Что нашли строители
Недавно при укладке тротуарной плитки у здания на улице 6-го Декабря, 38 строители нашли гранитную надгробную плиту с надписью: “Здесъ покоится прахъ раба Божог Емельяна Николаевич Головко род 1855 скончался 1910 г. 15 дика проживши в мире 55 лет”. А буквально через несколько дней другие раритеты были обнаружены за торговым центром “Гранд Плаза”. Здесь во время копки котлована были найдены элементы военной техники, гильзы от снарядов и патроны.
Мы попросили александрийского краеведа Владимира Иванченко собрать какую-либо информацию о находках, и вот что он рассказал.
– Подобные находки периодически случаются в нашем крае, причём, если не брать во внимание копателей-любителей, большинство их приходится на земляные работы, так как последние системные раскопки в Александрии проводились лишь в начале 80-х годов прошлого века. Тогда на территории современной 17-й школы находилось Новофилипповское кладбище, на нем был скифский курган. Археологи обнаружили саркофаг и некоторые предметы обихода той эпохи. Саркофаг передали в областной краеведческий музей, а александрийскому, к сожалению, ничего не досталось.
Что касается находки на улице 6 Декабря, то её перевезли на территорию Покровского храма, где планируется создание мемориального комплекса. Фамилия Головко, выбитая на камне, была очень распространена в те времена, кстати, в её честь в городе был назван целый микрорайон. Кем был человек, после смерти которого изготовлена плита? Это можно узнать, лишь изучив материалы, которые находятся в Одесском государственном архиве. Единственное, что можно сказать, – это был знатный человек в городе, так как простолюдинам в те времена ставили лишь деревянные кресты.
Также остаётся загадкой, как плита оказалась на том месте, где её нашли. Ведь, как и сегодня, там была городская улица, а по существовавшим тогда и сейчас правилам, захоронения производились на действующих кладбищах. В конце 19-го – начале 20-го веков в городе было несколько официальных кладбищ. Памятники и надгробия изготавливались специальными мастерами, работавшими в гранитном карьере в районе бывшей мебельной фабрики, рядом с еврейским кладбищем.
Из всех версий о том, как плита оказалась на улице 6 Декабря, самая вероятная та, согласно которой плиту доставили сюда с кладбища и использовали под фундамент. Известны несколько случаев, когда в послереволюционной Александрии надгробные плиты применялись для строительства новых домов.
Относительно находки у здания «Гранд Плазы», известно, что на этом месте была городская тюрьма (на протяжении 18-20 веков в Александрии было два пенитенциарных заведения: арестантский дом на территории воинской части – он сохранился до нынешних дней, и вышеназванное учреждение). Тюрьма использовалась по прямому назначению вплоть до 1945 года (во время войны немцы организовывали в ней пункт сбора наших граждан, которых отправляли на принудительные работы в Германию).
С 1945 года до начала 60-х годов здесь были воинские склады. В середине 60-х здание было разобрано, а на его месте уже построено современное здание администрации объединения “Александрияуголь”. Найденные детали военной техники – это остатки зенитной самоходной артиллерийской установки ЗСУ М17. Такая техника поставлялась в годы Второй мировой войны Советскому Союзу из США по лен-длизу и находилась на вооружении до конца 50-х годов. Детали ЗСУ и снаряды, найденные при строительных работах, вероятно, хранились в больших сводчатых подвалах и были засыпаны во время сноса здания.
Все найденное, возможно, принадлежало базировавшимся здесь в те годы 109-му гвардейскому парашютно-десантному полку и 107-му отдельному истребительному батальону.
– По словам руководителя строительных работ Александра Ходака, за этими находками никто не обратился. Они что, не представляют никакого интереса, как музейные экспонаты?
– Здесь нужно сделать, так сказать, лирическое отступление. Наш музейный комплекс не может вместить всех экспонатов, которые есть на сегодняшний день, и они хранятся в запасниках. Дважды городские власти рассматривали идею передать краеведческому музею здание бывшего Дворца пионеров, что на улице Шевченко. Первый раз – в начале 70-х. Тогда рядом со строившейся средней школой №1 планировалось возведение специального комплекса под Дворец пионеров. Но из этой затеи ничего не вышло. Второй раз – в 80-х, когда было начато строительство детского комплекса в начале улицы Дибровы, на искусственном полуострове в месте слияния Ингульца и Березовки. Если бы один из вариантов был осуществлен, то пионеров перевели бы в новые здания, а наш музей получил бы здание на ул. Шевченко, которое как никакое другое подходит под эти цели. К сожалению, ни первому, ни второму плану не суждено было осуществиться. В итоге имеем музей, который не в состоянии размещать дополнительные экспонаты, тем более габаритные.
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь