Мусорный конфликт
Львовский мусор больше года колесит по всей стране. И, похоже, на карте осталось совсем немного областей, куда его еще не привозили. Машины с отходами задерживали и в западных регионах, и в центральных, и на юге. Сегодня машины с отходами доехали до нашего города. Но разговор об утилизации отходов в Александрии начался еще зимой, когда мэр Львова Николай Садовой обратился к администрации города с просьбой вывезти мусор на один из местных полигонов. После отказа прошло несколько недель, и под Пантаевкой нашли гору отходов из Львова. А две недели тому назад на территории Александрии были обнаружены грузовики со львовскими номерами, загруженные отходами. Грузовики заметили у городской свалки. Сообщение об этом поступило Муниципальной полиции. Имея информацию, что на полигон неоднократно завозился мусор из Львовской области, Муниципальная полиция выехала для проверки этой информации.
Действительно, у свалки находились два автомобиля со львовскими номерами. Директор полигона Александр Безус сообщил, что договор на прием мусора якобы есть, но соответствующего документа тогда не предо-ставил. А водители машин предъявили только товарно-транспортные накладные.
На место немедленно были вызваны работники Нацполиции. Автомобилям не дали возможности разгрузиться. По словам мэра Александрии Степана Цапюка, по этому факту он поставил в известность и руководство области, и областное управление Нацполиции. Автомобили были задержаны до утра. На заседании исполнительного комитета С.Цапюк сообщил: «Чтобы в дальнейшем предотвратить несанкционированный ввоз мусора из других территорий в Кировоградскую область, на областном уровне было принято решение арестовать соответствующие автомобили и не давать им возможности выехать за пределы области до конца расследования. По соответствующему факту будет открыто уголовное производство». Но уже спустя несколько часов, появилась информация, что грузовики таки отпустили и в сопровождении правоохранителей проводили за пределы области.
Ситуация сложилась довольно резонансная, и об Александрии и львовском мусоре написали все центральные средства массовой информации. Буквально сразу во Львовской прессе появилось громкое заявление собственника фур. Директор компании «АВЕ Львов» утверждал, что намерен обжаловать действия полиции в суде, поскольку водители грузовиков действовали на основании заключенных договоров об утилизации отходов на местной свалке. «Они вполне официально, на основании официальных документов находились в Александрии для разгрузки отходов на местном полигоне. Мы там разгружались не первый раз. Полиция без каких-либо документов, без представлений любых официальных решений сопровождала их в сторону Полтавской области», – сказал директор Олег Гайовишин. К слову, договор между предприятиями по сути не прямой, как оказалось, существует столичная фирма-посредник, которая находит места и координирует вывоз отходов. Олег Гайовишин пояснил, что «АВЕ Львов» сотрудничает с киевской компанией-посредником, которая помогает находить места для захоронения отходов. Договор на ввоз мусора в Александрию заключили, по его словам, из-за того, что не удалось найти свободных полигонов ближе.
В Александрии тем временем начали выяснять: зачем наша и без того проблематичная свалка принимает львовский мусор? Условия для надлежащей утилизации мусора на полигоне не созданы (скважина не работает, нет запасов воды, бульдозера), возникают постоянные возгорания и сильная задымленность города. Управление жилищно-коммунального хозяйства Александрийского горсовета занялось проверкой договоров и актов по эксплуатации свалки.
И уже через неделю, 9 августа, на заседании исполкома директор частного предприятия «Экология» Александр Безус публично дал объяснения по поводу ситуации с львовским мусором, который пытались выгрузить в Александрии. Руководитель свалки предоставил договор с киевской фирмой ООО «Экосервис ГРУПП» (это как раз та фирма-посредник) на прием бытовых отходов, который действует до 31 декабря 2018 года. Он подтвердил, что на переполненую свалку, согласно документу, планировалось завозить чужой мусор, но отказался подтверждать, что отходы из Львова (о чем свидетельствуют номерные знаки грузовиков). Во время диалога А. Безус неоднократно подчеркивал, что предприятие само ведет финансово-хозяйственную деятельность и по сути имеет право принимать мусор из других городов. Однако стоит отметить, что «Экология» бесплатно пользуется и земельным участком под свалкой, и спецтехникой, которая является собственностью города. Утилизация чужого мусора, согласно договору, стоит 12,77 грн за куб. метр. Александрийцы платят за утилизацию мусора 19,77 грн за куб, а предприятия – 27,08 грн. При этом «Экология» постоянно направляет в городской совет письма о том, что свалка переполнена, ее невозможно эксплуатировать. Кроме того, просит повысить тариф, который не соответствует затратам и является вроде как экономически необоснованным.
Такая позиция частного предприятия возмутила членов исполкома, поскольку «Экология» имеет постоянные проблемы с содержанием объекта, да и александрийцы часто жалуются на возгорание на свалке и задымленность города. Учитывая соответствующие обстоятельства, мэр С.Цапюк поручил профильному заместителю Андрею Некрасову направить письма в прокуратуру и экологическую инспекцию. А специально созданная комиссия должна проверить соблюдение правил эксплуатации полигона, предоставить выводы по данному объекту и подготовить предложения о возможности передачи свалки другому предприятию на содержание и эксплуатацию.
Что же касается Львова, то в их облгосадминистрации, которая с июля 2017 года отвечает за вывоз и утилизацию львовского мусора, отмежевались от этого инцидента, отметив, что компании-перевозчики самостоятельно ищут места утилизации отходов. «Они не согласовывают с нами полигоны. Это их хозяйственная деятельность», – отметила руководитель пресс-службы Ольга Матейчик.
Стоит отметить, что компании-перевозчики получают выплаты от Львовской облгосадминистрации в зависимости от объемов и расстояния, на которое приходится вывозить мусор. Чиновники во Львове говорят о том, что им удается значительно экономить на утилизации мусора, сообщают в прессе. Но о какой экономии речь, если фуры с мусором гонять за 850 км (а именно такое расстояние от Львова до Александрии), остается загадкой.
Время от времени из различных регионов страны появляются сведения об обнаружении мусоровозов из Львовской области, которые пытаются разгрузиться на полигонах твердых бытовых отходов.
Арина Саржевская
Залишити відповідь