1.10
2019

На прошлой неделе я побывал в заведении, которое прохожие обходят стороной, – тубдиспансере, что в микрорайоне Победа. Поводов для визита было два: слухи о закрытии заведения и приближающийся его 60-летний юбилей. Заведение представлялось мрачным зданием с сине-белыми палатами и резким запахом хлорки, но на поверку это оказался дом с фасадом приятно-салатового цвета, внутри и снаружи обрамленный цветами: на клумбах, в горшках, на картинах и стенах.

– Вы, наверное, ожидали увидеть заведение в духе застойного социализма? – улыбается главврач коммунального некоммерческого предприятия “Александрийский противотуберкулезный диспансер Кирово-градского областного совета” Алла Сотенко. – Те времена прошли. Сейчас у нас делается все, чтобы наши 70 пациентов чувствовали себя комфортно. Дезинфекция и чистота на первом месте, поэтому применяем современные и качественные моющие средства. Обязательно бактерицидные лампы – их на весь диспансер сейчас около 100 штук, хотя были времена, когда их насчитывалось всего четыре.
Знаю аналогичные заведения, где горячая вода и чистое белье в дефиците. Мы же добились, чтобы в этом не было недостатка, и сейчас у нас 7 бойлеров и 6 стиральных машин-автоматов. Ремонт, кстати, кроме сложных работ, делали своими силами – как говорится, засучили рукава и вперед! При этом бюджет наш фиксированный, и лишнего мы себе не можем позволить. Поэтому, когда приходит время его распределения, собираемся вместе и решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.
Нужно отметить, что у нас за последние годы не было ни одного случая заражения персонала. Это потому, что правила гигиены соблюдаются, и сотрудники работают в специальных респираторах, а больные в помещении находятся в масках. В свое время на эту тему были разногласия, но по современным приказам респиратор – это часть спецодежды медработника нашего учреждения. Обеспечивают нас хорошо, есть практически все необходимое – оборудование и медикаменты. А еще у нас самый современный цифровой рентген-аппарат, результат выдается рентгенологом в течение пяти минут.
Несколько лет назад к нам приезжали сотрудники USAID (Агентство США по международному развитию – высший федеральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом) – организации, которая занимается вопросами здравоохранения и гуманитарной помощи, – они были в восторге. Посещая много разных тубдиспансеров, они не ожидали увидеть такой высокий уровень комфорта, лечения и инфекционного контроля.
Сейчас в Украине внедряется новый молекулярно-генетический метод диагностики туберкулеза, так называемая система GeneXpert. Благодаря аппарату GeneXpert, диагностика туберкулеза, в том числе устойчивого к основным противотуберкулезным препаратам, проводится всего за два часа. Ранее на проведение такого исследования уходило от одного до трех месяцев. Новое оборудование позволяет уже в день сдачи мокроты поставить пациенту точный диагноз и при необходимости своевременно начать лечение. При этом в работе с GeneXpert контакт лаборантов с биоматериалом практически отсутствует, что обеспечивает надежную защиту медицинских работников от заражения туберкулезом. Очень хочется, чтобы и нам приобрели такой аппарат.
К сожалению, нынешняя политика Мини-стерства здравоохранения направлена на сокращение стационарного лечения и увеличения амбулаторного. Если два года назад в нашей области было 7 противотуберкулезных диспансеров (кстати, при СССР их было больше 20), то сегодня их всего два. При этом больных меньше не стало. Почему я говорю “к сожалению”? Во-первых, амбулаторное лечение не дает того результата, который достигается при постоянном наблюдении врачей.
Во-вторых, мы находимся вдалеке от города, и многие пациенты не хотят и не могут добираться сюда. Наш контингент в большинстве состоит из неблагополучной и малообеспеченной части общества. Среди них много людей, принимающих наркотики, ВИЧ-инфицированных, лиц без определенного места жительства. Приезжать им приходиться общественным транспортом, регулярно и часто, ведь курс лечения занимает от шести месяцев до двух лет. 90% лечащихся в стационаре побеждают недуг, чего нельзя сказать о тех, кто находится на амбулаторном лечении. Здесь нужно также учесть, что лечение, хоть и бесплатное для больного, но для государства обходится дорого: один курс – от 50 до 100 тысяч гривен…
А теперь поговорим о вещах не столь ра-дужных. Как известно, в 1995 году в Украине была объявлена эпидемия туберкулеза, ситуацию удалось стабилизировать лишь в 2006-ом. Но призрак нехорошей болезни продолжает бродить просторами страны. 90 % населения инфицированы, а 10% из них могут заболеть на протяжении жизни. И еще: от туберкулеза нет прививок. Если (по данным ВОЗ) в странах Европы на 100 тыс. населения приходится 6 больных туберкулезом, то у нас – 50! Такова статистика.
– Это болезнь социальная, – говорит заведующий диспансерным отделением Андрей Матковский. – И ее спад или всплеск зависит от жизненного уровня населения. Как раз бедственное положение большинства наших сограждан на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия и привело к эпидемии. 80% больных – это люди малообеспеченные и так называемые асоциальные элементы.
На сегодняшний день ситуация более-менее ровная. Умирать от туберкулеза стали меньше, но количество больных не уменьшилось. Если раньше от этой болезни лечили стационарно и в обязательном порядке, то сегодня каждый предоставлен сам себе. Многие просто не обращаются за помощью.
На учете в диспансере состоит 1300 человек. В прошлом году в Александрии было выявлено 49 заболевших. К счастью, среди них нет ни одного ребенка или подростка.
Но сегодня перед фтизиатрами встают новые вызовы. Первая серьезная проблема, которая уже начала проявлять себя, – палочка Коха “научилась” вырабатывать иммунитет к имеющимся на вооружении медиков лекарств. Это усложняет лечение, которое становится дороже и длится дольше.
Вторая – объединение двух инфекций: туберкулеза и ВИЧ. Пациентов с так называемым диагнозом ТБ/ВИЧ у нас уже 63. В прошлом году выявлено 13, шестеро умерли.
Затрудняют борьбу с туберкулезом и нововведения в законодательных актах. Сегодня уже нельзя просто забрать, например, по заявлению соседа, больного и принудительно отправить на лечение – только по решению суда.
Где-то в сельской глубинке фельдшер с участковым еще могут прийти, обуть, как говорится, больного в тапочки и привезти к нам, но это уже уходит в прошлое. К тому же, в наших силах только его изолировать – есть в Кропивницком для этих целей специальное отделение, а вот заставить лечиться не можем. Здоровье человека – это его личная собственность, и только он сам вправе распоряжаться им! Поэтому в таких случаях мы можем только договариваться с больным по-хорошему.
Часто суды становятся на сторону больного, защищая его личную жизнь, но бывают и обратные случаи. В Александрии месяца три назад была подобная история, и больной, узнав о возможной изоляции, сам пришел к нам.
Иногда, особенно, когда вопрос касается угрозы заражения ребенка от родителей, нам приходится обращаться за помощью в Службу по делам детей горсовета, и мы совместно ищем варианты выхода из ситуации, вплоть до судебных исков и принудительной изоляции.
Для того, чтобы обезопасить себя от возможного заражения, нужно соблюдать правила здорового образа жизни. ВОЗ утверждает, что здоровье человека только на 10% зависит от медицины, все остальное – это генетика, экология и образ жизни. И если генетика и экология зависят от многих факторов, то здоровый образ жизни в руках каждого из нас.
Правильное питание, спорт, личная гигиена, свежий воздух – вот основные правила. Тем, кто предрасположен к такого рода заболеваниям, можно посоветовать не пить, не курить, заниматься закаливанием, регулярно проводить кварцевание и проветривание помещений, ограничить общение с асоциальными элементами…
Насчет слухов о закрытии лечебного заведения, то врачи диспансера считают, что они сильно преувеличены.
– У нас, как видите, работы много, и до победы над туберкулезом еще очень далеко, – говорит Алла Сотенко. – Хотя, с другой стороны, сейчас такое время, что все возможно. Хотелось бы, чтобы те, кто уполномочен принимать такие решения, помнили, что разрушить то, что создавалось десятилетиями, можно в одночасье, а вот восстановить будет сложно.

С. Иванов

коментарі 2

  • Дід Панас пишет:

    Какой-то оптимизм наизнанку!
    Если при СССР было 20 ПТЗ, то стало 7-мь… и наконец теперь только 2-а!? (в 10 раз уменьшилось)
    Эпидемию вроде как одолели, но на 100тыс у нас 50-т заболевших, при 6-ти в цивилизованных странах!? (в 8-9 раз больше)
    Стационар лечит эффективно, но многие лечатся амбулаторно, катаясь на общественном транспорте, развозя заразу!…
    (в автобусах респираторов не выдают)
    Зато покраска здания веселенькая, не чета угрюмому и гнусному советскому прошлому! Да и законы гуманистические – хочу лечусь, хочу нет – мое приватное дело, начхать и накашлять мне на окружающих!)
    Укртуберкулез тем временем, забив на унитарность и незалэжність державы, с нищим населением, без майдана і гідності, посредством урбанизации объединился с ВИЧем и прочЧими Гепатитами “В” и “С”, поалфавитистей обычной желтухи “А” – Это ж находка для “правильной” статистики – победить заболеваемость, нам поможет смертность!))
    Впору и Славу кричать!…

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Каламбур пишет:

    Из 20-ти, 18-ть закрыли – осталось 2(два!) специализированных лечебных заведения…
    – Слухи о закрытии преувеличены!?)
    Нельзя так увлекаться М.Твеном, в больничку напротив, на п.Октябрьский можно угодить!))

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень