Надежда стала частью нашей семьи
Наталия Танасовна – инвалид по зрению. Так случилось, что ей пришлось взять под опеку собственную семилетнюю внучку – после того как маму девочки (невестку Наталии Танасовны) лишили родительских прав… В редакцию нашей газеты женщина принесла благодарность, адресованную городскому Центру социальных служб для семьи, детей и молодежи и конкретно его сотруднице – специалисту по социальной работе Надежде Медведской. «Хочу поблагодарить Надежду Александровну за ее душевное отношение к нам с внучкой, — читаем в письме. – Внучка – девочка с непростым характером, и я не всегда знаю, как себя с ней вести. А Надежда Александровна стала частью нашей семьи. С какими бы вопросами я к ней не обращалась, она всегда откликнется, своим присутствием и спокойствием помогает мне найти общий язык с внучкой и жизнь снова наполняется светом. От всего сердца благодарю Центр социальных служб и его работников, таких как Надежда Александровна, которые не оставляют нас наедине с непростыми проблемами».
Таких историй сотрудники городского Центра социальных служб могут рассказать множество. Родителей лишают прав, детей передают опекунам, которые не всегда могут найти с ними общий язык. В данном случае девочка жила с мамой-алкоголичкой, которая даже не имела постоянного места жительства. Социальным работникам приходилось разыскивать ее по разным «точкам». Женщина находилась под социальным сопровождением, с ней проводились профилактические беседы. Но, как это зачастую бывает, воспринимались они «мимо уха», а тяга к алкоголю всегда брала верх над возможно возникавшими в глубине души неясными уколами совести. А потом алкоголя стало мало, и мама «подсела» на наркотики.
«Наталия Танасовна сама пришла к нам в Центр, — рассказывает Надежда Медведская. — Ее сын погиб, и она просила нас помочь спасти внучку. Семилетняя девочка постоянно находилась с пьяной матерью и ее компаниями. Бабушка волновалась за девочку, а маме это не нравилось, она не позволяла бывшей свекрови видеться с внучкой. Как вырвать ребенка из этого порочного круга и обеспечить ей нормальную жизнь в семье? Мы собрали необходимые документы и передали их в службу по делам детей. Работа с матерью не возымела никакого эффекта и закончилась тем, что женщину лишили родительских прав. Девочку передали под опеку бабушки. С 2014 года бабушка-опекун и ее внучка взяты под социальное сопровождение. То есть, с Наталией Танасовной проводятся беседы, психолого-педагогические консультации о воспитании девочки и по уходу за ней. Очень важно, чтобы между родными людьми всегда были взаимопонимание, основанное на доверительных отношениях».
Казалось бы – неужели бабушка не может самостоятельно наладить контакт с собственной внучкой, тем более, что девочка еще не подросток, ей всего семь лет? Но тем не менее, женщина сама просила социальную службу о помощи, ведь ее внучка столько уже видела в своем возрасте, ей пришлось жить в неблагополучной семье (или в семье, оказавшейся в трудных жизненных обстоятельствах, как теперь именуются такие семьи в официальных документах). К тому же, дает о себе знать разница в возрасте и то, что бабушка – инвалид по зрению. В Надежде Медведской Наталья Танасовна нашла доброго друга, советчика и помощницу, постоянно советуется с ней, как лучше поступить в той или иной ситуации. А с девочкой, которая уже учится в школе, дважды в неделю работает психолог. Мама в ее жизни пока что больше не появлялась…
Надежда Медведская – социальный педагог, работает в Центре социальных служб со дня его создания. «Сейчас у меня под социальным сопровождением находятся четыре семьи. Две из них – семьи опекунов, где нужна помощь в адаптации детей, и две – где родители алкозависимые. Каждую семью проведываю не менее двух раз в неделю, а в телефонном режиме общаемся постоянно. Обычно опекунами становятся родственники, хотя бывают разные случаи. Иногда приходится вытаскивать детей из действительно сложных обстоятельств. В нашей работе очень важны терпение, доброта, психологическая устойчивость. Лучшая награда для нас – когда дети здоровые, счастливые и живут в нормальных семьях, — говорит о своей работе Надежда Александровна. – Людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, с каждым годом становится все больше. Информация о неблагополучных семьях поступает из учебных заведений, от соседей, из детской больницы. Сотрудничаем с участковыми милиционерами и медработниками – чтобы не ходить поодиночке в семьи алкоголиков. Часто люди благодарят нас за работу. К кому же им еще обратиться за бесплатной помощью, если не к социальным педагогам и психологам? Вот и Наталия Танасовна говорит: «Если бы не вы, даже не знаю, где была бы моя внучка».
«У нас работают 13 специалистов по социальной работе, под социальным сопровождением пребывают 57 семей, где воспитываются 110 детей, — рассказала начальник отдела социальной работы городского Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. — ЦСССДМ охватывает вниманием не только цетнральные, но и отдаленные районы города, а также прилегающие к Александрии поселки. Кроме того, наши сотрудники проводят воспитательные часы в учебных заведениях на актуальные темы об алкогольной и наркотической зависимости, ВИЧ-инфекции. В поле нашего внимания – семьи с детьми, приемные семьи, детские дома семейного типа, семьи переселенцев и воинов АТО – люди, пережившие психологическую травму и нуждающиеся в психологической помощи. Есть в штате и психолог по реабилитационной работе с детьми-инвалидами. Наша основная задача – помощь в преодолении сложных жизненных обстоятельств. В большинстве случаев асоциальный образ жизни родителей вырастает на почве материального положения, известно же, что бытие определяет сознание. Считается, что на алкоголиков беседы и увещевания не действуют, но наш контроль приносит свои результаты. В день визитов сотрудников Центра родители стараются не пить, убирают квартиру, готовят еду. Социальное сопровождение в какой-то степени их дисциплинирует, у них в сознании откладывается, что они – под контролем. Бывает, даже сами приходят и просят: «Возьмите меня под сопровождение, я не могу себя держать в руках, пью». Так что, если есть контроль – есть и результат, пусть и маленький».
Елена Карпачева
Залишити відповідь