Скорая помощь сегодня и… завтра?
Реалии и перспективы
Украинская медицинская общественность возмутилась заявлениями исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун о том, что бригады скорой помощи надо заменить парамедиками на мотоциклах. Глава Минздрава уверена, что раз так работают системы во многих европейских странах и в Америке, то получится и в Украине. Однако врачи скорой могут помочь во многих случаях, когда парамедик бессилен (инфаркт, инсульт, болевой шок, отек легких). Супрун же настаивает, что врачей нужно вернуть в больницы, а несколько месяцев специализированного обучения для парамедика вполне достаточно. Да и количество бригад скорой помощи надо бы сократить. Медики справедливо считают, что неквалифицированная помощь приведет к увеличению смертности украинцев, ведь задача парамедика – минимальная помощь и быстрая доставка в больницу.
В связи с такими нерадужными перспективами (которые, как обещает Супрун, будут внедряться постепенно, за 3-4 года), мы поинтересовались, как живет скорая помощь в Александрии и как наши врачи относятся к запланированным нововведениям.
Начиная с 2012 года, с выходом закона «Об экстренной медицинской помощи», Александрийская станция скорой помощи утратила статус юридического лица, переведена под юрисдикцию области и называется подстанцией №5 станции экстренной (скорой) медицинской помощи территориального медицинского объединения «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф в Кировоградской области». Возглавляет Центр главный врач Александр Ярошенко. На базе этого медицинского объединения в Кировоградской области работают 100 бригад экстренной медицинской помощи: 50 общепрофильных врачебных и 50 фельдшерских. В Александрийском районе четыре бригады экстренной медицинской помощи базируются в районной больнице, Новой Праге, Приютовке и Красной Каменке. Территорию Александрии и прилегающих поселков в радиусе 20 километров (в случае ДТП радиус может быть и больше) обслуживают шесть бригад подстанции №5, из них пять – общепрофильных врачебных и одна перевозная фельдшерская. Выезжают бригады на шести автомобилях, из которых три новеньких «Пежо Боксер», предоставленных после выхода Закона «Об экстренной медицинской помощи», «Фольксваген» – подарок из Франции от семьи внучки А.Худяковой и две старенькие «ГАЗели».
Заведующая подстанцией №5 врач высшей категории Ольга Кочерга работает на Александрийской станции скорой помощи уже 40 лет, 25 из которых – на выездах, остальные – на административных должностях: начальником медицинской части, а с 1 января 2016 года – заведующей подстанцией. Она застала времена, когда наш город обслуживали десять бригад скорой, обеспеченных всеми необходимыми медикаментами, а работали в их составе врачи-совместители. Сейчас для работы в системе экстренной медицинской помощи обязателен сертификат медицины неотложных состояний, полученный врачами после курсов специализации. В Александрии 14 таких врачей. На скорой помощи не бывает легких времен. Но все же в 80-х было легче в плане обеспечения медикаментами. Но тогда не было протоколов предоставления экстренной помощи, и врач применял лекарства, исходя из своих собственных знаний и опыта.
– Мы не можем точно знать, какими будут изменения – все зависит от того, кто будет министром здравоохранения, – отметила Ольга Михайловна. –Будет ли у нас страховая медицина – тоже неизвестно. Но Украина еще не готова к такому переходу, посмотрите, сколько у нас легально работающих людей, какой уровень безработицы… Украинцы работают на заработках за рубежом, а возвращаются с «букетом» болезней. И страховки у них нет, кто за них будет платить? Вот я проработала всю жизнь, но сомневаюсь, что у меня может быть страховка, которая покроет серьезные расходы на лечение. Поэтому я не берусь комментировать проекты реформирования медицины, которые еще не приняты. Но все же давайте посмотрим, кто такой парамедик? Это молодой крепкий человек без медицинского образования, который прошел обучение на курсах и получил сертификат. На Западе у парамедиков с собой есть упаковочки с медикаментами, на которых написано, например, «При болях в сердце» или «При кровотечении». У нас парамедиков вводят с целью экономии заработной платы – не нужны врачи, фельдшеры… Второй вопрос: куда доставлять «экстренных» больных? В больших городах есть больницы скорой помощи (в Кропивницком это больница №4), где работают несколько отделений. А у нас всех доставляют на санпропускник городской больницы №1. Свободных мест в отделениях практически не бывает. Куда определять больных? Нужно, чтобы было хотя бы отделение экстренной помощи. Западная система нам не подходит, мы к ней не готовы.
– Да и как везти на мотоцикле человека, которого нужно транспортировать крайне осторожно?
– Наши автомобили «Пежо Боксер» полностью оснащены медицинским оборудованием, в том числе диагностической аппаратурой, а также системой кондиционирования и соответствуют Госстандартам. Реанимобиля в Александрии нет – не положен по количеству населения. Но мы без него обходимся. Имеет значение и скорость доставки. В городе скорая должна дохать на вызов за 10 минут, а в прилегающие к городу Звенигородку, Марто-Ивановку, поселки Головковский, Александрийский и Пантаевку – за 20 минут.
– Какие лекарства есть у врачей скорой помощи?
– Бригады полностью обеспечены необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. У нас есть все, что положено по протоколам на догоспитальном этапе. Есть и очень дорогостоящие препараты – для тромболитической терапии при острых инфарктах миокарда. Они мгновенно растворяют тромбы и спасают жизнь людям, когда отсчет времени идет уже на секунды. За последнее время мы сделали четыре таких инъекции. И это – бесплатно.
– Бесплатно? Приходилось слышать, что за вызов «скорой» сейчас нужно платить деньги.
– Экстренная и неотложная помощь всегда была и остается бесплатной. По законодательству мы можем принимать благотворительные взносы, может, речь шла именно о них? Они берутся по строгой отчетности – люди заполняют квитанцию. Но благотворительные взносы ни в коем случае не принимаются от детей и от тех, кому была предоставлена экстренная помощь. А если человек вызвал «скорую», чтобы измерять давление или посоветоваться, какие лучше принимать лекарства, как поделить таблетку – тут уж извините. Реорганизация службы скорой помощи, которая прошла пять лет назад, как раз и была направлена на то, чтобы избавиться от «хронических» вызовов. Хроническими больными должны заниматься врачи Центров первичной медико-санитарной помощи – семейные и участковые. А компетенция скорой – инфаркты, инсульты, тромбоэмболии, травмы, кровотечения, выкидыши, несчастные случаи, обострение хронических болезней, несущие угрозу жизни. Помощь в таких случаях – бесплатна в любой стране, и в Украине в том числе.
– А разве при приеме вызова по телефону нельзя выяснить причину?
– Все «хронические» больные всегда говорят, что им очень плохо. И только на месте выясняется истинная причина вызова.
– Сколько, в среднем за сутки, александрийцы вызывают скорую и по каким причинам?
– В среднем, у нас 80 вызовов за сутки. Зимой и в праздничные дни – до 110-115. Работы хватает – одна бригада выезжает по 12 раз за смену. Обслуживание одного вызова занимает около 40 минут. Большая часть вызовов – до 25% – сердечно-сосудистые заболевания (гипертонические кризы, ишемическая болезнь сердца, нарушения ритма, тромбоэмболии). На втором месте – несчастные случаи и травмы. Потом – обострения хронических заболеваний, приводящие к ухудшению состояния, а иногда и к летальному исходу (например, при сахарном диабете, гипертонии). За 2016 год было 25897 вызовов (больше, чем в 2015-ом), и в 97,8% случаев бригады прибыли в установленное время. 5402 больных доставлены в лечебные учреждения, 4595 госпитализированы в стационары. У нас очень компетентные врачи, и люди благодарят их за работу. Вот недавно, 19 сентября, женщина из Александрии позвонила на областную «горячую линию» с благодарностью бригаде «скорой»: врачу В.С. Осыченко, фельдшеру С.Б. Починко и водителю А.Ф. Борисову за то, что спасли ее сына И. Мирошниченко.
– Как вы считаете, какие изменения действительно нужны службе скорой помощи?
– Лучшее обеспечение, более высокая оплата нашего непрестижного и ответственного труда. А еще, например, здание, где расположена наша подстанция – на улице Бульварной, 5 – остро нуждается в капитальном ремонте и срочной замене кровли. Это здание – памятка архитектуры ХІХ века местного значения, когда-то здесь была еврейская школа. Красивый балкончик на втором этаже, кроме исторической ценности, представляет собой угрозу – он в любой момент может упасть, потому что здание не ремонтировалось уже более 40 лет. Мы обращаемся во все инстанции, просим о материальной помощи. Своими силами побелили здание, отремонтировали гаражи, при содействии городского головы Степана Цапюка в прошлом году был заасфальтирован двор, и мы очень за это благодарны.
Так что перемены нужны, но люди в правительстве и на местах видят их по-разному.
Елена Карпачева
Особо ужаснуло : “…в 80-х было легче в плане обеспечения медикаментами…”. А ведь прошло 30 лет , целая эпоха !
За “хронических больных” подтверждаю. У нас соседка , одинокая пожилая женщина. Так она вызывает скорую по малейшему поводу. Пересекался с врачами скорой помощи на площадке, они смеются про эту пациентку “… а поговорить?…”.
Печально, но полностью согласен с выводом Автора “…перемены нужны, но люди в правительстве и на местах видят их по-разному…”.
Мне нравится! 0
Вчера вызывали скорую в село Степановка /Андреевка Александрийского района , она не приехала а прислала районного фельдшера , сказали нет машин .. она сделала укол , не помогло …
теперь у меня и у 4 моих сестёр и 2-х братьев нет отца …
его могли спасти ((((
Мне нравится! 0