РАТИСТЫ, как кто-то из каменотесов уже отчаянно прокомментировал…((
Мне нравится! 0