29.12
2017

    Когда-то в прошлой жизни в Александрии было несколько кинотеатров, можно даже сказать – много для небольшого провинциального городка. Кроме «трех гигантов» – кинотеатра им. Кирова, «Первого Мая» и «Жовтня» были несколько летних – в парках Шахтеров и Строителей, в 14-ом микрорайоне (возможно, и в других тоже), а также залы, где демонстрировалась кинопродукция, – в районном Доме культуры, именуемом в народе «Райсараем», в объединении «Александрияуголь». Если постараться, наверное, можно вспомнить еще места, где можно было приобщиться к «важнейшему из искусств».


   «Кино в Александрии нет»

  С приходом независимости большое кино стало постепенно исчезать. Закрылся кинотеатр на площади Кирова (сегодня – Покровской) – в нем теперь отделение «Новой Почты», в помещении бывшего кинотеатра «Первое Мая» разместилась церковь адвентистов седьмого дня. Летние кинотеатры разрушились, стены от одного из них уцелели только в парке им. Шевченко. Дольше всех продержался «Жовтень» – до 2003 года. После его закрытия в Александрии на улице Перспективной (50 лет Октября) некоторое время работал небольшой частный кинозал «Омега». Когда и он приказал долго жить, Иван Баранов, долгое время возглавлявший управление культуры Александрийского горсовета, на вопросы журналистов отвечал коротко и ясно: «Кино в Александрии нет и не будет»…

  Осенью 2006 года здание кинотеатра «Жовтень» было продано днепропетровской сети супермаркетов «Большая Ложка» за 2,4 млн грн. В договоре купли-продажи был пункт о сохранении одного из залов для показа фильмов. После покупки «Большая Ложка» начала реконструкцию здания под объект торговли – убрала коммуникации и вырыла внутри котлован для подвала. Дальнейшим работам помешал кризис. Они просто прекратились, оставив здание разрушаться дальше. Потом бывший кинотеатр купил одесский бизнесмен, а в 2011 году – Александрийский сахарный завод, входящий в группу компаний «УкрАгроКом». Директор «УкрАгроКома» Анатолий Кузьменко не раз предлагал желающим взять здание в бесплатную аренду, отремонтировать и использовать как социально-культурный объект. Но на предложения никто так и не откликнулся. Неработающий кинотеатр ог-радили забором, несколько лет назад в его развалинах разбилась девушка, потом свили гнездо бомжи. Недавно губернатор Кировоградщины Сергей Кузьменко заявил, что в ближайшем будущем планируется реконструкция здания под современный кинокомплекс с зонами отдыха для детей и взрослых. Здание уже осмотрели эксперты и признали его живым, то есть, подлежащим восстановлению. Следующий этап – разработка проекта реконструкции. По крайней мере, у александрийцев появилась надежда на то, что кино вернется на большие экраны, а здание, являющееся одной из визитных карточек нашего города, получит новую жизнь.

   Как все начиналось

  На волне разговоров о возможности восстановления некогда «главного» кинотеатра Александрии и возобновления его работы к «Жовтню» снова возрос интерес. Когда он был открыт? Как работал? Почему его не смогли сохранить – именно как культурный объект?

   Как установила краевед Ольга Божко по публикациям в газете «Ленінський прапор», кинотеатр «Жовтень» открылся 1 апреля 1960 года. В этом издании 31 марта 1960 года сообщалось: «На площади Революции выросло красивое монументальное здание. Это новый двухзальный кинотеатр на 600 мест. Построил его коллектив строительного управления №3 треста «Димитровуглестрой». Завтра для трудящихся города гостеприимно откроются двери этого культурного заведения. А через две недели, 14 апреля, в «Ленінському прапорі» впервые появляется сообщение о сеансах в кинотеатре «Жовтень». Одним из первых показанных в нем фильмов стал «Зеленый фургон», снятый по одноименной повести Александра Козачинского на Одесской киностудии в 1959 году.

  В «Жовтне» работало два зала – «синий» и «красный», в каждом из них были портьеры и обивка стен соответствующего цвета. В 80-х билеты в первом ряду стоили 25 копеек, на «места для поцелуев» – 70 копеек.

    Киноклубы и сеансы для прогульщиков

  Председателя общества инвалидов «Вера» Зою Беззубову многие александрийцы помнят, как активного работника кинотеатров – сначала «Первого Мая», потом – «Жовтня». Перед каникулами эта женщина с броской запоминающейся внешностью, стильно одетая и с неизменной сложной прической всегда обходила городские школы. После ее визитов в классах предлагали купить киноабонементы – беленький согнутый пополам листочек, внутри которого вклеены голубые билеты и написан перечень фильмов, которые можно посмотреть. Билет на один сеанс – 10 копеек. Абонементы хорошо разбирались, и многие большие и маленькие детишки с удовольствием проводили в кинозалах большую часть казавшихся такими длинными каникул.

   Многие до сих пор думают, что Зоя Ивановна работала в сфере кино всегда. Но это не так. Она окончила училище культуры, по образованию учитель музыки и пения, два года отрабатывала диплом в Новой Праге, потом, с 1975 года, 12 лет – в ПТУ №5. Была комсоргом, культработником, педагогом-организатором. В «кино» пришла в 1987 году. И на новой должности опыт культработника ей очень пригодился.

   Сначала предприятие называлось «Александрийская объединенная дирекция кинотеатров», потом – «Сервис-кино». Коллектив дирекции кинотеатров был большой, около 70 человек вместе с техработниками и художниками. Зоя Беззубова начинала работать в кинотеатре «Первое Мая». Работа там не была организована, люди приходили и почти сразу рассчитывались, не справляясь с обязанностями. Нужно было хорошо знать детей, уметь работать со школьниками и студентами. Организация зрителя была тяжелым хлебом. Но не для Зои Ивановны – ей все давалось легко, она открывала киноклубы, в которых были заинтересованы педагоги и которые посещали дети. Естественно, ожидая, когда же уже после этого покажут «Неуловимых мстителей» или еще что-нибудь интересное. « Я ввела новшество. Чтобы дети пошли в кинотеатры, их надо было заинтересовать хорошим фильмом. А чтобы заинтересовать педагогов, надо было сделать воспитательный час, который был не под силу школьным учителям. Например, «Правила дорожного движения» с показом хроники. За 25 минут я показывала несколько хроник, и механики обижались на меня за то, что им приходилось быстро заряжать киноленты. А в перерывах между хроникой перед детьми выступали работники ГАИ – тоже под моим руководством. Все было динамично, интересно и познавательно. А после воспитательного часа показывался популярный фильм. И дети шли в кино с удовольствием. Меня единственную в области наказывали (задерживали премию) за переполненные залы. Я любила свою работу. Знала, чем заинтересовать детей, как преподнести фильм. Когда видела, как загорались глаза у детей – это было удовольствие. Смотрела фильмы вместе с детьми, наблюдала. Смеются не над тем, что смешно мне. Я начинаю под них подстраиваться, потому что взрослые должны мыслить, как дети», – рассказывает Зоя Ивановна.

  Утром в «Пер-вомайском» по-казывались мультфильмы, днем – фильмы для школьников, вечером – для взрослых. Работал клуб для пожилых людей, где знакомились и даже создавали семьи.

   В кинотеатре был организован кукольный театр для детских садов и сеанс для прогульщиков – на 11.40. После него из зала выгребали ведра шелухи от семечек. Завгороно Руденко приходил ругаться: зачем поощрять разгильдяйство? З.Беззубова настаивала на своем: пусть лучше сидят в кино, чем шатаются по улицам, пьют и курят по подворотням. И через 5-10 лет встречала на улицах Александрии этих бывших прогульщиков – с семьями, детьми. Они выросли хорошими людьми. После закрытия «Первого Мая» Зоя Ивановна работала в «Жовтне» – вплоть до 2003 года.

  Почему не стало кинотеатров?

  Зоя Беззубова на этот вопрос отвечает однозначно: потому, что не было лидера, доминирующей личности, способной взять ситуацию в свои руки и спасти положение. «С 87 по 92 год я работала в киносфере Александрии под началом Елены Васильевны Бондаренко. Никогда больше не встречалась с таким руководителем, как она. Кино было ее жизнью. Именно при ней кино из государственного предприятия стало хозрасчетным. Она старалась брать в прокат хорошие фильмы, чтобы пошел зритель. А моей задачей было наполнение залов. Директор разрешала мне снижать цену на билеты за счет увеличения наполняемости залов. Так что сумму за прокат фильма в городе мы собирали. По количеству зрителей мы опережали Кировоград, и Елена Васильевна этим гордилась, – вспоминает Зоя Ивановна. – Когда я впервые пришла устраиваться на работу, директор посмотрела на меня и спросила: «Вы так будете каждый день ходить – с прической, макияжем, красиво одетой?» – «Конечно». В процессе разговора она поняла, что у меня хорошо поставлен голос, грамотная речь. «Вы можете владеть залом на 200-300 человек без микрофона?» – «Запросто». И меня взяли на работу.

   Елена Васильевна была активной личностью, целеустремленной и строгой. Нашим людям нравится, когда в рабочее время можно переделать все свои личные и домашние дела. А она приходила на работу в 5 утра, проверяла, как убираются залы, знала все обо всех. Мы не знали, когда она спала. Ценила людей, их труд, замечала хорошее, поддерживала. Любила тех, кто работал на совесть. Если бы она осталась, кино бы жило до сих пор. Я многое от нее взяла и применяю в работе. Она владела собой, словом, всегда красивая, ухоженная. К сожалению, Е.Бондаренко заболела, у нее отказали почки. Она ушла внезапно и не подготовила себе замены. И после нее были директора, которые тряслись за свою шкуру, а кино их не интересовало»…

    Нет лидера

  «Доминирующих личностей в обществе мало, всего 10 процентов. Но они добиваются многого. Если, конечно, есть люди, которые их поддерживают, – считает Зоя Беззубова. – В Александрии среди таких – Николай Лавренко, построивший для горожан КСК «Ника» и стадион «Олимп», Анатолий Яблонский, при котором вырос Покровский храм, и Елена Бондаренко, руководитель дирекции кинотеатров. Все зависит от личности. Если бы была сильная личность, кинотеатр работал бы до сих пор. Уже тогда, в 90-х, появилась новая аппаратура, которую надо было внедрять. Здание требовало ремонта. Начальнику управления культуры было все равно. Трусость и наплевательское отношение администрации привели к тому, что кино в Александрии не стало. Чтобы его возродить, нужен человек, который болел бы этим, горел душой. Конечно, сейчас кино не дешевое удовольствие, но можно было бы применять такой же способ, каким пользовалась я – снижать цены на билеты за счет массовости, и таким образом собирать нужную сумму за прокат. Вокруг сплошь и рядом – люди, которые не хотят выйти из зоны комфорта. А для результата нужно выходить, идти напролом, доказывать, бороться. Плохо, что ведущих личностей не допускают к власти. С ними некомфортно, они постоянно борются за справедливость. Но и результат налицо».

Елена Карпачева
Фото из архива В.Танского

коментарі 4

  • Анонім пишет:

    На фото В.Танского все как и сейчас!…
    Только покраснел “Жовтень”.
    И это вовсе не идеологический грязный багрянец. – Это от стыда!
    Длинная и мерзкая, печальная и реальная история которого Вами изложена…
    Личность или ее отсутствие, ныне снова в чести… А не затем ли, чтоб закамуфлировать явь, гнусной системы, где у “личностей” культивируются совсем другие ценности?…

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Helena пишет:

    Сейчас нас с Вами обзовут совками). Но суть статьи Вы уловили: все решают личности. К какой личности перейдет “Жовтень”, и как распорядятся зданием – покажет время. Хотелось бы, чтобы кино на большом экране вернулось в наш город.

    Мне нравится! Thumb up 0

    • Анонім пишет:

      Вас то за что?
      ..Роль личности в истории как раз нынче сменила свою парадигму…
      Многое они решают, (особенно в локальном смысле).. но они как и зернышко в почве, с теплом, влагой и солнышком взрастают и колосятся…
      Окружающие условия таки “при делах” больше, чем само зерно.
      Т.е. – система, уклад, мораль, окружение – они определяющи. Зернышек большое засеянное поле, там и элитные наверняка есть.
      Уповать на редкую удачу, сравнимую с чудом, верить приходится, чтоб мечты-желания Ваши сбылись…
      За сбычу мечт!

      Мне нравится! Thumb up 0

  • Helena пишет:

    За сбычу!))) С Новым годом!

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень