А у нас есть ценности?
Все слышали о европейских ценностях, многие их приводят в пример, хвалят, одобряют, но задумываемся ли мы, что это такое? В выражении «европейские ценности» главное слово – ценности, поскольку «европейские» – это обычное географическое уточнение. Но что же такое ценности? Лучший способ разобраться – понять, частью чего они являются.
Как значится в толковом словаре, ценности – это элементы, из которых состоит мировоззрение человека. Их еще называют убеждениями. То есть это то, что человек воспринимает как само собой разумеющееся, что никогда не проверяет и критически не обдумывает. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
К примеру, раньше все были убеждены, что Земля плоская, сегодня – что круглая. Все принимают это как данность, но никто этого не проверял (космонавты не в счет). Просто нам в какой-то момент сказали, а мы поверили на слово. Конечно же, пример с убеждениями насчет формы планеты никак на повседневную жизнь не влияет. Но ведь существуют убеждения, которые напрямую влияют на качество жизни. Одни убеждения ее улучшают, другие ухудшают.
Когда мы смотрим на красивые европейские дома, дороги, машины и на уровень жизни вообще, мы это связываем с чем угодно, но только не с убеждениями европейцев. А фундаментальная, глубинная причина более качественной жизни в Европе – именно убеждения ее населения.
Посмотрите на нашего работника, который укладывает асфальт и работает возле катка с лопатой. Всем своим видом он показывает: «Ну да, меня заставили этим заниматься, но я-то не напрягаюсь, вы же видите. Я бы ушел, да деньги нужны, жить как-то надо». У этого человека убеждение примерно такое: «Кто работает – тот дурак». И никакие деньги не заставят его думать иначе и работать лучше.
Но если бы этот же человек родился в стране, где пропагандируется убеждение «Кто работает – тот мастер», он делал бы то же самое, но с мыслями: «А как мне улучшить каждый этап того, что я делаю?» Ведь не секрет, если предложить работнику любой сферы улучшить свои навыки, совершенствоваться в профессии, ответ чаще всего один: «А оно мне надо за мою зарплату?». Но давайте мысленно перенесемся, например, в Японию. Много ведь написано и сказано о японских мастерах, которые десятилетиями оттачивают мастерство наливания чая из чайника в чашку? Трудно воспринимать такую информацию, правда? Но, допустим, посмотрите на рубашки, сшитые на постсоветском пространстве, и на европейские, фирменные (не китайские, понятно). У нас, если есть основа, рукава, воротник и пуговицы, то и рубашка готова. Наденешь – мешок мешком, но выбор невелик. А в рубашке, сделанной людьми с другими убеждениями, те же пуговицы разделены на компоненты. Продуман материал, форма, расположение, расстояние до основы, форма стежка, способ закручивания кончика нитки, угол, под которым просверлены отверстия в пуговице и многое другое. То же самое с рукавами и воротником, нитками и красителями. Потому наш человек, даже независимо от статуса и дохода, гонится за брендовыми вещами из Европы – в них и удобнее, и комфортнее, и практичнее. И ведь вполне возможно: это потому, что каждый человек, который их делал, думал, что же еще улучшить, дабы мастерски подойти к делу. Вот вам и любимые фирменные джинсы. Но главное убеждение, к которому приучают каждого европейца с пеленок, звучит так: «Я – причина всего, что со мной происходит». В противовес нашему: «От меня ничего не зависит».
Поэтому, когда французам на полпроцента пытаются повысить налог, не проведя публичного обсуждения вопроса, миллион парижан выходит на улицы, блокируются дороги и аэропорты. В Канаде, Польше, Германии и США люди понимают, что могут и должны влиять на ситуацию в стране, а иначе кто? Самолеты неделями не летают. Людям даже в голову не приходит, что можно действовать иначе, ведь каждый думает: «Лично от меня это зависит». А в другой стране девальвация национальной валюты происходит сумасшедшими темпами, и никто даже не шевельнулся: «От меня это не зависит. Я человек маленький. Ну не я же это буду решать…» Нет, ну мы, конечно, можем, только не сами, зачастую, когда это кому-нибудь нужно и выгодно. Кто-то на этом сыграет и сорвет большой куш, лоббируя свои сугубо личные интересы. А мы с вами при этом мыслим стереотипно, ориентируясь на большинство. Именно поэтому сначала нужно изменить убеждения человека, и только затем его жизнь изменится к лучшему. А не наоборот. Социологи же уверены, что любому движению нужен лидер, которому народ доверяет. Но доверять люди в нашей стране уже боятся. А ведь и вправду: где гарантия, что очередные великие речи новоиспеченных борцов за справедливость не окажутся банальными популистскими речами желающих сорвать все тот же куш?
Кира Давыдова
Что ты делаешь? Спросили рабочего переносившего камни.
– “Таскаю камни”, – ответил он.
Спросили другого. -“Мы строим прекрасный храм”!
Вот вам понимание одной и той же работы.
Осознанная мотивация, вот что делает, таким разным отношение к внешне одинаковому, но ОБЩЕМУ целенаправленному труду. Осознание “Я”, – его растворении в “МЫ”! -Вот откуда рождается то, что называется – убеждения!
Мне нравится! 0