Как пережить Cоvid: врачи и пациенты
Коронавирус опять приобретает устрашающие формы эпидемии не только в мире, Украине, но и в нашем городе. Поэтому, несмотря на массу ежедневной информации, эта тема уже несколько месяцев № 1 во всех СМИ. Мы решили собрать, проанализировать и донести нашим читателям самые значительные, полезные и любопытные данные о болезни 21-го века.
«Мы все переболеем этим»
Мнение. Пациент инфекционного отделения городской больницы № 1 Елена П.: “Я лечусь от пневмонии уже вторую неделю. Симптомы у всех здесь находящихся практически одинаковы, как и у пациентов в коронавирусном отделении, что на первом этаже инфекционки. И вам скажет любой из нас, что мы болеем одной и той же болезнью. Но! Тех, у кого выявили COVID, лечат почти бесплатно за счёт государства, а мы – за свои собственные. В день лечение обходится от 2 до 4 тыс. гривен. У многих таких денег нет, поэтому приходится занимать у знакомых или брать кредиты.
У нас на предприятии выявили коронавирус у одного из сотрудников и положили лечиться в инфекционное отделение, сразу за ним заболело пневмонией ещё несколько человек, но их тесты отрицательные. Лечат их в терапии. То, что сразу заболело несколько человек – это совпадение? Не думаю. Симптомы у всех одинаковые, а болезни, получается, разные. Напрашивается вывод, что либо тесты неправильно показывают, либо кто-то специально делает так, чтобы они показывали отрицательные результаты. Зачем обманывать людей? Зачем называть COVID COVIDной пневмонией? Что это меняет? Скажите, что это коронавирус, что у нас много больных – этим уже никого не напугаешь…
Медики работают в поте лица в прямом смысле слова. Они физически не успевают обслуживать всех. Слышала, как они ругались, мол, бросят все, если так будет продолжаться. Говорят, что никакие доплаты им не нужны при таком отношении и такой опасной работе.
Официально. На Кировоградщине в случае критического увеличения количества больных COVID-19 может возникнуть проблема с нехваткой медицинских кадров. Об этом во время брифинга заявил директор департамента здравоохранения ОГА Олег Рыбальченко.
Реально. Больные коронавирусом александрийцы лечатся в инфекционном отделении городской больницы. С пневмонией лежат в инфекционном, терапевтическом и ЛОР отделениях. Теперь отделения заполнены и больных будут размещать в 3-й больнице на Победе.
И если с больничными койками можно справиться, то с врачами «полный завал». Многие из них уже переболели, болеют или на очереди (об этом говорят они сами).
Людмила Здановская, врач-инфекционист 1-й городской больницы: “Врачи и медперсонал работают на износ, практически без выходных. На весь город всего три инфекциониста. Один из них – главврач инфекционного отделения – заболел коронавирусом. Если немедленно не решить вопрос с привлечением медицинских специалистов других направлений к лечению наших больных, будет катастрофа –больных просто некому будет лечить.
Очень мало проводится тестирований. Есть тенденция: чем больше тестируют, тем больше выявляют. Сейчас тестируют больше, но этого недостаточно для всей полноты картины. Сколько реально заболевших, никто не знает. Как бороться с эпидемией, также достоверно никто не знает. Наука еще толком не изучила способы распространения инфекции.
Могу привести множество примеров, когда рядом на протяжении длительного времени находятся близкие люди – у кого-то одного выявляют коронавирус, а у его окружения – нет. Вирус имеет свойство летучести: одних он цепляет, мимо других пролетает или задерживается ненадолго, вызывая побочные эффекты различных заболеваний. Не могу достоверно утверждать, нужны ли и помогают ли жёсткие ограничительные карантинные меры. Но уверена, что только вакцинация поможет побороть вирус”.
Мнение. «10 000 зараженных коронавирусом в сутки станет абсолютно реальной цифрой для Украины в ближайшие дни», – считает киевский врач Ольга Богомолец. – “Потому что медики по всей стране просто и тихо выгорают, живя и работая в позорных условиях физического, нравственного и духовного неуважения, элементарного безденежья и нищеты. Первый признак профессионального выгорания медсестры и врача – равнодушие ко всем проблемам вокруг, и к состоянию пациента также, и это равнодушие сделает невозможной качественную и своевременную медицинскую помощь”.
Богомолец призывает ввести в стране жесткий карантин и перечисляет необходимые шаги власти: немедленно запретить все массовые мероприятия по всей стране, за нарушение ввести не штрафы, а уголовную ответственность, немедленно вернуть учебные заведения на дистанционное обучение (школьники и студенты являются бессимптомными носителями болезни).
“Если это не будет сделано завтра – через две недели будет совсем другая картина… и очередь не только в больнице, а и на погребение на кладбище”, – грозит Богомолец.
«Как я COVIDом болел»
А вот что рассказал о коронавирусе известный в Александрии врач Сергей Дробышев:
«Как врач я постоянно отслеживал всю новую информацию, с первого дня эпидемии. Каждый день на приеме контактирую с 20-50 (иногда больше) больными, их родственниками, с коллегами, которые также контактируют с сотнями больных. Понимал, что заболею в первых рядах. Сначала этого боялся и надеялся избежать болезни. Но уже в апреле пришел к логическому выводу, что переболеем мы все и это вопрос времени. Карантин не может остановить эпидемию в принципе. Карантин позволяет немного время выиграть. Потому строго соблюдал простейшие меры защиты: дистанция, антисептик, респиратор или маска на мне, маска на больном, с которым работаю. И все-таки я заразился.
Начало: после недели кашля (обострился хронический бронхит) вечером почувствовал слабость, поднялась температура 37.2. Подумал, это связано с обострением бронхита, начал его усиленно лечить. Но на второй день температура поднялась до 38 и появилась ломота и боль в костях, мышцах как при гриппе. Стало понятно, что причина повышения температуры не бронхит, не грипп, а вируска. Потом пропало обоняние (нюх) – аносмия. Изменился вкус. Кашель стал сухой, надсадный. Диагноз был очевиден.
С первого дня высокой температуры открыл больничный. Изолировался в комнате, но, кроме младшего сына, остальные в семье заболели. Подозреваю, он перенес инфекцию бессимптомно. Температурил я 2 недели. Утром почти до нормальной опускалась, потом постепенно к вечеру до 38.5, ночью падала, сильно потел и так изо дня в день 2 недели. Я понимал, что у меня вирусная пневмония (как и у всех с COVIDом, температурящих более 5 дней), но надеялся, что не тяжелая. Рентген показал – бронхит, ухом слушали – легкие дышали, но были небольшие хрипы. Названия лекарств называть не буду, чтобы другие не занимались самолечением.
Много пил жидкости (узвар, воду с лимоном, минералку, чаи), литров 3-4 за сутки. Постоянно надувал воздушные шарики, тренировал легкие – может, это и спасло от попадания в стационар. Принимал витамины, антибиотики (по показаниям, но не из принципа “шоб було”), отхаркивающие. Никаких т.н. противовирусных не принимал, так как их от COVID пока еще просто нет.
Интересно по поводу анализов ПЦР. В первые дни лихорадки у меня ПЦР не взяли (хотя это нужно делать всем с лихорадкой, контактным и т. д.). Думаю, не взяли из-за слабой мощности областной ПЦР-лаборатории. Взяли на второй неделе болезни, т. к. она не отступала. Тест пришел негативный, как и у всех остальных больных, сдававших со мной вместе.
Я как врач видел, что они больны, один из них потом попал в реанимацию. Но тест у всех пришел негативный. Давно сомневаюсь в достоверности тестов ПЦР Кировоградского лабцентра. Сейчас я уже просто уверен в их недостоверности. Через две недели вышел на работу. Для того, чтобы лабораторно подтвердить самому себе, что переболел COVID, я сдал антитела IgG на 4-й неделе после первых симптомов болезни. Пришел позитивный ответ. Теперь я уверен, что переболел COVID. Принес его с работы, заразил семью, вероятно, заразил еще семью друзей, с которыми мы общались за день до начала болезни.
Тезисно дам советы: поднялась температура, слабость – оставайтесь дома, позвоните врачу. Много пейте жидкости, постарайтесь найти пульсоксиметр, контролируйте температуру, не пейте жаропонижающих. Если температура не выше 38.5, терпите. Принимайте витамины С, Д.
Рентген легких бесполезен для выявления вирусной пневмонии. Нужно делать КТ. Но осложнение в виде бактериальной пневмонии на 2-3 неделе покажет и рентген легких. Что лучше назначать, решает лечащий врач.
По поводу масок: они эффективны, хотя меня и не защитили. Но маска на мне защитила моих медсестер и надеюсь, пациентов. Маска защищает не того, кто ее носит, а тех, кто вокруг. Если все в масках, то все друг от друга чуть лучше защищены, чем когда все без масок.
PS: Приведу ряд типичных, на мой взгляд, ошибок, которые допускаем и мы – врачи, и наши пациенты.
1. Все уже знают, что нужно делать КТ, и бегут его делать в первый же день повышения температуры. И получают нормальные ре-зультаты, но потом, когда на 6-7 день развивается пневмония, бегут делать КТ снова. Это большая лучевая нагрузка и не маленькие деньги. Делать КТ целесообразно после 5-6 дня болезни. Может, к тому времени вы уже выздоровеете и без КТ.
2. Не спешите сдавать антитела М в первые дни – вы получите отрицательный результат и потеряете 500-600 грн. Антитела М лучше сдавать после 5-7 дней.
3. ПЦР нужно делать не сразу, а через неделю после начала заболевания.
4. Антибиотики. Приведу цитату коллеги, который лечит COVID: “Приймати антибіотики на перших днях недуги – це величезна помилка – сотні й сотні пацієнтів поступають в інфекційні стаціонари з пневмоніями на 6-8 добу після вже пропитого курсу антибіотиків, але це не працює, а призводить лише до зайвого отруєнню організму.
У протоколі лікування COVID-19 чітко наголошують, що антибіотики забороняють приймати для профілактики чи для лікування неускладнених форм. А що відбувається на практиці? Безконтрольний, шалений прийом антибіотиків на короткочасну лихоманку чи на просто позитивний тест на Ковід. Це величезна помилка – нічого ефективного в цих діях немає”.
«Больные» деньги
Официально. “Сейчас каждый врач фактически находится на передовой, сражаясь за наше здоровье и жизнь, – заявил президент Владимир Зеленский в июне этого года. – Украинские медики приравнены к украинским военным, которые защищают страну на востоке. И семьи погибших врачей должны получить соответствующие компенсации”.
Факты. За период пандемии в Украине заболело более 16 000 медиков, из них 132 умерло. По закону, семьи умерших должны получить компенсацию от государства – почти 1,6 млн грн, но только если будет доказано, что медик заразился коронавирусом на рабочем месте. Для получения компенсации требуется проведение расследования с участием Государственного управления по труду, работодателя и представителей областного Фонда социального страхования. Именно комиссия принимает решение – мог врач заболеть на рабочем месте или нет.
В итоге, как сообщает пресс-служба Фонда социального страхования, по состоянию на сентябрь выплаты получили всего 14 семей, чьи близкие-медики умерли от коронавируса.
По сообщению издания L.B. фонд по COVID-19 в 66 млрд гривен фактически растрачен. Еще летом коронавирусные деньги поделили, причем большая часть ушла на президентскую программу “Большая стройка”. То есть на дороги. Коронавирусные деньги тратятся на дороги со скоростью 2 миллиарда в неделю.
В Минфине успокаивают, что в случае необходимости деньги Фонда всегда можно будет вернуть с одних программ и перенаправить на другие. Но, как утверждает глава Счетной палаты Валерия Пацкана, в коронавирусном фонде еще на начало сентября не хватало средств для реализации трех бюджетных программ – по доплатам полицейским, выплатам по частичной безработице и на детей физлиц-предпринимателей.
По оперативным данным Министерства финансов, по состоянию на 1 октября, распределено 65, 959 млрд гривен, то есть фактически все деньги.
При этом на дороги выделили 35 млрд, на закупку оборудования для приемных отделений опорных больниц – 5,3 млрд, обеспечение лабораторных центров Минздрава и закупку средств защиты – около 3 млрд, надбавки медикам – порядка 6 млрд, доплаты военным, полиции – 2,5 млрд.
Когда будет вакцина
Официально. На прошлой неделе в Верховную Раду внесен законопроект об ужесточении ответственности за неношение маски. Причем как для тех граждан, кто маску не носит, так и для руководителей тех заведений, которые не следят за соблюдением масочного режима.
Мнение. Врачи утверждают однозначно: только вакцинация спасет нас от смертельной болезни. Сегодня многие страны говорят о работе над вакциной, но пока что только Россия официально заявила о ее изобретении и начале промышленного производства. Более того, в России заявили, что готовы начать поставки своей вакцины от коронавируса в Украину. Однако, на российское предложение в Украине ответили отказом. Президент Владимир Зеленский заявил, что российская вакцина – это “непроверенное средство” и Украина будет дожидаться “проверенной” европейской или американской вакцины. Последние находятся в стадии разработки и неизвестно, когда будут запатентованы.
Европа действительно пообещала Украине вакцину. Но только в будущем – и в каком, неизвестно. А тем временем россияне планируют начать массовые прививки в начале 2021 года. Причем бесплатно. Также этой стране поступили заявки на приобретение 1 миллиарда доз вакцины от 20 стран мира. Среди них – Индия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Мексика, Венесуэла, Филиппины, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Молдова, Азербайджан, Бразилия. То есть, даже если мы решимся на покупку вакцины, то придется стать в длинную очередь.
Насчет обещаний от Европы, то история с пандемией уже показала, что основные поставки всего необходимого в Украину вела не она, а Китай, в то время как европейские страны и США решали собственные проблемы. Об Украине они думали в последнюю очередь…
Материал подготовил С. Сергеев
Залишити відповідь