Попытка № 5
1 сентября начался отсчет реформы образования в Украине. Прошло полмесяца, и сегодня своими мыслями по поводу начатой реформы новой украинской школы с читателями “ОТ” делится учитель начальных классов с 26-летним стажем работы Татьяна С. (по определённым причинам она попросила не называть её фамилии).
“Первые впечатления – ученикам стало легче, учителям – сложнее. Учебные недели проходят напряжённо как для первоклашек и их родителей, так и для педагогов. Впрочем, так было и в прежние годы. Несмотря на то, что было всего по три урока в день, дети, как говорили родители, спали после школы “без задних ног”.
Ничего удивительного в этом нет – для них это психологический стресс. К тому же, мыслительный процесс даётся поначалу очень нелегко. Ещё вчера они гуляли беззаботно, а тут вдруг их усадили за парты и заставили думать! Они не понимают, зачем они здесь, за что их так “наказали”. Они-то ведь не знают, что учатся по-новому – они всего лишь вчерашние дошкольники. На перемене детки спрашивали, можно ли им ещё часок погулять “Нет, – отвечаю, – вы теперь в школе и нужно соблюдать её порядки”.
Как уже все знают, новая программа предполагает значительно меньшие нагрузки на первоклассников, и это правильно. А вот учителям, несмотря на то, что все они прошли переподготовку, тяжело приходится. Все годы ранее учили по привычным методикам, а тут как с ног на голову. Приходится многому учиться вместе с учениками. Но думаю, что это нормально при таких серьёзных преобразованиях – со временем все встанет на свои места, мы освоимся, и учебный процесс будет идти спокойно.
Что огорчает? Плохая материальная под-готовка. Разве так нужно было начинать серьёзную реформу? Учебников нет – ожидаются где-то в октябре. Приходится пользоваться старыми учебниками или перепечатывать их страницы с сайта министерства. Нет дидактических материалов. Здесь каждый преподаватель выкручивается, как может.
Что хорошо? Сама идея обучения, когда и ученику, и преподавателю предоставляется больше свободы – это положительно. Дети будут более самостоятельными, будут больше думать. Учителю хорошо, что можно самому выбирать программы и учебники. Ведь было такое, когда учителя, извините, плевались от некоторых учебников, но ничего поделать не могли: сказано учить по ним – и все тут. Как говорится, приказы не обсуждаются.
Больше стало места для творчества, и здесь многое будет зависеть от личных качеств педагога. Для них это, конечно, большая нагрузка – раньше ведь все было по утверждённому плану. Делай, как написано в методичке, и не переживай!
Хорошо, что теперь будет меньше отчётности. Теперь никто не будет заставлять отчитываться за проведенные мероприятия и конкурсы, проведение которых раньше “спускалось” сверху. Теперь такие мероприятия будут проводиться по желанию.
Как и прежде, очень много расходов у преподавателей на всякие мелочевки. Клей, бумагу, мел и другие канцелярские товары приходится покупать самим или просить родителей. Например, тот мел, который нам выдают, мы выбрасываем, а покупаем в магазине тот, который не царапает доску. Это каждый день по 1,5 гривны, купила для начала пачку бумаги – ещё 100 гривен. Чтобы была возможность распечатывать материалы, ещё раньше пришлось купить ксерокс, хотя в домашнем быту он мне совершенно не нужен. А к ксероксу нужна краска, картридж.
Сейчас, согласно новым методикам, нужно разделить помещение класса на 7 зон: для отдыха, новостей, тишины и так далее. Всё это на плечах учителя – насколько хватит фантазии, времени и средств.
Совершенно непонятная ситуация с благотворительностью. Этим занимался раньше родительский комитет. Теперь наш министр Лилия Гриневич их запретила. Хотя и сами благотворительные взносы в Александрии запретили уже давно. А вот законодательство их разрешает. Как быть? Ведь ни школьное обеспечение, ни зарплата учителя не позволяют приобретать все необходимое для учебного процесса. Поэтому родители потихоньку сбрасывались, чтоб никто не знал. Как будет дальше – непонятно.
Кстати, я до сих пор пользуюсь таблицами ещё советских времен – других просто нет. Раньше были специализированные магазины, где школа приобретала все самые необходимые учебные пособия, а сейчас все сами.
Несколько слов о реформе в целом. Мы, преподаватели, общаясь между собой и обсуждая новшества, приходим к мнению, что, в целом, все это положительно и необходимо. Но будет ли продолжение у реформы? Дело в том, что за годы независимости это уже пятая попытка реформировать начальную школу. Получается так, что чуть ли не каждый новый министр образования считает своим долгом начинать её реформировать. Но все эти начинания уходили вместе с ним. Так что на моей памяти это уже пятая попытка. Как будет в этот раз?
Даже если реформу будут продолжать следующие правительства, ничего путного из неё не получится без хорошей материальной базы и мотивации учителя. На одном энтузиазме качественного образования не будет! Ну не может молодой учитель думать о качестве преподавания, когда у него минимальная зарплата. А высокую зарплату нужно заслуживать годами – званиями, категориями, стажем. Это долгий процесс, а молодёжи нужно жить сейчас.
А ещё плохо, что в материальном плане учитель сильно зависит от директора. Именно он может давать или не давать дополнительные часы – а это надбавка к зарплате.
Но давайте будем оптимистами и верить, что реформа пойдёт успешно, ученики получат достойное образование, а их педагоги будут думать о его качестве, а не о том, как дожить до зарплаты», – так думает наша собеседница. И, наверное, не только она.
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь