«Такое больше никогда не повторится…»
«Есть рекорд» – стенгазету с таким названием отпечатали в 1978 году тиражом 100 экземпляров в александрийской типографии. Заказчиком выступило Александрийское производственное объединение «Александрияуголь». Газету выпустили по случаю общего трудового рекорда. «…Коллектив шахты «Верболозовской» добился высоких технико-экономических показателей в работе. В 1977 году сверх плана добыто 101 тысячу тонн угля, план производительности труда рабочего по добыче выполнен на 108 %, себестоимость одной тонны угля снижена на 7 копеек. Суточная загрузка на очистной забой доведена до 1180 тонн, что выше среднего по объединению на 37%. Во 2 и 3 кварталах шахта завоевала переходящее Красное знамя профсоюза угольной промышленности. Немалая заслуга в достижении этих успехов принадлежит подземным скороходам шахты. Умело используя передовой опыт лучших проходческих бригад, совершенствуя мастерство, проходчики шахты постоянно увеличивали темпы проведения горных выработок, способствуя современной подготовке очистной линии забоев. Только за последние два года среднемесячные темпы проведения горных выработок на шахте возросли на 32,5%.
Четкая организация труда, умелое использование горной техники, максимальное уплотнение рабочего времени, совмещение многих производственных операций и самоотверженный труд людей – все это позволило бригаде Ивана Артеменко в октябре 1977 года за 31 рабочий день пройти 1028 метров сборного штрека и установить новый рекорд проведения горных выработок для шахт Приднепровского буроугольного бассейна…».
Те времена шахтер Николай Косенко вспоминает с особым романтизмом. «Время прошло, все изменилось, нечего жалеть. Но вспомнить стоит. Такое ведь больше никогда не повторится. А время было особенное», – говорит он. Сейчас, когда рассказывает истории о прошлом, о шахтерских буднях своим внукам, они с изумлением слушают: «Дедушка, а что, такое и вправду было?».
Из офицера запаса – в шахтеры
Николай Иванович бодрый духом, начитанный и интеллигентный, почти тридцать лет отдал работе на шахте «Верболозовской». Если не знать его года рождения по паспорту, то от его 83 лет от роду смело и легко можно отнимать лет двадцать. При этом в его трудовой – 28 лет именно под-земного шахтерского стажа. Хотя в начале карьеры и выбора жизненного пути работа в шахте совсем не входила в его планы. Николай Косенко закончил восемь классов общеобразовательной школы, как многие в те времена. Семья Николая Ивановича была сослана на Север. Когда разрешили въезд в Украину, в свои 16 Николай решил проведать родственников (это были 50-ые годы). По приезду племянника сразу стали устраивать на завод. Но что-то не срослось. И решил тогда юноша пойти учиться в Горно-техническое училище (оно раньше было на Прохладной, здание уже давно снесли. – Авт). Думал освоить профессию слесаря либо помощника машиниста экскаватора. Но на заседании комиссии оказалось не все так просто. Николая стали расспрашивать, откуда приехал, как попал на север? «Старики, – говорю, – попали. Дед не хотел вступать в колхоз». «Извините, – говорят, – нам чужие не нужны». Я тогда рассердился и уехал назад, домой к родителям», – рассказывает Николай Иванович.
Дома завхоз местной школы взял Николая учителем физкультуры, даже без образования, обещая устроить на ускоренную переподготовку. Он согласился, поскольку другой работы, кроме лесопромышленности, не было. Проработал год и пошел в армию. Как сейчас вспоминает, вызвался сам – с ребятами заспорил. После службы попал в спецорганы, работал на космодроме. В 1959 году Николай Иванович женился, через год у него родилась дочь, а еще через два – сын. Когда дочь была совсем маленькой, у нее начался кашель. Направили в тубдиспансер, где посоветовали сменить климат, северная сырость могла погубить малышку. Потому было решено ехать к родным в Украину.
Таким образом Николай Иванович во второй раз попадает в Александрию. Родственники отдают его семье полученную трехкомнатную квартиру, прописывают. Семья Косенко обустраивается. А глава семейства волею судьбы попадает на угольный разрез, где ему предложили работу водителем. Но его технические способности вовремя заметило начальство. С того момента пошел отсчет трудовой карьеры Николая Косенко как шахтера.
«Хорошие были годы. Слаженный труд и общая ответственность добавляли всем нам идейности и стремления улучшить показатели. В 1977 году, когда мы достигли рекордных темпов прохождения штрека, я работал заместителем начальника третьего участка. Кстати, со своим начальником – Степаном Григорьевичем Сосновским – мы дружим до сих пор, часто видимся. Любим вспоминать былые времена, гордость, которую мы испытывали. Это был такой подъем, такая слава всему городу», – вспоминает Косенко.
Шахтерский город
Наверное, наш провинциальный городок, известный до начала Великой Отечественной войны лишь механическим заводом и небольшими промышленными артелями, так бы и остался неприметной географической точкой на карте, если бы стране не потребовались залежи александрийского буроугольного бассейна. Угольная промышленность стала локомотивом стремительного роста города, а за все годы существования самый бурный его расцвет пришелся на последние 40 лет 20 века.
Именно в эти десятилетия Александрия стала городом шахтеров и машиностроителей, городом, известным во всем СССР и за его пределами. История свидетельствует, что в период с 1951 по 1991 годы здесь были построены или достигли пика своей производительности около 20 крупных промышленных предприятий. За 40 лет руками наших шахтеров Александрия из небольшого железнодорожного узла с мелкими кустарными предприятиями превратилась во флагман украинской индустрии. Тогда александрийским углем отапливали Украину и Молдавию. Тогда в Александрии работали уникальные заводы, каких не было нигде больше в Украине. Тогда Александрия прославилась как город горняков – это была буроугольная столица всей страны.
В 1955 году в нашем городе впервые отметили День шахтера, который на многие годы стал главным праздником горожан. С тех пор этот день отмечали пышно. К сожалению, сегодня все это в прошлом, которого, как говорит Николай Косенко, не вернуть. Вряд ли Александрия еще когда-то сможет подняться на такую вершину своей славы. Потому сейчас важно сохранить это в памяти горожан и приумножить то, что всегда было нашей гордостью, чем известен наш край – это наши люди.
Ирина Кошкина
Залишити відповідь