Коммуналка по-новому
Более двух лет готовился законопроект «О жилищно-коммунальных услугах», и вот в ноябре 2017-го Верховная Рада приняла его во втором чтении. Но мнения о его целесообразности разделились. Одни, пафосно говоря, назвали его еще одним кирпичиком в реформе жилищно-коммунального хозяйства, другие – ярмом на шее граждан.
Мы выбрали из массы комментариев депутатов и специалистов ЖКХ самые толковые и доступные для понимания.
“За”…
Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение договора по предоставлению услуг и определен порядок оформления претензий. Также закреплена ответственность: как исполнителей, так и потребителей. Речь идет о норме, согласно которой можно будет не платить за некачественные коммунальные услуги. Критерии, по которым будет определяться качество услуг, еще предстоит прописать Кабинету Министров на уровне подзаконных актов.
Потребитель получит право не платить за жилищно-коммунальные услуги, кроме тепловой энергии, если не пользуется ими за период временного отсутствия в помещении более 30 календарных дней.
Законом устанавливается порядок заключения потребителями договоров на получение всего комплекса жилищно-коммунальных услуг – управление, водоснабжение, обращение с отходами, газ, электричество.
Для того, чтобы эти правила заработали, нужно еще утвердить ряд механизмов и инструментов на уровне подзаконных актов.
Законом предусмотрено, что жители многоквартирных домов смогут заключать договоры с любыми поставщиками услуг – одну компанию никто не будет навязывать. У людей появится возможность управлять и контролировать эти компании через договорные отношения. При договорных отношениях не будет цены, которая регламентируется органами местного самоуправления, жители смогут сами договариваться с поставщиками услуг.
В договорах прописываются определенные условия для того, чтобы потребители платили именно за предоставленные услуги. Если же управляющая компания не справится с обеспечением стабильной работы, например, произойдет прорыв трубы, то она будет компенсировать расходы. Чтобы получить такую компенсацию, жителям дома достаточно будет составить акт и предъявить претензии.
… и “против”
Закон предлагает запутанную структуру платы за коммунальные услуги. К примеру, тариф на тепловую энергию будет формироваться отдельно для каждого дома. В то же время, даже при наличии индивидуального счетчика тепла, людям придется покрывать потери в доме в соответствии с показателями домового счетчика.
Кроме действующих тарифов, вводится новый платеж – клиентская плата за абонентское обслуживание, предельный размер которого утверждается Кабмином. В то же время не определен размер зарплаты управляющему, на которого потребитель никак не влияет и даже не может его уволить. Есть отдельная плата за обслуживание и за текущий ремонт. Кто сколько поставит – столько потребители и вынуждены будут платить. Разобраться в этой запутанной структуре смогут далеко не все.
Закон приняли под еще не утвержденные и не установленные нормативные требования, порядки и правила. А потому вместо порядка и контроля, наоборот, будет возникать немало противоречий и разночтений, что будет давать возможность поставщикам услуг и дальше паразитировать на этом, зарабатывая деньги.
Документ возлагает серьезные функции на управляющих и одновременно не выдвигает никаких требований к их квалификации и не очерчивает их ответственности. При этом коллективные договоры по оказанию услуг можно подписывать, не имея на руках индивидуальных договоров. И в законе не прописано, кто должен устанавливать, проверять и обслуживать приборы учета, снимать с них информацию. Это все может привести к серьезным нарушениям прав потребителей, когда тот, кто платит, будет вынужден платить еще и за своего соседа, который не платит, и т. п.
Еще одной новацией закона является установление с 1 января 2019 года пени за каждый день просрочки оплаты в размере 0,01%. 100 дней просрочки – это 1% от суммы задолженности, то есть в год набегает 3,65%. Пеня не будет начисляться только в случае долга государства по субсидиям и льготам и в случае задержки зарплаты. Но на все это нужно документальное подтверждение. Как люди будут бегать по всем возможным учреждениям, чтобы получить такие справки?
Если у кого-то из жильцов многоквартирного дома возникает долг, например, за снабжение квартир горячей водой, поставщик не сможет “отрезать” этого конкретного абонента. А вот “отрезать” за долг этого конкретного абонента весь дом, даже тех, кто платит исправно, – вполне реально.
Закон вынуждает каждого абонента подписывать договора с монополистами, но в нем не сказано, как отказаться от их услуг.
По новому закону именно на потребителей услуг ложится ответственность за все потери в доме. Проследить, нет ли теплопотерь в салонах красоты или в офисах, расположенных в этом доме, не будет возможности, а заплатить за эти теплопотери должны будут сами жильцы.
Также потребители должны будут вовремя сообщать показания всех своих счетчиков в порядке, установленном в договоре. Поставщик может, например, прописать, что такие показания нужно предоставлять через интернет. Для пенсионеров это новшество создает осложнения – если они не снимут показаний, им будут считать услуги по средним нормам потребления.
По новому закону, дом становится “прикасаемым” для поставщиков услуг. Потребитель будет обязан допускать представителей поставщика услуг не только в места общего пользования, но и в объекты недвижимости, где находятся счетчики.
Бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко охарактеризовал закон так: «Теперь “спасение утопающих” будет делом рук самих утопающих. Все отпущено на самотёк. Типа, «сама, сама».
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь