4.03
2017

12 желаний Елены

Рубрика: Новости. Автор: Lena

   «На занятии для психологов мы рисовали 12 желаний. Среди них надо было выбрать одно – первое, наугад. Оно станет определяющим, и от него произрастают все остальные, – рассказывает Елена. – Я нарисовала горы, море, любовь и заботу, деньги, благоустроенный дом с надежной крышей и новыми окнами, водопровод и мебель внутри дома, беседку во дворе, окончание войны, получение второго высшего образования и организацию собственной практики. Определяющим желанием стало море. Отдохнуть на побережье я не могу себе позволить. Но я же могу поехать туда работать! Я умею делать все – готовить, мыть посуду, полы, шить, вязать и многое другое. У меня есть две руки».

   Наверное, еще три года назад, встречая новый, 2014-й год, Лена и представить себе не могла, как круто изменится ее жизнь. Другой город, отсутствие работы, трудности на новом месте и неутихающая тоска по дому – вот что ждало ее в будущем. Но не зря же говорят – то, что не убивает, делает нас сильнее.

   Елена Гаврилюк родом из Перевальска Луганской области. В Александрию приехала с двумя детьми, сестрой и племянниками, когда война подобралась совсем близко к ее дому. Дочке Алене пришло время выбирать вуз. Между Мелитополем и Александрией выбрали наш город, о существовании которого до этого и не знали – он находится подальше от грохота боевых снарядов. Думали: «Приедем в Александрию, устроим дочку в общежитие, а тут пока немного все уляжется, и мы вернемся домой, – вспоминает Лена. – Сейчас я понимаю: тогда просто себя этим успокаивали. На вокзале оказалось, что билетов на всех не хватает, люди бежали от войны кто в чем был, многие в домашних халатах и тапочках».

   Елена работала психологом в школе в Алчевске. Жила с семьей в двухкомнатной квартире на третьем этаже девятиэтажного дома. Когда уезжала, дала ключи родственникам, чтобы присматривали за жильем. А теперь на их фотографиях в Интернете замечает свои вещи – клеенку, постель, ковры, телевизор. И смотрит на это по-философски: «Пусть люди пользуются, чего добру пропадать. Все равно или разбомбят, или разворуют».

   Во время отъезда младшему сыну Лены было 4 года. У мальчика задержка речи, он посещал дефектологическую группу детского сада, после интенсивных занятий наметился прогресс, Вову перевели в логопедическую группу, но… семье пришлось уехать, и проблемы только усугубились.

    В Александрии служба МЧС поселила приезжих в комнату в общежитии «Юность». «Мы выехали сначала с сестрой и детьми, а потом подтянулся муж с племянницей и внучкой, – рассказывает Лена. – В «Юности» прожили месяц или полтора – больше не выдержали этих ужасных условий (все разбито, включая канализацию, один умывальник на восемь комнат, полное отсутствие даже минимального комфорта плюс негативный психологический климат и настрой соседей) и сняли квартиру. Тогда еще переселенцы не получали выплат на съем жилья. Денег не хватало. Поначалу служба МЧС помогала продуктами. Самим просить было унизительно»…

   Лене было больно смотреть на детей, которых она вырвала из привычного для них социума, ее давило чувство вины. Маленький Вова поначалу переживал, что дома остались игрушки – он приехал в Александрию с двумя машинками в карманах, а в рюкзачке за спиной был плед. А старшая Алена не могла справиться с депрессией. «Мы же думали: поедем в Александрию на недельку, как на море. Знали, что тут есть водоемы, сестра даже взяла купальник. А я везла с собой кастрюлю, сковородку, которые очень пригодились. На первых порах мы ели по очереди, потому что не было из чего. Не было ни стола, ни стула, ни одеял с подушками, ели сидя на диванчике, который тоже дали добрые люди. Не было даже одежды и обуви», – грустные воспоминания до сих пор жгут душу огнем.

   Лена (по первой специальности – портная четвертого разряда) сразу нашла работу в магазине одежды. Она сама тогда еще не адаптировалась в новую среду. Ведь совсем еще недавно в ее жизни было все хорошо: работа, достаток, планы на будущее и перспективы. И тут – чужой город, ужасные условия проживания и впереди – темнота неизвестности…

   У мужа Лены на родине был продуктовый магазин в центре города. В Александрии он устроился грузчиком и водителем на оптовую базу по Титова. Работал тяжело – в 5 утра уходил и возвращался в 23.00. 58-летний мужчина имеет право на льготную пенсию – несколько лет он проработал в шахте. Но добиться ее выплаты невозможно – нужна справка с места работы, на которой будет стоять недействительная в Украине печать со штампом «ЛНР»… Сейчас муж Елены открыл в нашем городе ЧП, торгует продуктами питания.

   А Лена на первой работе не задержалась – продажи упали, и хозяйка вынуждена была с ней попрощаться. Потом она раздавала флаеры: «Это самая унизительная работа». Ходила по всем предприятиям: «Вам не нужен психолог?», оставляла резюме. А потом ей позвонили из управления образования и предложили работу – полставки психолога в детском саду №42. Там Елена работает и сейчас.

  У женщины были кое-какие сбережения: она собирала «детские деньги» – меняла государственную помощь при рождении и по уходу до трех лет на доллары и складывала на банковский счет. Думала, пригодится на учебу детей. Деньги действительно пригодились, но не на то, что планировала Лена. Благодаря поднявшемуся курсу доллара накоплений хватило на покупку жилья в Александрии. Это маленькая хибарка без удобств, но зато в центре города – две крошечные комнатушки, разделенные печкой, где Лена живет с мужем и двумя детьми.

   Первая зима на новом месте была невыносимой: ни дров, ни запасов на зиму. Одежду и обувь покупали в секонд-хенде в дни самой большой уценки. Купили швейную машинку, перешивали и перевязывали что могли.

   Не только дети, но и взрослые нуждались в психологической помощи. Но ее не было. Если выслушают – и на том спасибо. Многие переселенцы не знают, куда обращаться за помощью и говорят, что им лучше, если никто не заостряет внимания на том, откуда они при-ехали, не спрашивает о доме, который им пришлось оставить. К сожалению, люди часто не могут понять тех, на месте кого они не были.

   «Раньше мы все вместе просыпались по ночам от того, что снится война. Сейчас уже не снится, и это счастье, – говорит женщина. – Но мы не знаем, сможем ли вернуться, когда окончится война. Ведь люди, которые остались там, сейчас настроены очень негативно к уехавшим на территорию Украины: им жгут дома, пишут на заборах «бандеровцы», «сало». Тех, кто за Украину, там не воспринимают».

   Чтобы оплатить занятия с логопедом для семилетнего сына, первоклассника школы №2, и привести в порядок дом, Лена шьет и вяжет на заказ по ночам. Занятие с хорошим логопедом – 100 гривен в час. Поставить один звук – 10 занятий. А Вова не выговаривает много звуков.

    На примере семьи моей собеседницы видна одна общая проблема. Большая волна людей хлынула в Украину с территорий, где ведутся боевые действия. Наверху рассказывают, что для них созданы все условия на новых местах жительства. Но, как обычно, оказалось, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Переселенцы брошены один на один со своими проблемами и вынуждены выживать, кто как может. В какой помощи они нуждаются? Главная проблема – не хватает денег. Все заняты тем, что ищут возможность заработать. Кто-то нуждается в операции, кому-то нечем платить за жилье, а это все упирается в средства. К чести александрийцев, жители нашего города – отзывчивые люди, многие бескорыстно помогают приезжим кто чем может. К примеру, семье Гаврилюк финансовую помощь оказали народный депутат А.Кузьменко и депутат горсовета В.Дожджаник. А простые люди, которые оказались рядом, делились кто мебелью, кто консервацией, кто продуктами.

    «Выстоять и не сломаться мне помогли дети. Они говорят, что я сильная женщина, – улыбается Лена. – Я переосмыслила себя, открыла внутри новые резервы. И теперь знаю: все будет хорошо, прорвемся! Местные страдают от таких же проблем что и мы, нам даже легче, потому что есть «иммунитет», мы можем заново начать всё с нуля. Хочу пожелать всем –цените своих близких, говорите, как много они для вас значат, как вы их любите. Не бойтесь! Бояться нужно лишь своего страха. Мечтайте, идите к своей мечте, а когда она сбывается, идите за новой. Не теряйте надежды, верьте, что всё изменится к лучшему, если каждый из нас будет трудиться и всеми своими поступками приносить пользу людям, менять нашу страну. Будьте выше нетерпимости и вражды. Нужно просто стараться и, я вас уверяю, можно сделать страну лучше. Надо лишь к себе присмотреться и понять, что перемены начинаются в нас самих, в каждом из нас. Мы делаем себя сами».

   Елена выиграла грант от фондов, поддерживающих переселенцев, и купила компьютер – для открытия своего психологического кабинета. Специализируется на консультировании по решению детско-родительских отношений, межличностных и внутриличностных конфликтов. Работает в направлениях гештальттерапия, транзактный анализ, НЛП, сказкотерапия, арт-терапия. Она постоянно совершенствуется, и много сертификатов получила уже здесь, в Александрии. Елена – хороший психолог с развитой эмпатией. Человек со своим личным опытом потерь, какой-то душевной раной, зная, что такое боль, может помочь другому, попавшему в трудную ситуацию, умеет сочувствовать, жалеть, ограждать, не бередить рану. Если вы нуждаетесь в психологической помощи и поддержке, звоните. Телефон Елены Гаврилюк: 066-184-36-70.

Елена Карпачева

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень