С “совком” в голове
«И тогда главврач Маргулис телевизор запретил» – эти строки о жизни в психушке из песни Владимира Высоцкого мне показались лучшей иллюстрацией случившегося на прошлой неделе в Украине. Президент запретил соцсети, Главный прокурор объявил “підозру” Сталину, советник министра МВД решил отлавливать «ВКонтактников», а депутаты пытались взять под контроль вероисповедание граждан.
Остановимся на самом резонансном событии – запрете известных интернет-ресурсов, ведь, наверное, в Украине нет человека, не отреагировавшего на него. Лично мне, как журналисту, события показали, с одной стороны, мощь административной пропагандистской машины, а с другой – ее никчемность. На четырех политических ТВ-каналах круглосуточно обсуждали запрет, выступили сотни политологов, депутатов, экспертов. Причем закономерность видна невооруженным глазом: на одного допущенного в студию оппонента – десять сторонников нововведения. Они с пылом рассказывали, как хорошо не ходить в «ВКонтакте» и «Одноклассники», как там промывают мозги, как рашистские спецслужбы вербуют, контролируют, манипулируют. С другой стороны, слышу то, что говорят на улицах простые смертные. И то, что говорят с экранов, кардинально расходится с мнением рядовых граждан. Вот он – истинный «совок» во всем своем мерзком обличье.
Это напомнило “славное” пионерское и комсомольское детство, когда с экранов говорили, какой правильной дорогой ведет нас партия, а в реальной жизни дорога была совсем другой. Не учли нынешние политологи лишь одного – уровня доступа к информации. Сегодня уже не нужно слушать “Би-Би-Си” под подушкой, достаточно ткнуть пальцем в VPN или вбить в любой поисковик «как обойти запрет». А еще это напомнило “драконовские законы” 2014 года. Кто помнит, именно они стали последней каплей, которая “разбудила” Майдан и привела к тому, … к чему привела.
Известный журналист Константин Стогний прокомментировал случившееся так: «Ни один нормальный человек не станет так показательно радоваться ограничению собственных прав! Кроме раба. Ну и дешевого политтехнолога. Поэтому запрет на ВК и ОК считаю очень позитивным в том плане, что ярко проявили себя платные агенты Минстеця и Кремля. Если я раньше еще сомневался: заблуждается человек, комментируя что-то, или просто отрабатывает паек – то теперь я точно знаю! Очень жаль, что среди них оказались с виду “принципиальные” журналисты… И как они теперь будут отбуксовывать – если Евросоюз, Amnesty International, Human Rights Watch, «Репортёры без границ» и даже департамент США считают запрет в Украине «ВКонтакте» и «Одноклассников» нарушением свободы слова и нарушением Конституции страны?
Можно ли здесь говорить о каких-то особых исторических условиях, войне и т.д.? В торгующей с агрессором стране не может быть войны с ней. Так же, как не может быть и личного бизнеса в стране оккупантов…
Что происходит: миллионы украинцев “против”, мировое сообщество в лице самых разнообразных и авторитетных институтов “против”, а группа людей у руля власти “за”? “Никогда еще в Украине не было такого уровня свободы!”- сказал Порошенко журналистам на пресс-конференции, а на следующий день “вырубил” самые массовые источники интернет-общения, поставив Украину в один ряд с КНДР и Россией.
Директор израильского института стратегических исследований Альберт Фельдман назвал происходящее “наборчиком юного диктатора”. Жертвой рвения украинских элит неожиданно стали социальные сети – «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мейл-ру» и прочие. Затем на заклание попала пресловутая гвардейская лента, ну и, уже размявшись, взялись за ограничение деятельности религиозных организаций. И далее об искаженной реальности: «Неофициально у нас война, а официально – АТО. Неофициально почти диктатура, а официально – строим европейскую демократию. А мы все… дурачки, ничего не понимающие и требующие заботы о нашем умственном развитии со стороны государства. Тогда нужно запретить ножи, чтобы никто не порезался».
А что же у наших “кураторов” из-за океана? Оказывается, федеральный суд США официально запретил провайдерам блокировать любые сайты и поддержал идею сетевой нейтральности. Там понимают, что методом запретов не достичь желаемого результата и вместо вахтерской логики «не пущать» создают ведомство, которое будет противодействовать российской и китайской пропаганде путём поощрения свободного потока правдивой информации.
Одним словом, самая большая глупость – тратить деньги на запреты, вместо продвижения собственных идей.
Белорусский аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич написал в «Хвилі» прекрасную статью о том, как пытались бороться с интернетом на его родине. Вывод в статье: попытки государства предпринять даже масштабные операции по ограничению доступа не дали ровным счётом ничего. Лукашенковские цензоры добились очень важного результата – они достаточно быстро увеличили “компьютерную грамотность” среднестатистического беларуса, который научился обходить запреты, а запрещенные ресурсы стали еще популярнее.
У каждого действия должны быть какие-то обоснования. Народный депутат и журналист Сергей Лещенко считает, что они такие: «Порошенко лучше Януковича понимает личные риски, которые несет для него интернет. Надвигаются выборы Президента. Поэтому телевидение укротили, теперь пришла очередь зачищать главный канал мобилизации людей.
Несет ли «ВКонтакте» угрозу? Да, как любая социальная сеть. Это – дорога, по ней может ехать трактор, а может – танк. И если бы стояла цель борьбы с российским влиянием, существуют методы работы внутри сетей, а не их тотальное блокирование. Проще говоря, надо ставить блокпосты, а не разрушать дорогу… Все это плохо закончится. Порошенко будет выдумывать все новые и новые идеи, призванные создать иллюзию, что именно он – главный заслон от российской агрессии. И параллельно будет продвигать сценарий уничтожения НАБУ и дискредитации антикоррупционеров… Главное – погромче кричать о “руке Москвы” и называть “агентами Путина” всех несогласных. На языке политтехнологий это называется “сменить повестку дня страны”. Чтобы успеть к 2019 году, нужно начинать уже сейчас».
К этому можно добавить, что еще нужен крепкий кулак в лице силовых органов. Я раньше считал, что следить, защищать и зачищать информпространство – это функции СБУ, но никак не прокуратуры или полиции. У них что, нет других дел? У нас министр МВД и его советники пишут посты в ФБ чаще, чем журналисты, в то время как количество криминальных преступ-лений, например, в нашей области возросло за три года на 5 тысяч и достигло 18,5 тысяч. У нас ни одного коррупционера не посадили, хоть и ловят пачками, а раскрываемость преступлений в стране, по словам генпрокурора Юрия Луценко, упала до критического показателя в 30 %.
Может, поэтому к власти сегодня такое отношение? Вот данные опроса Центра Разумкова, проведенного в апреле этого года: действия Президента Украины полностью поддерживают 4,4% граждан, поддерживают отдельные действия – 39,1%, не поддерживают вообще – 51,7%. Действия правительства полностью поддерживают 2,4%, частично – 29%, не поддерживают 61,9%. Верховной Рады Украины – соответственно 1,9%, 25,2%, 67,5%. Думаю, что если бы опрос провели после введения запретов, то эти цифры были бы еще ниже, хотя куда тут ниже…
Г. Сергеев
Есть две бесконечные вещи, говорил А.Эйнштейн, -Вселенная и человеческая глупость…Впочем в бесконечности Вселенной, я не уверен.
Яркое подтверждение тому описанные действия нашей “королевской рати”.
“Совершенству нет предела” – говорят мудрые.
Изложенное Автором предельно совершенно! Спасибо!
Мне нравится! 0