Александрийские сталкеры
Недавно в одном из Facebook-сообществ наткнулась на заметку о перспективах развития в Александрии индустриального туризма. В статье утверждается, что в последнее время существенно снижается интерес к традиционным видам туризма, и отличной альтернативой им станет для любителей активного отдыха urban exploration (городское исследование). Индустриальный туризм – исследования территорий, строений промышленного или специального назначения, а также заброшенных сооружений и покинутых жителями поселений. А в окрестностях Александрии имеется как минимум семь бывших разрезов, которые могли бы быть привлекательны для туристов своей историей и красотой окружающей природы. Бывалые туристы говорят, что их больше, но они менее масштабны. И некоторые природа уже почти стерла, залечив раны от разрушительной деятельности человека.
И пока в интернет-сообществах спорят о том, приживется ли данный вид туризма в Александрии и продумывают маршруты туров, трое молодых парней, жителей нашего города, уже лет пять как занимаются индустриальным туризмом. Еще этот вид активного отдыха обладает многими чертами молодежной субкультуры. Таких людей сейчас называют сталкерами или диггерами, смотря, каким направлением индустриального туризма они увлекаются. Впрочем, наши герои не особо задумываются, как это называется и определяется в Википедии, не слишком углубляются в классификацию направлений данного явления и исследуют подземные коммуникации – хранилища, бомбоубежища и т.д., штурмуют крыши пустующих высоток и путешествуют в заброшенные города.
По просьбе ребят их имена изменены, но они с удовольствием рассказали о своем увлечении и предоставили огромное количество невероятно красивых фотографий. Это удивительные пейзажи с разрезов и завораживающие картины заброшенных городов и сооружений, напоминающих кадры из постапокалиптических кинофильмов.
Трое парней дружат со школы – Артем, Сергей и Денис. И первые их совместные походы начинались еще тогда, в школьные годы. Сейчас Артем и Денис работают, Сергей учится, а в походы ходят в свободное время. Они вообще не пьют и не курят и считают, что с туризмом алкоголь вовсе не совместим: в любом турпоходе, а тем более в экстремальном виде, таком, как индустриальный, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным. «Острых ощущений и без алкоголя будет достаточно», – говорят ребята. Все трое – тренированные спортсмены и утверждают, что без хорошей физической подготовки лучше не заниматься индустриальным туризмом.
К слову, разрезы в окрестностях Александрии для ребят – давно пройденный этап. Все начиналось с близлежащего Звенигородского карьера. Парни исследовали все заброшенные с советских времен промышленные сооружения в окрестностях Александрии, которых тут немало.
Дальше – больше. Из интернета узнали, что в семидесяти километрах от Александрии, в Чигиринском районе, есть город-призрак, незарегистрированное, заброшенное поселение Орбита. Добирались туда ребята на велосипедах и жили там два дня, ночевали в спальных мешках и питались едой, приготовленной в котелке на костре. Сейчас это «улица Орбита», административно относящаяся к селу Витово. А планировался городок с населением до 20 тысяч для проживания работников Чигиринской АЭС, строительство которой закрыли навсегда после чернобыльской катастрофы. На данный момент там проживает около сотни человек в двух пятиэтажных домах.
Потом ребята отправились в Липняжку – село в Добровеличков-ском районе Кировоградской области. Некогда в нем проживало более 4 тысяч человек и находился сахарный завод. После банкротства и закрытия завода в 2007 году люди постепенно покинули это место, и сейчас жителей здесь немногим больше, чем в Орбите. Есть многоподъездная пятиэтажка, в которой жилой осталась только одна квартира.
Сейчас в этих когда-то населенных пунктах ветер гуляет по заброшенным девятиэтажкам с выбитыми стеклами и слышен только лай собак. И, по словам ребят, там побывавших, трудно поверить, что всего в нескольких десятках километров оттуда кипит обычная городская жизнь, особенно это кажется нереальным ночью, когда не слышно шума автомобилей и не видно электрического света фонарей, не светятся окна домов, лишь ярко горят звезды в небе… И, исследуя заброшенные города, словно совершаешь путешествие во времени…
– Оставшиеся жители городов-призраков, в основном пенсионеры, довольно спокойно и дружелюбно к нам относились, видимо, привыкли уже к туристам, – рассказывают ребята, – хотя, на самом деле, пока их очень мало, и они не приносят вреда ни местным «аборигенам», ни природной среде. Главное правило индустриального туризма: «не брать ничего, кроме фотографий, не оставлять ничего, кроме следов от ботинок». Но среди людей ведь имеется много этаких «Вась», которые «здесь были», и везде норовят оставить следы своего пребывания.
И ребята всерьез опасаются, что если индустриальный туризм начнет развиваться как вид коммерческой деятельности, то эти хрупкие остатки былой эпохи будут уничтожены безответственным поведением людей. Так же, как и красоты карьеров.
К тому же, индустриальный туризм – направление относительно новое, и классифицируется как экстремальное развлечение.
– Да, во время похода туристов могут поджидать некоторые опасности, – подтверждают наши александрийские экстремалы, – опасны ветхие высотные сооружения, можно наткнуться на захоронения промышленных отходов, есть вероятность встречи с дикими или одичавшими животными. Поэтому очень важна разумная осторожность во время тура и основательная подготовка. Мы самостоятельно, но очень тщательно продумываем маршруты. Перечитали множество книг о туризме и туристическом снаряжении, а также о способах первой медицинской помощи в разных ситуациях. В нашей небольшой команде строго распределены обязанности – кто ответственен за снаряжение и экипировку, кто – за пропитание или за средства связи, и всегда друг друга контролируем и страхуем.
Уверена, среди александрийской молодежи немало таких, кто бродил по разрушенным постройкам и старым угольным разрезам. Эти места очень привлекают многих возможностью словно побывать в другой реальности, окунуться в особенную, иногда пугающую атмосферу. Но герои статьи, судя по всему, относятся к этому очень серьезно и даже, можно сказать, весьма профессионально. Есть несколько основных правил, которые сталкеры и диггеры неукоснительно соблюдают: никогда не ходить в поход в одиночку, а лучше всего в компании разумных оптимистов. Всегда предупреждать близких, сообщать точные координаты своего нахождения и срок возвращения, обязательно следить за состоянием средств связи. И самое главное – осознавать ответственность за себя, свою жизнь и здоровье, а также твоих попутчиков. Ни в коем случае нельзя относиться к походу, как к банальной вылазке на природу.
Рассматривая фотографии, кото-рые показывают ребята, я понимаю, почему их так привлекает именно индустриальный туризм, а не посещения, например, исторических достопримечательностей с гидом. Они молоды, и для них Советский Союз, погибший еще до их рождения, и ушедшая эпоха советского времени – уже история. И там, в забытых поселениях и разрушающихся зданиях, совершая путешествия в остановившуюся эпоху, они словно прикасаются к этой истории, пытаясь по-своему ее осмыслить. Глядя на фотоснимки мест, где прошлое словно застыло во времени, поневоле начинаешь задумываться о смысле жизни, бренности и быстротечности человеческого бытия…
Ольга Антонова
А фотографии где?
Мне нравится! 0