Тонкие грани таланта
Впервые работы художника Александра Гречаного я увидела на художественной выставке в галерее VashArt в начале марта 2016 года. Они сразу бросались в глаза и притягивали посетителей как магнитом. Акварельные розы, тюльпаны и сирень выглядели живыми, в них чувствовалась рука мастера. Акварель – это высший пилотаж художника. Краска высыхает мгновенно, и работать нужно очень быстро и сразу – начисто. Неуловимые колебания влажности, количества красок, точные движения руки и кисти – если постигнуть все эти секреты, успех обеспечен.
Но художник работает не только с акварелью, он пишет маслом пейзажи, портреты, копии картин известных мастеров. Его работы продавались в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, в Москве, а в Балашове Саратовской области, где Александр прожил восемь лет, экспонировались в выставочном зале. Тогда мастер мог позволить себе роскошь писать то, к чему лежит душа, ни под кого не подстраиваясь. Его узнавали по стилю, по мазку. Однажды саратовский галерист купил сразу пятнадцать картин Гречаного. Это были картины настроения – огни ночного города, лужи, туманы, закрытое кафе, мужчина с ребенком, уходящий вдаль.
В 2006 году в александрийском краеведческом музее прошла персональная выставка картин Александра Гречаного: авторские работы, выполненные акварелью и маслом. Натюрморты, пейзажи, цветы и ночной снегопад в треугольниках света фонарей – такие разные и одинаково интересные и потрясающие, раскрывающие мастерство и тонкий внутренний мир художника. От них захватывает дух и по коже бегут мурашки. Потому что искусство должно волновать, играя на потаенных струнах души. Некоторые картины написаны с натуры, но большинство – по фотографической памяти автора. Раньше работы А.Гречаного продавались в книжном магазине около ТЦ «Горняк». Художник много пишет на заказ. Он не любит, чтобы готовые картины подолгу находились у него дома – они должны жить своей жизнью. Но некоторые мне все же удалось увидеть перед отправкой заказчикам. Это великолепная копия натюрморта голландского художника Виллема Клас Хеда, потрясающий портрет намокшей под дождем девушки, прижавшейся ладонями к стеклу со струйками воды, и философский пейзаж «Плачущие яблоки». Красные плоды со стекающими каплями дождя, а на заднем плане – покинутый дом. Работа навеяна войной на Донбассе. Люди бросили свои дома и уехали в более спокойные места. А природа живет своей жизнью. Яблоки созрели, но рвать их некому…
Мастерская художника – это отдельная комната в квартире на девятом этаже, откуда открывается красивый вид на город и его окрестности. Уже этот пейзаж, меняющийся в разное время суток и года, может служить источником вдохновения. В мастерской светло, художнику нужно много света. Работать он начинает рано – в семь утра. «Вдохновение – редкая гостья, главное – чтобы она застала тебя за работой», – считает Александр. Ему всегда есть чем заняться. Если не пишет – натягивает и грунтует холсты.
Семья Гречаных – известная в Александрии: отец, Анатолий Гречаный – металлург, кандидат наук, изобретатель, в свои 80 лет все еще работает на предприятии «Укрнасоссервис». У него два сына: Игорь – ученый-агроном, гладиолусовод и Александр – художник. Гречаные рассказывают, что по материнской линии их род ведется от Запорожских казаков, Щусей, брат деда был правой рукой Нестора Махно. Волею судьбы семья оказалась в Норильске, где родились Игорь и Александр. Их отцу после защиты кандидатской диссертации предложили должность доцента в Мариупольском металлургическом университете, и семья переехала в Мариуполь, где Александр окончил художественную школу. Он был лучшим учеником, ему прочили большое будущее. В 15 лет Саша поступал в среднюю художественную школу в Ленинграде при академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Его работы хвалили, но по конкурсу он не прошел – по его собственному признанию, никогда не умел сдавать экзамены. В 16 лет поступал в Крымское художественное училище имени Н. С. Самокиша. Рисунок и живопись сдал на отлично, а дальше был экзамен по композиции на очень впечатляющую тему, дающую простор для творчества – «Труд, отдых и спорт советской молодежи». Александр изобразил правду жизни – лежащего на земле пьяного тракториста. Конечно, его не приняли.
Потом семья снова вернулась в Норильск – людей, привыкших к Северу, тянет туда, где правда жизни и настоящие, крепкие отношения. К тому же Норильск – город уникальный, в мире подобного нет. Его строила осужденная советская интеллигенция, цвет нации, элита. Александр окончил Днепропетровский строительный институт (сейчас – Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры). Также у него есть диплом Московского заочного университета культуры и искусств им. Н.Крупской. А в Александрию Гречаные приехали вслед за Игорем, который по окончании Крымского агротехнологического Национального аграрного университета выбрал распределение в Кировоградскую область.
Александр может много рассказать о любимых мастерах живописи – венецианце Паоло Веронезе, мастере барокко Микеланджело да Караваджо, крупнейшем представителе мадридской школы времён золотого века испанской живописи Диего Веласкесе, немецком художнике Гансе Гольбейне, о Сальвадоре Дали, Пабло Пикассо и русских живописцах: Валентине Серове, Викторе Борисове-Мусатове, Льве Баксте, Константине Сомове, советских художниках Аркадии Пластове, Михаиле Ромадине, Евсее Моисеенко, Генрихе Семирадском, Василии Поленове и многих других. Человек высочайшей эрудиции, он знает много интересных фактов о художниках и их картинах. Например, что медведей на известной картине «Утро в сосновом бору» писал не Иван Шишкин, а Константин Савицкий. И что Сигизмунд Малевич был совсем не первым, кто додумался нарисовать чёрный и белый квадраты. Это уже сделал до него (в 1893) году один интересный французский писатель и журналист – Альфонс Алле (то есть на 22 года раньше первого шедевра Малевича), назвав их для прикола: “Битва негров в глубокой тёмной пещере тёмной ночью” и “Малокровные девушки в белых одеждах идут к причастию в снежной буре”. В 1897 году Алле издал книгу из 7 картин «Album primo-avrilesque» («Первоапрельский альбом»), куда дополнительно к этим двум картинам входили: красный квадрат – «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1894 год – на 21 год раньше Малевича); синий (голубой) квадрат – «Изумление юных новобранцев, впервые видящих лазурь Средиземного моря»; зелёный – «Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент»; жёлтый – «Возня с охрой желтушных рогоносцев» и серый – «В дым пьяные в тумане». К сожалению, об этих картинах мало кто знал. А через пару десятилетий квадраты Малевича произвели фурор, стали шедеврами, и они известны всем, даже далеким от искусства обывателям.
Есть секреты и у самого Александра Гречаного – практически во всех его картинах спрятаны «сюрпризы», которые не видны с первого взгляда. Но если присмотреться – можно найти шуточных персонажей – притаившегося в траве змея, лягушку, машущую лапой и даже лежащего в кустах пьяницу. Наверняка не все обладатели картин Гречаного знают о таком веселом автографе художника. А картин у Александра – уже около трех тысяч или даже больше. Они есть в частных коллекциях ценителей из России, Украины, Канады, США и Германии. Но скорее всего, эта география намного шире.
Он убежден: художники всегда были, есть и будут востребованы. Другой вопрос, какого направления, жанра требует время. Чтобы писать то, что хочешь, нужно быть «раскрученным брендом». Но в то же время наиболее ценно то, что ни на кого не похоже, самобытность, свой почерк. Сегодня искусство превратилось в бизнес. Но если оно трогает душу – значит, настоящее. Это, к слову, касается и музыки, которую Александр Гречаный очень любит.
Все, что хочет сказать художник, – в его картинах. Должен ли мастер испытывать нужду, чтобы быть успешным? По мнению А.Гречаного, все должно быть на грани фола: недобор и перебор – одинаково нехорошо, нужно найти золотую середину. «Из того, что я могу купить за деньги, мне немногое нужно. А то, что мне нужно по-настоящему, я не куплю за все деньги мира» – таков жизненный принцип художника.
Самый большой дефицит в наше сложное потребительское время – это дефицит честности, искренности, светлых чувств и добрых побуждений. Люди погрязли в бытовухе и политических дрязгах и потеряли самое главное. Человек Запада при тотальной коммерциализации стремительно теряет душу. А наш, славянский козырь – тонкая ранимая душа, наиболее ценное, что в нас есть. И она спасет нас в трудные времена.
Елена Карпачева
Спасибо за статью. Не зная лично человека, чувствуешь его душой. Что он твой единомышленник. Такой многогранный, светлый, настоящий.Спасибо.
Мне нравится! 0