Локомотивная история
23 февраля украинское правительство подписало миллиардный контракт на поставку американских тепловозов General Electric. Первая реакция в СМИ была восторженной – вот теперь железная дорога оживёт! Но уже на следующий день в тех же СМИ многочисленные эксперты заговорили о «зраде», мол, никакая это не победа, ведь локомотивы обойдутся чуть ли не в два раза дороже каждый, чем такие же аналоги, что не был проведён конкурс, как того требует закон о государственных закупках, что многократно дешевле отремонтировать отечественные локомотивы, загрузив работой собственные предприятия. Ещё через день встрепенулись министерские чиновники и их приближенные эксперты – никакой «зрады» нет, ведь помимо продажи непосредственно дизельных локомотивов, американцы помогут в ремонте отечественного тягового состава и мало того – наладят у нас совместное производство новой железнодорожной техники.
“Купуй українське” по-американски
Но как же обстоят дела на самом деле? Мы, конечно, не обладаем всей полнотой информации, но в открытых источниках нашли много любопытного. Если посмотреть на динамику развития этой локомотивной истории на протяжении нескольких лет, то можно проследить изменения в ее акцентах. Причём кардинальные и как раз в сторону «зрады».
«Это важное событие не только для «Укрзалізниці», но и для всей Украины. Это – победа, к которой мы шли с 2016 года. Подписанное соглашение – это миллиард долларов инвестиций в Украину. Таким образом, в течение короткого периода мы сможем полностью заменить флот дизельных локомотивов, а, следовательно, дать стабильность и качество поставки, обеспечить выход продукции на экспорт. Это огромный шаг вперед», – прокомментировал соглашение министр инфраструктуры Владимир Омелян. В интервью «5 каналу» он рассказал, что идет речь о закупке 225 новых локомотивов и модернизации 75 старых.
В свою очередь Президент Пётр Порошенко сказал, что эти шаги стали возможны после фантастической, как он сам заявил, встречи с Дональдом Трампом в июне прошлого года.
Так вот, за три года до “фантастической” сделки на сайте ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» появилась информация о том, что заводчане завершили строительство первого дизель-поезда (40 % комплектующих дизель-поезда были импортными, и в 2015 году завод поставил задачу сократить количество импортных комплектующих в конструкции поезда). И кто после этого может сказать, что наши машиностроители за 1 млрд долларов не смогли бы создать собственное мощное производство, дав работу своим специалистам и загрузив массу смежных предприятий?
Далее. В 2016 году рассматривался вопрос производства в Украине грузовых магистраль-ных тепловозов совместно с китайской компанией CRRC. В том же году изучался вариант закупки “бэушных” локомотивов в странах ЕС. И в том же году ПАО “Укрзалізниця” заключило соглашение с упомянутой General Electric, согласно которому компании договорились о стратегическом сотрудничестве в сфере обновления парка тепловозов “Укрзалізниці”. Заметьте, не о покупке американского, а ремонте отечественного. Через год на заседании комитета транспорта Верховной Рады Украины в присутствии Министра инфраструктуры Владимира Омеляна и руководства «Укрзалізниці» было заявлено, что в 2018 году железная дорога пополнится тридцатью новыми локомотивами, которые будут изготовлены на Крюковском заводе по технологии General Electric. Заметьте, не на заводах GE, а в Украине.
В октябре 2017 года Премьер-министр Владимир Гройсман во время посещения Полтавской области подбодрил крюковских вагоностроителей, отметив высокий технологический уровень изделий.
16 февраля 2018 г. Федерация работодателей Украины провела круглый стол, после которого крюковчане на своем сайте написали: «ОАО «Крюковский вагоностроительный завод», как один из крупнейших национальных товаропроизводителей и непосредственный участник публичных закупок, поддерживает проект Закона Украины №7206 «Покупай украинское, плати украинцам»… А через неделю вся страна узнала, что незачем покупать украинское, когда нужно загрузить работой друзей – тепловозостроителей из американской Пенсильвании.
Не зря ведь говорят, что Трамп в первую очередь бизнесмен. К тому же, его национальные интересы выше желания помочь далекой Украине. Американская логика понятна: зачем инвестировать в нестабильную экономику, когда выгоднее просто продать свое готовое. Кстати, казахский филиал GeneralElectric, где изначально планировалось собирать локомотивы для Украины, не загружен и на половину мощностей. Правда, тут загвоздка вышла – завод на 50% процентов принадлежит россиянам, а они под украинскими санкциями. Вот так и получилось, что вместо ремонта своих тепловозов и создания нового предприятия по их производству мы получили 4-миллионные локомотивы (точно такие же локомотивы General Electric продала Индийским железным дорогам по 2,5 млн долларов).
Дизель в отстой!
Если в официальном пресс-релизе “Укр-залізниці” американская техника расхваливается за высокие тяговые свойства, комфорт климат-контроля, холодильник, печь и эргономичный санузел, то оппоненты говорят: зачем нам локомотивы с комфортом, когда в развитых странах вообще давно отказываются от дизельных локомотивов, поскольку эффективность двигателя внутреннего сгорания довольно низкая.
“Коэффициент полезного действия такого двигателя составляет около 30%, в то время как у электрического двигателя КПД – свыше 90%. Закупая подвижной состав, который уже давно технически устарел, Украина обрекает себя на отставание в развитии на десятки лет”, – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Примечательно, что в США, где разрабатывались эти тепловозы, они не в ходу.
“Если посмотреть на опыт Польши, Венгрии, Словакии, Германии, то, в основном, все страны отдают предпочтение модернизации того, что есть. Можно за гораздо меньшие деньги восстановить наши тепловозы, это создавало бы рабочие места в Украине, а украинские рабочие получали бы зарплату. Но вместо этого мы покупаем готовую продукцию, импортируем ее по завышенным ценам, поддерживая американского производителя”, – говорит бывший замминистра инфраструктуры Кава.
«Обслуживание и ремонт, скорее всего, будут выполнять специалисты GE, а не отечественные, поэтому говорить об инвестициях сложно. Контракт предусматривает, что в дальнейшем, в течение 15 лет предполагается частичная локализация производства в Украине (до 40%). Но произойдет это или нет – неизвестно», – пишет аналитический сайт “Zалізниця без корупції”.
В подтверждение своих слов сайт приводит такой пример. Большинство новых современных электровозов ДС-3 украинско-немецкого производства (годы производства 2003-2008) находятся в неисправном состоянии из-за того, что УЗ не сумела организовать качественную базу их обслуживания и ремонта.
И в заключение приведу слова известного журналиста Александра Дубинского: “Я правильно понимаю, что Трамп создаёт рабочие места для своих граждан, а у нас президент/правительство гордится тем, что создаёт для США рабочие места? Это независимо, патриотично!”
Если раньше, как любит повторять Пётр Алексеевич Порошенко, за украинскую экономику мировые инвесторы «голосовали долларом, евро и гривной», то теперь пришла наша очередь проголосовать за американскую экономику. Ну а пока что крюковские машиностроители занялись изготовлением мобильного пункта обогрева, в котором, как сообщается на сайте КВЗ, те, кто нуждается в помощи в зимнюю стужу, смогут согреться, выпить стакан горячего чая, немного отдохнуть…
Г. Сергеев
Сказка о Буратино.
– И песенка соблазнителей – “Ему с три короба наврешь,…и делай с ним что хош!”
Мне нравится! 0