Сюрпризы третьего Ретрослета
Третий Всеукраинский фестиваль исторической техники «Ретрослет «Александрия», который пройдет в нашем городе 14-15 июля, порадует участников и зрителей интересными новинками. Об этом рассказали организаторы мероприятия – члены ретроклуба «Александрия» Алексей Василенко и Игорь Широкун. К нам в гости приедут самые уважаемые члены ретросообщества Украины – коллекционеры и реставраторы раритетных автомобилей и мотоциклов из разных регионов с уникальными экспонатами из своих собраний. Фестиваль включен в календарь Автомобильной федерации Украины FAU, в нем примут участие более ста единиц старинных автомобилей и мотоциклов.
Первый день фестиваля будет посвящен гостям-участникам, второй – зрителям. На субботу, 14 июля, запланировано классическое ралли на ретроавтомобилях по маршруту Александрия-Кременчуг. Ралли получило почетный титул этапа Кубка Украины под эгидой FAU наравне с этапами в Киеве, Львове, Каменце-Подольском и Тернополе. Благодаря этому, зрители увидят еще больше уникальных авто. Сбор и регистрация участников ралли начнется в 8.30 на Соборной площади. В присутствии зрителей машины пройдут техническую комиссию, а в 10.00 состоится торжественное открытие фестиваля «Ретрослет «Александрия», пройдут призовой конкурс-викторина для зрителей и детские соревнования на педальных автомобилях. А потом стартует ралли, которое финиширует в Кременчуге.
В воскресенье, 15 июля, праздник переместится на КСК «Ника». Отсюда стартует парад ретротехники по улицам Александрии, и здесь на двух площадках пройдет выставка исторической техники – с 10.00 до 17.00, вход свободный. Будут работать точки питания, ярмарка народных умельцев. Зрителей и участников ждут концертная программа, конкурсы и викторины, детские гонки, соревнования силачей. Из новшеств – конкурс стиля среди собственников ретротехники – каждая машина будет представлена на подиуме вместе с владельцем, одетым соответственно эпохе. Будет красиво, зрелищно и интересно.
В прошлом году «Ретрослет «Александрия» объединил 120 единиц раритетной техники, в том числе из самых известных коллекций Киева, Запорожья, Кривого Рога, Полтавы и других городов. На третий Ретрослет, по словам Игоря Широкуна, организаторы ожидают еще большее количество участников и по крайней мере на 50% обновленной экспозиции. Зрители смогут увидеть правительственный лимузин послевоенной эпохи ЗИС-110, на котором ездили Сталин и лидеры стран Восточного блока (таких автомобилей всего два в Украине), а также образцы старой сельскохозяйственной техники. «Хотим сделать праздник для участников и зрителей и приглашаем к участию владельцев старой техники. Таких фестивалей – не более 5-6 в Украине, и наш – один из лучших по количеству участников и разнообразию представленных машин, – отметил Игорь Широкун. – Уровень «Ретрослета «Александрия» высокий. Поэтому ралли и фестиваль будет оценивать глава Комиссии по исторической технике Автомобильной федерации Украины».
«Ретрослет «Александрия» традиционно пройдет при поддержке городского головы Степана Цапюка и постоянного партнера мероприятия – Андрея Коломийцева. Спонсоры фестиваля – группа компаний «УкрАгроКом», ФК «Александрия», торговая сеть «МаркетОпт» и «Оптовичок» и компания Philips Automotive.
Сто лет тому назад
Как оказалось, в прошлом Александрия уже встречала автомобилистов из других городов Украины. 105 лет назад, летом 1913 года, через наш город пролегал маршрут кругового автопробега «Одесса – Елисаветград – Екатеринослав – Мелитополь – Херсон – Одесса». В ралли, проходившем с 27 августа по 1 сентября, участвовало 32 автомобиля. Преодолев путь длиной в 1160 верст, к финишу пришли 26 машин, 16 из которых – без повреждений и штрафных баллов. Около Павлыша один из участников ралли наехал на мальчика, дальнейшая судьба которого неизвестна, равно как и то, отделался ребенок легким испугом или получил травмы. Кстати, александрийские дороги автомобилисты тогда не ругали, тогда как в других местностях на них было много нареканий.
В 1914 году в Александрии было 9 автомобилей – как служебных, так и частных. Среди прочих собственником авто был богатый помещик Леонтьев. В Елисаветграде в те годы находилось официальное представительство фирмы «Форд», два авто этой компании были в Александрийской земской управе (еще там был один мотоцикл). Живший в Александрии немец Бредау владел четырехместным автомобилем и возил горожан в Користовку.
История сохранила сведения и о ДТП того времени. Вечером 8 апреля 1914 года четверо молодых парней, предположительно навеселе, катались по городу и на улице Ингульской (современная Дибровы) около вокзала водитель не справился с управлением и врезался в столб, получив травму. Мажоры были и в те времена.
Рассказывали также о том, что в начале 20 века александрийский помещик Орлай купил за границей легковой автомобиль, который в то время больше походил на большой трехколесный велосипед. Как-то он приехал на нем в город и застрял в грязи возле школы N6. Пришлось вызывать волов из поместья, и они с трудом вытянули машину. Больше Орлай в Александрии на своем заграничном автомобиле не появлялся.
Автомобилей в Александрии было мало, и бензин привозился в бочках. В основном, жители города ездили на бричках, двуколках.
Эти и другие сведения и исторические факты собраны в проекте «Автомобилизация Александрии начала ХХ века». Его авторы – ученицы ЛИТа Александра Шалена, Владислава Монастырская, Анастасия Кондратова, Валерия Кобзарь и студент КГУ им. Т. Шевченко Дмитрий Ефремов, которые около полугода собирали и обобщали информацию из доступных источников – музейных архивов, интернет-сайтов, публикаций краеведов. Работа была представлена на конкурсы «Історія моєї громади» и «Легенды города». В последнем конкурсе проект одержал победу. Интересно, что большинство авторов проекта – девочки, хотя автомобили больше ассоциируются с мальчиками. Подробнее о проекте читайте в следующих выпусках «ОТ».
Елена Карпачева
Залишити відповідь