Довезем мы вас с комфортом!
Картинки из жизни
Признайтесь честно: вы любите ездить в общественном транспорте? Особенно в час пик или льготными рейсами? Ответ, конечно, очевиден – «удовольствие» сомнительное, не из приятных, но куда деваться? Дороги на периферии разбитые, автобусы подпрыгивают на каждой кочке («Эй, водитель, не дрова везешь!»), полный салон раздраженных пассажиров, протискивающаяся между которыми кондуктор вызывает еще больший шквал негативных эмоций – одному сдачу дала мелкими монетами, другого торопит, над третьим нависла в долгом и томительном ожидании, пока трясущиеся старческие руки достанут из глубины котомки кошелек с пенсионным удостоверением. А надо же еще выкрикнуть название остановки, спросить: «Есть на выход?», а потом заорать так, чтобы услышал водитель: «ВЭходять!», будто водитель не знает, что останавливаться положено на каждой остановке, для того они и придуманы. Представили обстановочку? А раньше еще в салонах некоторых автобусов красовались особенно выводящие пассажиров из себя надписи типа: «Не заплатишь – не поедешь», «Хочешь выйти – кричи», «Не стой над душой» (хотя с последним лично я полностью согласна, актуально не только у водительского места)…
Но будем справедливыми – сегодня все не так уж плохо, особенно если не час пик и не льготный рейс, который сами пенсионеры прозвали «собачьим». И автобусы в большинстве своем вместительные и комфортабельные (жаль, что не на всех рейсах), и кондукторы есть приятные. Иная, бывает, улыбнется – и на душе легче, и ничего, что сдачу дала монетами по 10 и по 5 копеек – она же не инкассатор, чтобы таскать за собой мешок с деньгами?
Обычно к нам в редакцию обращаются пассажиры – с жалобами на нерегулярность или отсутствие рейсов, на водителей, на кондукторов. А тут недавно обратилась кондуктор, вернее, контролер-кассир. И не для того, чтобы пожаловаться, а для того, чтобы поделиться опытом, рассказать о любимой работе (представьте – такое бывает, есть кондукторы, которые именно в этом нашли свое призвание) и призвать к взаимной вежливости.
Людмила Кащеева работает контролером-кассиром уже много лет. Начинала в Александрии, на маршрутах №№ 5 и 18, сейчас – в Киеве. Еще в школе она мечтала быть проводником, но родители не разрешили. Поэтому, окончив школу, Людмила приобрела профессию радиомонтажника и слесаря-сборщика в ПТУ №17, потом, в период безработицы, училась на швею от Центра занятости. Но только когда стала работать кондуктором, поняла, что нашла свое призвание, и с тех пор живет этим. Так что, можно сказать, детская мечта сбылась, хоть кондуктор – и не проводник, но тоже «хозяйка салона».
Она сразу стала работать с вдохновением, поэтому пассажиры были довольны. И как же было приятно, когда, проработав месяца четыре в Киеве, Людмила встретила в салоне автобуса женщину из Александрии, которая ее узнала и обрадовалась! Это о многом говорит.
– Когда в 2008 году я начала работать в Киеве, было 38 льготных категорий пассажиров, – рассказывает Людмила. – Я их выучила, как и должностные инструкции, правила перевозки, и всегда старалась работать так, чтобы люди выходили из автобуса в лучшем настроении, чем зашли. За годы работы бывало всякое – у меня на руках умер мужчина, у которого оторвался тромб, приходилось вызывать скорую беременной, выводить из салона наркомана в припадке. Боролась в Киеве и с карманниками, которые орудуют в автобусах. Предупреждала пассажиров, чтобы следили за вещами. А потом договорилась с воришками – они могут ехать бесплатно, только чтобы не воровали. Но все равно моя работа – самая прекрасная из всех! Жаль только, что люди сейчас обозленные. Собака собаку зимой греет, а мы друг на друга кидаемся.
Многие срывают зло на кондукторе, а это неправильно. Разве контролер виноват, что государством определены льготные категории, а на местах власти не могут компенсировать перевозчикам проезд для каждой из них, и приходится бесплатно возить не всех? Многим непонятны правила перевозки. Например, дети дошкольного возраста должны сидеть на руках у родителей. Это – не прихоть, а техника безопасности. Был у меня случай, когда на дороге возникла аварийная ситуация, водитель резко затормозил, и четырехлетний малыш упал так, что у него был открытый перелом руки. А если бы сидел на руках у мамы – такого бы не случилось.
– У нас в Александрии люди ведут себя в автобусах отвратительно, – продолжает женщина. – Громко говорят по мобильным телефонам, ругаются, оставляют после себя горы мусора. Я, как увижу такое, потом сутки болею. Ну как так можно? Все хотят ехать в чистом салоне, с уютом и комфортом, но сами при этом ничего делать не хотят – для себя же. На остановке на площади Соборной я приклеила распечатанные на листе бумаги правила перевозки пассажиров – пусть люди почитают, пока ждут автобус. У меня в Киеве такие висят в автобусном салоне на видном месте. Сочиняю для пассажиров стихи: «Будьте чемні та спокійні, щоб доїхати надійно!», «Довезем ми вас з комфортом і на завтра вас чекаєм і бажаєм щастя!», «Шановні пасажири, любі та хороші! Не забудьте передати на талони гроші. Учнівські та пенсійні перед’являйте інтенсивно» – пусть люди улыбнутся, обстановка разрядится, и им будет приятно, и мне тоже.
В Киеве у Людмилы есть даже свой компостер – именной, выбивает дырочки в форме буквы Л, подарок коллег. Однажды этот компостер спас ее от воров, которые пытались отнять дневную выручку – пришлось применить его не по назначению и треснуть воришке по голове. Работает Людмила в шестом троллейбусном парке на Троещине. У нее множество благодарностей от начальства. А сами пассажиры в паблике «Типичный Киев» ВКонтакте назвали ее лучшим контролером автобуса. Может, и у нас в Александрии провести такой народный конкурс?
Для хозяина-перевозчика главное – выручка и отсутствие жалоб. Для пассажира – комфорт и удобство. А посредник между всем этим – кондуктор, он же контролер-кассир. Поэтому, на мой взгляд, у Людмилы есть чему поучиться. Не все влазят в автобус? Она «впихивает» невлезающих, подвигая пассажиров шуткой: «Так, уважаемые, давайте в рядочек по трое, вы все такие тоненькие, все поместимся». Буянит пьяный пассажир? Обращается к остальным в салоне: «Что будем с ним делать? Высадим?» – «Да!» – Высадили на ближайшей остановке. Салон аплодирует. Людмила признается, что любит работать в Новый год и другие праздники, они с водителем включают для пассажиров музыку, поздравляют, даже танцуют в салоне. Ну, а каждый день, в будни и праздники, кондуктор встречает и провожает пассажиров улыбкой, желает хорошего дня (или вечера) и отличного настроения. А нам приятно, что в столице работают такие креативные и позитивные александрийцы.
– Рыба портится с головы, но чистить ее начинают с хвоста, – добавляет Людмила в конце нашей беседы. – Нужно воспитывать у людей сознательность. В Германии в 1937 году «зайцев» даже расстреливали. Мы, конечно, не сторонники таких радикальных методов, но давайте начнем уважать друг друга, только тогда у нашей страны есть будущее. Ни одни правила не дисциплинируют, если каждый не начнет с себя!
Елена Карпачева
Залишити відповідь