27.07
2017

      Искусство без границ

    «Ностальгия», «Туманное утро», «Осенние березки» – даже от названий этих картин веет теплом и уютом. Камчатские пейзажи с вулканами и медведями, реки с бурными потоками, зеркальная гладь озер, лесные поляны, тропинки с играющими переливами света и тени, желтая опавшая листва на мокрой от дождя земле. Все, кто видит эти работы даже в незавершенном виде (художники называют неоконченные картины подмалевками), ощущают эффект присутствия. Их автор – Валентин Мерцалов, художник-самоучка, что неизменно вызывает восхищение. Сколько раз Валентин Емельянович видел на лицах зрителей удивление, шок и восторг!

    Пишет художник ярко, с душой – у него врожденное чувство цвета и композиции, свой почерк. Его картины воздушные и дышащие. Кора деревьев, листва, вода – все прописано, как живое, объемными мазками, выработанными по примеру художника Сергея Аккерманца, картину которого Валентин Емельянович однажды купил в Одессе. Работы многослойные, выполненные толстой плоской кистью – щетиной.

   С 1995 года, с тех пор, как вышел на пенсию, подполковник в отставке Валентин Мерцалов живет между Петропавловском-Камчатским и Александрией. Он родом с Донбасса, из села Адрианополя Перевальского района. С отличием окончил Донбасский государственный технический университет по специальности инженер-шахтостроитель.

  Способности к рисованию у второклассника Валентина заметила школьная учительница. И отправила мальчика рисовать стенгазету. Он справился, а заголовок «Пионер» раскрасил во все цвета радуги. Потом стенгазеты станут его «коньком» – и в школе, и в институте, и в армии, и в военной академии. И всюду он слышал: «Вам надо быть художником или архитектором». Способности способностями, но нужна практика. В 18 лет Валентин уже мог нарисовать портрет с натуры. Тренировался на родственниках. Портретное сходство было, по крайней мере, знакомые и родственники узнавали. Почему сразу не пошел по художественной стезе? Парень из деревни, старший из четырех детей в семье, отец шахтер, мама домохозяйка. Родителям было некогда обращать внимание на способности детей. Им пришлось продать корову из-за «хрущевских» налогов на подсобное хозяйство и всей семьей есть тюрю – хлеб, размоченный в воде с сахаром. Поступив в 9 класс в школу Алчевска, Валентин уже жил самостоятельно, отец платил за квартиру и питание. Математику и физику парень знал лучше всех в классе, его способности рисованием не ограничивались.

    После института Валентин по распределению отработал 2,5 года в шахтопроходческом управлении в Свердловске Луганской области. Перспективы были неплохими, но он захотел стать военнослужащим – в армии больше платили. В военкомате его отговаривали – хорошо подумай, ты же сейчас в 5 часов вечера дома, у тебя два выходных. Но Мерцалов стоял на своем. Выпускник вуза с военной кафедрой пошел служить добровольно. На службу направили в Кривой Рог. В деньгах молодой лейтенант ничего не выиграл, жил в общежитии в комнате с 11 прапорщиками, питание плохое: «Куда я попал?»… В Свердловске Валентина ждали беременная жена и маленький сын. Он понял, что армия – это не его, но деваться некуда, пути назад не было. Его перевели служить в Забайкалье, где вокруг голые степи и быстротечная речка Онон. Молодая зелень за две недели жухнет под палящим солнцем. Зимой снега мало, температура – минус 35. Но сразу дали квартиру в поселке Цугол Оловянинского района. Командир артиллерийского полка в Сретенске однажды попросил Мерцалова нарисовать плакат-схему. Чтобы плакат не выглядел скучным, Валентин добавил в него творчества – изобразил картину полевых учений. И ему поручили оформлять класс тактики. Он старался. Вырезал буквы из пластика ножом, чертил схемы, рисовал картинки из армейской жизни. Выходило живо, многие не верили, что это не вырезанные из журнала фото. Понравилось и армейскому начальству, и Мерцалова забрали в штаб округа в Читу, дали квартиру. Он поступил в Военную инженерную оперативно-тактическую академию в Ленинграде, которую окончил с отличием. Самосовершенствование и самодисциплина всегда помогали ему добиваться желаемого. После академии Валентин служил в Германии в артиллерийской армейской бригаде в Ордруфе. Пейзажи Тюрингии, по его словам, по красоте сравнимы с Забайкальем. В Германии гуашью, смешанной с клеем ПВА, он впервые нарисовал картинку для души: срисовал с немецкой открытки натюрморт – розы. После Германии, благодаря своему художественному мастерству и находчивости, служил в ставке войск Дальнего Востока в Хабаровске. Однажды Валентин поехал отдыхать в санаторий, взял с собой краски, нарисовал картину. По возвращении сдал в художественный салон в Хабаровске. Дедушка, у которого Мерцалов заказал рамку, удивился, что художник нигде не учился и пишет такие картины. Он посоветовал продавать их не меньше, чем за 250-350 рублей. А зарплата у Валентина Емельяновича тогда была 400 рублей. Картины продали за один день, одну за 170, другую – за 250 рублей. Было это в 90-м году, в год 40-летия Мерцалова.

    С тех пор он стал писать маслом пейзажи, параллельно со службой. Приносил свои картины на работу, где их покупало начальство. Когда вышел на пенсию, все уже было на мази – знал, чем будет зарабатывать. В Петропавловске-Камчатском, как и везде в СССР, тогда была нищета, рамки приходилось делать из найденных на улице реек, а картины писались на солдатских портянках. Валентин рисовал, а жена продавала его работы. На Камчатку люди приезжают временно – заработать денег, и квартиры покупают в других городах. Им хочется иметь на память камчатские пейзажи. И Мерцалов писал то, что пользуется спросом. И пишет до сих пор. Его картины – это коллажи с разных фотографий и полотен других художников.

    Весну, лето и осень Валентин Емельянович с женой живут в Александрии. А на зиму уезжают на Камчатку. Отсюда художник везет на продажу картины – свои и украинских художников (в том числе и александрийских), которым он помогает – там работы хорошо продаются. Кроме всего прочего, он еще и талантливый коммерсант.

   Валентину Мерцалову 67 лет, он ведет здоровый образ жизни, занимается спортом. До 59 лет круглый год бегал через день по 10 километров (по методике Кеннета Купера, описанной в книге «Аэробика для хорошего самочувствия»), купался в водоемах даже зимой. Сейчас занимается дома – зарядка и тренажер «Орбитрек». Во дворе в Петропавловске-Камчатском построил детскую горку. Успевает все, притом, что работает ежедневно, без выходных.

   В Художественном музее Камчатского края постоянно экспонируются работы Валентина Мерцалова (в 2010 году была его первая персональная выставка). В Киеве на Андреевском Спуске его картины разбирают в течение полутора часов. Камчатские пейзажи и русские березки покупают русские и украинцы, англичане, китайцы, японцы, жители ЮАР.

  Способности, усидчивость, трудолюбие и отсутствие занудства – так описывает художник свой секрет успеха. Главное – не ждать музы, нужно настроиться на работу и писать. Но все-таки признается: без чувствительности, которой обладают хорошие мастера, вряд ли картины получились бы такими живыми. А чувствительность у Мерцалова есть – он видит вещие сны и иногда – даже картины будущего.

Елена Карпачева

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень