Девушка из прошлого
Эта девушка с фонтана невысокого роста, стояла у пенька в короткой тунике, а в руке – пучок колосьев. Волосы собраны в античную прическу. Она больше похожа не на богиню, которых обычно изображали в длинных одеждах, а на нимфу – лесную или нимфу плодородия. Из-за этой мраморной скульптуры разыгралась настоящая буря, начавшаяся на Facebook и долетевшая до кабинетов чиновников в Кропивницком.
17 января педагог, журналист, лауреат областной краеведческой премии им. Ястребова и автор книги «Барокковые закоулки Александрии» Валерий Жванко разместил на своей странице в соцсети фотографии разбитой скульптуры среди стройматериалов, сантехники и бюста Ленина, сделанные во дворе Городского Дворца культуры, который сейчас реконструируется. В своем посте Жванко назвал скульптуру Венерой Александрийской и признался, что был в нее влюблен и давно искал, хотел поместить ее фото в книгу об истории города. По его мнению, этой мраморной Венере больше 100 лет. И лежит она, беззащитная, под открытым небом среди мусора, да еще в такой «компании» – унитаза и бюста Ленина. А место этой, по словам автора публикации, исторической и культурной памятке, – в музее. Жванко потребовал от управления культуры горсовета немедленно спрятать все три фрагмента (скульптура разбита на три части), вызвать экспертов и реставраторов, внести скульптуру в список объектов культурного наследия и не дать ее украсть бомжам или олигархам. «Эта скульптура могла бы стать неповторимым украшением внутренних интерьеров театра и символом человеческого отношения к красоте», – написал он.
Пост вызвал резонанс и шквал гневных комментариев. Пользователи возмущались наплевательским отношением к старинной скульптуре. Больше всего камней полетело в сторону директора Городского Дворца культуры, заслуженного работника культуры Украины и Почетного гражданина Александрии Григория Абажея. Мол, как посмел, не бережет историю, плюет на искусство. Об этой «истории с Венерой» написали областные издания, в Александрию звонили и приезжали проверяющие из Кировоградской облгосадминистрации. В чем же причина такого интереса к девушке с колосьями, и чем все закончилось?
В Городском Дворце культуры рассказали: Валерий Жванко давно просил «Венеру Александрийскую» для своего «антимузея» в культурно-образовательном центре «Толока» в Попельнастом. Но не получил. В официальном ответе управлению культуры горсовета Г.Абажей написал: «Скульптура девушки была установлена на территории ГДК, бывшего ДК АЭМЗ, в 1989 году. В 90-х годах вандалы ее повредили, после чего части скульптуры были убраны на сохранение. Во время подготовки реставрационных документов скульптура девушки была внесена в техпаспорт заведения. Но экспертные комиссии признали, что она не несет ни культурной, ни исторической нагрузки, и ее реставрация нецелесообразна. В данное время, в связи с реставрационными работами и снесением хозяйственных зданий, после 10 января эта скульптура находилась на территории ГДК вместе с другим имуществом заведения, а сейчас хранится в помещении ГДК. Надеемся, по окончании реставрационных работ скульптура девушки займет должное место на территории заведения».
«Раньше на фонтане во дворе ГДК была скульптура мальчика с рыбиной, изо рта которой текла вода, – рассказала художественный руководитель Городского Дворца культуры Татьяна Присяжнюк. – Во второй половине 80-х, когда делали реконструкцию, мраморного купидона с рыбой куда-то увезли, и с тех пор его больше не видели».
Чтобы фонтан не остался пустым и не утратил своей привлекательности для отдыхающих, на место мальчика привезли и установили девушку. Девушка «приехала» из городской больницы, где тоже украшала фонтан и была уже после «пластической операции» – ее голова крепилась к туловищу двумя металлическими стержнями внутри и цементом, а на лице были следы ржавчины. В фонтане около ГДК девушка простояла недолго. В начале 90-х кто-то в порыве страсти ее толкнул, она упала и разбилась на три части – голова, туловище и ноги с пеньком… Ремонтировать ее не стали, но и не выбросили – просто спрятали в подсобку.
«Мы хотим, чтобы фонтан остался после реконструкции, – продолжает Татьяна. – Поэтому и внесли скульптуру в техпаспорт, когда готовили документы на реставрацию. И когда к нам приехала реставратор из Киева, мы показали ей нимфу. Специалист сказала: судя по всему, фигура девушки выполнена из некачественного мрамора, и она точно не дореволюционного производства. И образ этот скорее художественный, чем имеющий непосредственное отношение к истории Древнего мира. Поэтому смысла в реставрации нет. А реставрационные работы у нас проводятся настолько серьезные, что даже ряды кирпичной кладки проверяются на соответствие эпохе».
В ГДК уверены: Жванко хорошо постарался, чтобы найти скульптуру во дворе ГДК, она была хорошо спрятана между стройматериалами. Нашел, сделал композицию из лежащей побитой нимфы, короба вентиляции, унитаза и ржавых труб, сфотографировал и написал, как в Александрии берегут культурное наследие. А между тем, кто же ее сохранил до наших дней? И кому она сейчас нужна, чтобы ее воровать? Бомжи ее не украдут, она весит больше 90 кг, да и куда они ее сдадут? Денег за нее не выручить. Олигархам она тоже ни к чему – они могут себе заказать любое произведение искусства из качественного мрамора. Вкладывать деньги в реставрацию никто не станет, поскольку исторической и культурной ценности скульптура не имеет.
Но нимфа не пропадет – ее уже взяли на учет, собираются отремонтировать своими силами и определили новое местожительства – в малом зале на втором этаже ГДК.
«Как же интересно из собственных мыслей и недомолвок складывается целая «резонансная история», – прокомментировал ситуацию с «Венерой» Григорий Абажей. – Не стану перечислять все неточности, преувеличения, «как долго, кто и что искал, но все равно про нее знал». Отмечу только, что данный пост – это личное мнение автора (не эксперта, а уважаемого школьного учителя), к тому же, довольно тенденциозное. Не так и легко найти скульптуру на территории нашей строительной площадки, а сохраняется тут действительно интересное и разнообразное имущество. Именно сохраняется.
Сегодня данный экземпляр уже имеет свою «историю – легенду», которую автор активно создает, и скульптура действительно становится интересным экземпляром именно для частной коллекции. Даже собственное имя получила – «Венера Александрийская». Я работаю в ГДК уже 43 года. Как вы думаете, неужели только уважаемый автор собирает собственную коллекцию, и никто другой никогда не задумывался и не просил продать ту или иную интересную вещь из нашего заведения? Мы всегда отказывали! Потому, наверное, и сохранили имущество в таком виде, как его получили, до сегодняшнего дня. А этот текст я считаю саморекламой и желанием «под шумок общественности» получить фрагменты скульптуры в частную коллекцию».
Елена Карпачева
Залишити відповідь