18.09
2017

Шаг вперед и два назад

Рубрика: Новости. Автор: Lena

    Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. То самое соглашение, из-за приостановки которого 21 ноября 2013 года собственно и начались протестные акции, переросшие в Майдан и революцию. Но, как уверяют экономисты, сегодня, как и три года назад, практически никто из рядовых украинцев не только не читал этого огромного на 900 страницах документа, но даже в глаза не видел. Что же это за “талмуд” такой, из-за которого случилось столько событий в нашей жизни? Мы постарались собрать воедино всю имеющуюся в СМИ информацию об этом документе.

          Как известно, в Соглашении прописаны условия сотрудничества с Европой практически во всех сферах, начиная с образования, здравоохранения и финансов и заканчивая реальным сектором экономики.

  Аналитики группы Geostrategy, проанализировав все плюсы и минусы, назвали такие преимущества Соглашения об ассоциации: улучшение доступа украинских товаров и услуг на рынок Европейского Союза; улучшение условий экспорта украинской продукции в связи с получением ценового преимущества за счет отмены ввозной пошлины; переоснащение и модернизация отечественных предприятий; увеличение объемов инвестиций из стран-членов ЕС в экономику Украины; повышение объемов двусторонней торговли и увеличение поступления валютных средств; рост объемов продаж сельскохозяйственной продукции традиционных экспортно ориентированных отраслей (зерно, масло); повышение эффективности размещения трудовых ресурсов; расширение номенклатуры товаров и услуг на внутреннем рынке; повышение конкурентоспособности отечественной продукции в связи с внедрением новых стандартов; уменьшение нетарифных ограничений в торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках сотрудничества в сфере санитарных и фитосанитарных мер; гармонизация таможенных процедур и повышение эффективности деятельности таможенных органов в контексте содействия торговле; стимулирование развития конкуренции и ограничение монополизма.

       Казалось бы, что может быть лучше? Вот и посол Литвы в Украине Пятрас Вайтекунас заявил: «Украина может ощутить положительный эффект от подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом буквально на днях». Правда, сказал он это еще в июне 2014 года, во время подписания документа. Прошло три года…

     Руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский сказал, что из более 150 Директив ЕС, которые должна была имплементировать Украина в рамках Соглашения, пока у властей дошли руки лишь до 23. И то, они лишь формально приняты. Новые законы и подзаконные акты на базе этих Директив в большинстве случаев пока не разработаны. “И причина в большинстве случаев – бездействие наших чиновников. Скажем, чтобы запустить ту же кооперацию, нужно утвердить так называемый европейский паспорт – форму, по которой наши бизнесмены могут быстро регистрировать предприятия в Европе, а европейские – в Украине. Но для этого требуется принять ряд регуляторных актов, гармонизировать наши коды экономической деятельности с европейскими. Этого никто не делает”, – резюмирует эксперт.

      Его слова подтвердила и вице-премьер по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе. За три года сменилось три правительства, но неизменным осталось отсутствие политической воли к выполнению изменений и реформ, предусмотренных Соглашением об ассоциации.

     Если в июне 2014 года СМИ буквально пестрели статьями о подписании экономической части ассоциации с Евросоюзом, то сегодня тишина. Как писал общественно-политический портал «Укроп», “большого праздника не получилось. Хождение по мукам Соглашения об ассоциации продолжается”. В свою очередь «Европейская правда» вышла с заголовком: «Ассоциация на распутье: почему борьба за соглашение с ЕС не закончится 1 сентября».

     Скептически настроен руководитель компании Lamarin Inc и представитель Европейской бизнес-ассоциации Андрей Лазарев: «Даже официальный запуск Ассоциации ничего кардинально не изменит. Весь вопрос в скорости имплементации европейского законодательства. К тому же можем столкнуться с разночтениями соглашения и украинского законодательства.

    Пока наиболее очевидные последствия Ассоциации можно наблюдать по действию Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Частично она начала действовать еще весной 2014 года. Причем в льготном для Украины формате – европейцы тогда дали возможность украинским предприятиям воспользоваться возможностями ЗСТ для экспорта в ЕС, в то время как европейские товары получили свободный доступ к украинскому рынку лишь с 1 января 2016 года».

      Но, как свидетельствуют данные Госстата, по итогам первого полугодия 2017 года поставки наших товаров в ЕС сократились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 7%. И это еще нужно учитывать, что в прошлом и позапрошлых годах спад был еще больше. Лишь в 2017 году началось существенное оживление торговли. По данным Госкомстата, рост экспорта в ЕС за первое полугодие составил 26,1%. Эту цифру как раз и любят называть в правительстве.

      Однако данный показатель соответствует уровню прироста товарного экспорта в целом (24,2%). И он даже меньше, чем прирост экспорта в Россию (26,4%). То есть, рост продаж в ЕС связан не с действием ЗСТ, а, в основном, с улучшением мировой конъюнктуры по основным позициям украинского экспорта.

     Наибольший спад отмечается по химии – экспорт за неполных 4 года обвалился на рекордные 50%. Раньше мы закупали сырье у стран СНГ, перерабатывали его и отправляли готовую продукцию, скажем, те же удобрения, в Европу. Теперь эта производственная цепочка нарушена, следовательно, и экспортировать нам нечего.

      Аналогичный провал и в сегменте бытовой техники. На наших площадках собирали, в основном, товары итальянских брендов, но заказы поступали через Венгрию. За последние годы объемы экспорта упали на 20%, а венгры и дальше сворачивают программу сотрудничества – им выгоднее открывать сборочные площадки у себя, переманивая на производство наших заробитчан.

   Неприятным моментом для украинского производителя является упрощение доступа европейских товаров на отечественный рынок, что также предусмотрено соглашением о Зоне свободной торговли. Уже сейчас в торговом балансе между Украиной и ЕС образовалась брешь в $2 млрд. Это значит, что европейцы продают нам товаров заметно больше, чем мы им.

     Европейских поставщиков сдерживает низкая платежеспособность населения Украины. Это их самое большое разочарование, ведь они рассчитывали, что рынок с 40 млн. населения позволит им существенно нарастить продажи.

  “Чтобы на равных конкурировать с европейцами нашим предпринимателям, нужны многомиллионные инвестиции и время, – считает Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Ни того, ни другого по сути уже нет. Из-за войны и низкого кредитного рейтинга Украины отечественный бизнес лишен доступа к дешевым кредитным ресурсам, а потому не сможет конкурировать на равных с европейскими компаниями, когда те решат всерьез заняться экспансией в нашу страну”.

   Еще один аспект Соглашения об ассоциации – необходимость для украинского бизнеса переходить на европейские стандарты производства и сертификации. Что также требует дополнительных инвестиций.

   Обозреватель газеты The Times Роджер Бойз высказал мнение, что ЕС цинично обманывает Украину и лишь притворяется, что хочет видеть её в рядах ЕС, а на самом деле лишь предлагает ей соглашение, аналогичное тому, что уже было подписано с Турцией в 1964 году. Обозреватель полагает, что ни Украина, ни Турция членами ЕС не станут никогда. Среди причин он выделяет большое количество безработных украинцев, готовых ехать на заработки, а также общий кризис Евросоюза.

   Профессор Норвежского института стратегических исследований Эрик Райнерт отметил, что в Соглашении об ассоциации отсутствует равенство партнёров – в частности, оно «содержит положения, согласно которым, если украинская промышленность будет мешать европейской, будут установлены ограничения на экспорт».

   Но, несмотря на все критические выпады, экономисты-оптимисты настроены положительно. Они считают, что нужно начать системно выполнять Соглашение и решительно продвигать Украину в Европу.

    Руководитель Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко считает, что по мере восстановления потребительского спроса интерес европейских производителей к нашему рынку будет расти. А значит – они начнут активную работу по его завоеванию.

   Среди тех, кто сумел извлечь выгоду из ЗСТ, эксперты называют аграриев. «Украинский агробизнес, благодаря новым перспективам, смог сделать качественный рывок вперед. К примеру, молочники уже активно экспортируют свой товар в ЕС. А этот регион – с самыми высокими качественными требованиями к молочным продуктам. К тому же, Евросоюз сам является крупнейшим экспортёром в мире. Конечно, поставляется пока мизер, но это уже создает репутацию для наших поставщиков в других странах мира и, тем самым, расширяет наши возможности», – считает представитель FAO (продовольственная организация ООН) Андрей Ярмак.

   В 2014 году была эйфория вокруг подписания документа, и никто тогда не хотел особо выделять важный момент, прописанный в Соглашении, а именно, что стороны постепенно будут создавать зону свободной торговли в течение переходного периода максимум в 10 лет, начиная с даты его вступления в силу. «Возможно, теперь, когда Ассоциация полноценно заработает, этот процесс ускорится, ведь европейские партнеры будут требовать с нас больше», – оптимистически заметил Андрей Забловский.

Г.Сергеев

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень