Согревающая добротой
Миниатюрные руки в серебряных кольцах легко порхают по клавишам, и комнату заполняет красивая и грустная мелодия. Она посвящена ушедшей в вечность маме, которая продолжает жить в чертах своей талантливой дочери – у них одинаковая улыбка. На одном из колец исполнительницы – ноты: отрывок из сонаты Моцарта ля-минор. Это – подарок племянниц, Иры и Даши, которые знают, что музыку и свой предмет Любовь Александровна любит больше всего на свете. Любовь Шульга 51 год преподает в Александрийском колледже культуры и искусств музыкально-теоретические дисциплины. Более полувека – в одной аудитории №18. Эту маленькую женщину знают и любят выпускники нескольких поколений. Коллеги и студенты (сколько их было за эти годы!) не жалеют теплых слов для ее характеристики – называют надежной, трудолюбивой, дружелюбной, сердечной и аккуратной, доброй, беззащитной и всепрощающей, верной, всегда готовой прийти на помощь слабым и нуждающимся, несмотря ни на что. Маленькая и легкая, хрупкая, она обладает сильным голосом, огромным сердцем и тонкой душой, что присуще только по-настоящему сильным людям.
Она родилась в Риге в семье военнослужащего, где было двое детей – Люба и ее младший брат Саша. Жили в коммунальной квартире вместе с латышами, замечательными людьми, о которых Любовь Александровна вспоминает с любовью. Знакомая семьи – танцовщица – научила маленькую Любу многим движениям, она хотела, чтобы девочка со временем поступила в Рижское хореографическое училище. Никто не думал, что вскоре семья сменит Латвию на Украину – мать с отцом поддались на уговоры своих родителей и решили переехать поближе к ним. При этом свою квартиру в самом центре старой Риги в районе знаменитого Домского собора они простодушно отдали государству. Потом, конечно, жалели, но – что сделано, то сделано. В Александрии отец Любы стал заведующим гастрономом, потом работал в хлебном магазине, а потом забросил торговлю и пошел в шахту, где работал до выхода на пенсию. Он хорошо танцевал, пел и обладал абсолютным слухом, играл на музыкальных инструментах, настраивал фортепиано.
В Латвии у семьи осталось много друзей, которые приезжали в Украину, и Люба каждое лето гостила на Рижском взморье. В Домском соборе в советское время был концертный зал, и девочкой, а потом девушкой Люба бывала там, наслаждаясь выступлениями профессиональных музыкантов в зале с потрясающей акустикой. После «Реквиема» Моцарта люди выходили на мостовую перед собором молча, под впечатлением от величия музыки. Им казалось, они только что пообщались со Всевышним. Наверное, эти рижские концертные впечатления и определили ее дальнейшую судьбу. А ведь вначале Люба мечтала совсем о другом – стать балериной. В Александрии она записалась в балетный кружок во Дворце пионеров к известному хореографу Петруn Афанасьеву. Здесь дети учились танцевать классические и народные танцы, участвовали в собственных постановках П. Афанасьева. Люба была успешной ученицей, танцевала сольные и парные танцы, ее часто награждали грамотами, а однажды она, четвероклассница, даже была членом жюри. Как-то ей довелось выступать на Новогодней елке и в училище культуры. В то время Люба и не подозревала, что когда-то будет здесь работать. Ей давали направление на обучение в Киевском хореографическом училище. Но в столице нужно было снимать жилье, за которое просили почти целую отцовскую зарплату. Понимая, что родители не потянут ее учебу, Люба, перестрадав, с болью отказалась от своей мечты, но танцы не за- бросила – занималась ими в общей сложности 8 лет.
Параллельно она училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Директор школы Николай Янов заметил талант девочки и стал готовить ее к поступлению в музыкальное училище, даже приходил бороться за свою ученицу к Петру Афанасьеву. Все решили родители после серьезного разговора с Яновым: балетный кружок остался в прошлом. Педагоги по фортепиано в музыкальной школе менялись каждый год – выпускники училищ и вузов в Александрии не задерживались, здесь не давали жилья, да и вообще – провинция. Одна из преподавателей, глядя на маленькие ручки невысокой ученицы, вызвала родителей Любы и заявила им: «Забирайте вашего ребенка, девочка профнепригодна». Отец, зная данные своей дочери, сразу пошел к директору школы. Учительница вскоре уехала из Александрии. А через несколько лет, когда Люба поступила на теоретический отдел Кировоградского музыкального училища, она пришла в класс и увидела своего преподавателя по форте- пиано… ту самую учительницу, которая вынесла ей вердикт о непригодности. Первое, что она сказала, было: «Люба, прости меня, пожалуйста. Я боялась с тобой заниматься, у тебя такие маленькие пальчики». И Люба, конечно, простила, и эта преподавательница учила ее следующие четыре года. В училище Люба сочиняла музыку и однажды даже по- лучила премию – 25 рублей, за то, что ее песню взял в свой репертуар Кировоградский хор.
В 1967 году молоденькая выпускница музыкального училища стала преподавателем Александрийского училища культуры. Теоретические дисциплины тогда преподавали хормейстеры. Опытный коллега Валерий Кравцов впервые завел ее в классную аудиторию, по- тому что Любовь Александровна робела перед студентами. Так начиналась ее трудовая жизнь, всецело посвященная любимому делу.
Сольфеждио, гармония, теория музыки, анализ музыкальных произведений и музыкальная литература – все эти дисциплины не одно поколение студентов училища культуры постигало под руководством Л.А. Шульги. 15 лет она была председателем комиссии музыкально-теоретических дисциплин. Многие из ее учеников тоже стали музыкальными теоретиками, окончили вузы и консерватории, стали успешными людьми. А ведь не у всех из них при поступлении было начальное музыкальное образование и некоторые не умели даже писать ноты. Любовь Александровна и сейчас много занимается со студентами и учениками музыкальной школы дополнительно. И все успешно сдают вступительные экзамены и учатся в вузах и консерваториях. Изготовление печатей и штампом, сувенирной продукции, лазерная гравировка в компании Штамп Центр. Изготовление в кратчайшие сроки по самым хорошим ценам Она с удовольствием рассказывает об успехах своих учеников, и ей есть чем гордиться. Искренне хвалит коллег – для нее все хорошие, потому что, как говорят украинцы, «доброму скрізь добре». Да и студентов Любовь Александровна всегда только пугала двойками, но никогда их не ставила, понимая, что гармония и сольфеджио для многих – сложные предметы. Студенты всегда платили ей взаимностью, под впечатлением от музыки писали ей стихи и прозу. И приезжая в Александрию, всегда спешат повидаться с любимой учительницей.
Много лет Л.А.Шульга вела музыкальную гостиную, была членом «Клуба деловых женщин» под руководством Тамары Аноко, организовывала творческие вече-ра студентов (даже рок-концерты), педагогов и поэтов. В соавторстве с Л.П.Игнатьевой она готовит презентации книг членов литературного объединения «Джерело», а вместе с Валентиной Левчук и Светланой Святец не раз создавала литературно-музыкальные
программы на местном ТВ. Александрийские поэты, особенно Виктория Немолот, очень благодарны Л.А.Шульге за то, что сочиняет красивую музыку к их стихам.
Сама Любовь Александровна очень любит музыку Фредерика Шопена, говорит, что чувствует в ней каждую
ноту. А еще ей нравятся композиции рижанина Раймонда Паулса. Она часто играет для своих друзей – Л.Гаврухиной, Т.Семиреченской, Т.Аноко, Н.Мироновой, В.Бойко, Г.Яновой.
«Мой девиз: если я в жизни упаду – музыка поднимет меня, – говорит Любовь Александровна. – Когда я сажусь за инструмент, и он звучит так, как я хочу, – я счастлива. Много хорошего, светлого по- дарила мне жизнь – прекрасных друзей, коллег, студентов, ярких встреч – есть что вспомнить. Я за все благодарна судьбе».
В эти осенние дни, когда в синем небе ярко светит солнце, и падают на землю пожелтевшие листья, от чистого сердца своих любимых педагогов поздравляют с Днем учите- ля их ученики. Поздравляют самых любимых, тех, кого помнят всю жизнь, кто оставил добрый след в сердце. Каждый проведенный ими урок – это маленькая жизнь, всегда интересная и познавательная. И в этот золотой осенний день ученики желают Любови Шульге всегда оставаться на той педагогической и человеческой вершине, которой она достигла, и выше которой не бывает. И чтобы еще много лет они могли приходить к своей любимой учительнице и быть согретыми ее добротой.
Елена Карпачева
Залишити відповідь