15.10
2018

В стране царит тотальная бедность. И этот факт никаким образом не вписывается в статистические данные, которые презентуют нам политики и специалисты с экранов телевизоров. Ни вполне приемлемый уровень инфляции, ни якобы только 3-10% повышение цен на продукты питания и, оказывается, понижение цен на одежду, ни цифры средней заработной платы по Украине, области и Александрии совершенно никак не связаны с реальностью, в которой нищий народ старается выжить.


Обычное утро. За окном осень. Октябрь. Первая новость, которая выплывает на просторах интернета, – о том, что в Александрии уже с нового года повысят тарифы на воду до 34 гривен. Через одну – читаем о 30-миллионном долге населения по теплу и ожидаемом повышении тарифов. И это притом, что в прошлом сезоне 2-3-комнатная квартира александрийцам обходилась в 2,5-3,5 тысячи только за теплообеспечение. Ну да ладно, есть ведь еще новости о росте ВВП страны, о безвизе, о том, что Украина независима, о проевропейских реформах и о реальной жизненной необходимости чиновников говорить на украинском языке, о том, что депутаты приняли в первом чтении закон, предусматривающий штрафы за нарушения, связанные с неиспользованием украинского языка. Кажется, эти две линии новостей отделены гранью разных реальностей – в одной живем мы с вами, в другой – чиновники и депутаты, которые не в курсе, сколько в стране стоят хлеб и молоко.

А что такое бедность? Все мы делимся на три категории: бедные, которые жалуются, бедные, которые молчат и пытаются создать вид благополучия, и третьи – это те, кто не знает цен на базовые продукты, кто может позволить себе отдых в другом городе и оплатить без проблем коммуналку. Клан высших чинов, которые все считают в долларах и не имеют проблем с передвижением по миру, мы в счет не берем. Так вот, в число бедных с каждым годом перемещается все большее количество людей. Даже если они не совсем это осознают. Речь о том, что среднестатистический александриец не считает себя бедным, пока не ходит по улице с протянутой рукой. Но ведь это уже не бедность, а нищета. Ну а что же такое на самом деле бедность как социальное понятие? Невозможность обеспечить базовые потребности. Подсчеты уровня бедности – вроде как удел статистики и социологии. Но с цифрами у нас, как упоминалось ранее, беда – за какой показатель ни возьмись, каждый существует в отрыве от реальности.

Чтобы вычислить уровень бедности, можно отталкиваться от прожиточного минимума. Утвержденный в Госбюджете прожитминимум для одного человека на данный момент – чуть более 1700 грн. Если разделить на 30 дней – это 56 гривен в день. Минимальная заработная плата – почти в два раза больше. В день выходит около ста гривен. Трудно подсчитать, как на такие деньги в день может прожить человек, даже исходя из абсолютного минимума – поесть, одеться и оплатить коммуналку. Попробуем спроектировать эти цифры в реальную жизнь, для этого достаточно пройтись по городу и понаблюдать, где больше всего народа собирается и что покупают. Ситуация в аптеке: пенсионерка просит фармацевта отрезать пару таблеток обычного валидола, в продуктовом бабушке не хватило денег на две буханки самого дешевого хлеба, банку кильки в томате и пачку маргарина. Очередь заметно нервничала, пока бабушка выгребала остатки мелочи из кармана, но ситуация разрешилась, когда молодой парень добавил старушке 2 грн 80 копеек к покупке.

Снова давите на жалость к пенсионерам, скажут некоторые. А как же остальные? Остальные толпятся на входах в секонд-хенды или в магазины дешевой китайской одежды, делают закупки на оптовых базах и подмечают все акции в магазинах. В секонде, например, пенсионеров минимум. В основном – молодые мамочки, которые лучше всех знают, что на 100 гривен новорожденного здесь можно одеть на три сезона вперед. Молодежь – подростки и студенты – также завсегдатаи этих магазинов. Здесь ведь можно купить брендовые удобные и качественные джинсы, за такие в магазине несколько тысяч нужно отдать. А те, что подешевле – по 600-800 гривен – ужасного качества китайский ширпотреб, в носке такие джинсы прослужат пару сезонов, не более. Еще здесь можно встретить продавцов и тренеров по фитнесу, учителей и врачей, парикмахеров и коммунальщиков. Словом, проще отделить от всего этого количества крупных предпринимателей, директоров фирм, школ, банков и прочих учреждений, депутатов, чиновников – тех, у кого мысли о ношеной одежде вызывают брезгливость и пренебрежение.

Идем в продуктовый. Один акционный день с хорошо прорекламированными скидками в сети известных супермаркетов четко показал, какие продукты самые популярные среди александрийцев. Полки именно с этими продуктами пустели под вечер. Макароны по 8 грн за 900 граммов, хлеб по 3 грн, кукурузные хлопья сомнительного состава, спред со вкусом топленого молока по 11 грн, сладкие плитки по 5,5 грн, вафли и чипсы и прочий продовольственный мусор.
Еще один показатель, который позволяет оценить уровень бедности, – разница между средним доходом по стране и реальным заработком конкретного человека. Средняя зарплата по стране в прошлом месяце по данным Госстата – 8 382 грн в месяц, по Кировоградской области на тысячу-полторы меньше. А на деле – люди бывает работают и за 1,5-2 тысячи в месяц. Но чаще всего неофициально. Потому неувязка – по разным оценкам от 40% до 60% экономики находится в тени, и невозможно понять, какие на самом деле зарплаты получают наши люди.

А что говорят о показателе бедности в мире? Есть, к примеру, международный критерий – расходы менее 5,05 долларов в день свидетельствуют, о том, что человек беден, а расходы ниже 1,9 долларов в день – об экстремальной бедности. Курс порой берут официальный, и сейчас он составляет 28 грн за дол-лар. То есть бедный украинец – это тот, кто тратит в день меньше 140 грн. Кстати, по данным Украинского института демографии и социологии НАНУ, в прошлом году за чертой бедности находились 58% украинцев.
По данным Киевского международного института социологии, субъективная оценка своей бедности – это невозможность есть досыта. Но можно ли считать состоятельным человека, который только лишь не голодает и получает чистыми на руки чуть больше 3 тыс. грн в месяц? Однозначно нет. Кстати, Кабмин Украины уже разработал методику оценки уровня жизни населения, и бедностью в документе названа невозможность или сознательный отказ от базовых потребностей. Итак, человек считается бедным, если: у него есть долги по кредитам, коммуналке, ипотеке; он неспособен оплатить недельный отпуск вдали от дома; он неспособен платить за поддержание надлежащей температуры в жилье; он неспособен платить за потребление блюд с мясом, курятиной, рыбой (или их вегетарианским эквивалентом) через день; он неспособен оплатить неожиданные финансовые расходы за счет собственных ресурсов; он неспособен купить телефон (в том числе мобильный); он неспособен купить цветной телевизор; он неспособен купить стиральную машину и автомобиль. Но об этом мы не услышим с экранов телевизоров, разве что в разгар предвыборной агитации.

Тем временем, директор столичного Института трансформации общества Олег Соскин говорит, что абсолютно нищих людей в Украине не менее 5 млн человек. В качестве порогов бедности эксперт призывает ориентироваться не на прожитминимум, на который прожить невозможно, а отталкиваться от минимальной зарплаты – 3723 грн в месяц, а чистыми на руки – 3000 грн (чуть меньше 100 евро). Этот порог он предлагает считать чертой абсолютной, экстремальной бедности, а среднюю зарплату по стране – 8382 грн – чертой бедности.

По данным Организации Объединенных Наций, за чертой бедности живет более 80 % украинцев, а прожиточный минимум в Украине приближается к порогу бедности африканских государств. ООН также внесла Украину в список голодающих стран. По нынешней потребительской корзине можно сказать, что наше население давно находится в состоянии скрытого голода. Уже сейчас недостаток средств для существования сказывается на здоровье украинцев. Но на фоне этого Минздрав призывает всех к полноценному здоровому питанию как к залогу крепкого здоровья. Но не понимают чиновники, что для большинства мясо, яйца, рыба, молоко, изобилие овощей и фруктов в рационе – это нереальная роскошь. Диетологи уверены: из-за неполноценного питания здоровье подростков и детей может сильно пострадать. Ведь ошибки, допущенные у детей в период до 14-16 лет, нельзя исправить никаким хорошим питанием в будущем. Но об этом так немодно говорить во всеуслышание, потому что если рекомендации по здоровому питанию перевести в гривны, то получится, что минимальной заработной платы как раз может и хватит, но только на нормальную еду на одного человека. А если вспомнить прожиточный минимум в Украине, рассчитанный на каждый день, то это цена ровно двух бутылок не самого качественного кефира. Вот это и есть правда сегодняшней жизни. «Жити по-новому», как писал на своих предвыборных плакатах гарант, – с европейскими ценами и в десять раз меньшими доходами.

Арина Саржевская

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень