Ти-Рекс и компания
Есть в Александрии достопримечательности старые, а есть сравнительно новые. Вот, например, скульптуры у кафе «Шашлычный двор» (которое горожане все еще по-старому называют «Муравейником») – Котигорошко, Змей-Горыныч, тиранозавр Рекс и крокодил, а еще были цветочные горшки с симпатичными «мордочками». Когда они появились, уже мало кто помнит, но до сих пор и дети, и взрослые очень любят их рассматривать и фотографироваться на их фоне. Они давно стали местной достопримечательностью.
Автор этих скульптур – Станислав Мальков, а инициатор их создания и спонсор – собственник кафе, предприниматель Игорь Хильчук. Все фигуры выполнены из бетона и создавались вручную прямо на месте – около «Муравейника». Самой первой появилась скамейка в виде крокодила – никто и не скажет, что изначально это был бетонный блок, на котором когда-то стоял транспарант «Слава КПСС!». Блок был настолько прочным, что разбить его не смогли несколько бригад. Тогда Игорь решил сделать из него скамейку. В 2003 году, когда кафе «Муравейник» сдали в эксплуатацию, эта скамейка-крокодил уже была.
…Когда в 2002-м Игорь Хильчук задумал открыть первое в Александрии детское кафе, появилась идея оформить его скульптурами. Оставалось найти исполнителя. В одном из видеосалонов Александрии стоял динозавр из папье-маше, и Хильчук стал разыскивать его автора. Так и вышел на Малькова. А тот динозавр из видеосалона переместился в один из залов «Муравейника» – его очень любили дети. Куда он делся потом – неизвестно. Но именно с него все и началось.
На скульптуры пошло очень много бетона и краски (Игорь привозил из Германии специальную, качественную – для наружных работ). Но главной во всей этой затее была идея. Не все шло гладко, тиранозавр, например, сначала не вышел, пришлось переделывать. Внутри бетонных фигур – металлические каркасы и пластиковые бутылки.
Станислав Мальков – самоучка. Говорит, лепил сначала для себя, потом по заказу соседей и знакомых. По его словам, до фигур у «Муравейника» ничего монументального не делал. Но выяснилось, что большая работа все-таки была – барельеф из папье-маше в Александрийском УПП УТОС – увеличенная копия гравюры Альбрехта Дюрера с изображением монаха и дьявола. Той своей работой Мальков остался доволен, жаль, что барельеф «прожил» недолго – он был предназначен для того, чтобы незрячие люди могли щупать его руками. А желающих было много.
Скульптуры у «Муравейника» Малькову помогал делать хозяин кафе Игорь Хильчук, о котором мастер отзывается исключительно положительно – креативный, работящий, порядочный. Некоторые элементы дорабатывались на ходу, в творческом процессе. Работать Станислав любит быстро: скорее справишься – раньше получишь деньги. Поэтому над скульптурами долго не корпел, дольше всего – полгода – создавал трехглавого Змея-Горыныча.
Мальков говорит, что у него много специальностей, но на данный момент наиболее ходовое строительное дело – Станислав зарабатывает на жизнь ремонтами. В советские времена он работал в ОРСе, на АЭМЗ, в РЭУ, в Государственной службе охраны, а после распада Союза, говорит, стал работать на себя. Был на заработках в Польше, но потом вернулся в Украину.
По вечерам и в свободное время Станислав Николаевич продолжает заниматься скульптурой, но не в Александрии, куда приезжает только на зиму, а в Херсонской области, где у него есть частный дом. Работает со всеми материалами – хочется все попробовать. Делал на заказ фонтаны, малые архитектурные формы. Наибольшей популярностью сегодня пользуются его японские каменные фонари. Людям нравится. Посмотрят – и станет лучше на душе. Хорошие советы дает Малькову жена – профессиональный художник. А на вопрос о своих любимых художниках Станислав Николаевич отвечает, что не запоминает их имен, для него важнее – понравилась картина или нет: «Картина должна удивлять, поражать, доставлять удовольствие. А когда на ней изображено непонятно что, и вас пытаются убедить, что это модно, что художник исключительного таланта, – это просто лапша на уши. На самом деле художник полный ноль».
…По мнению собственника, как детское кафе «Муравейник» себя не оправдал. Хильчук сдал его в аренду, но «Шашлычный двор» уже не имел той популярности, что его предшественник. А за скульптурами продолжают следить Хильчук и Мальков – фигуры разрушают не природные условия, а обыкновенные вандалы, пьяницы и наркоманы. Котигорошку ломают нос, а крокодилу выбивают зубы, поэтому, как сказал Хильчук: «Стасу приходится работать стоматологом». Скульптуры у «Муравейника» Игорь Васильевич называет своим самым ярким проектом: «Я подсказал идею, а творческая энергия Стаса нашла выход». А мы благодарны им за этот замечательный проект. Хотелось бы, чтобы Ти-Рекс и компания радовали еще не одно поколение александрийцев. Ко всему прочему, они еще и стимулируют детей к познанию истории планеты Земля и ее обитателей с доисторических времен.
Елена Карпачева
Залишити відповідь