3.03
2015

В 1983 году в дефицитной, несмотря на трехмиллионный тираж, «Роман-газете», Виталий Куропятник прочитал роман «Белые тени», который его очень впечатлил. Тогда он и подумать не мог, что автор этого произведения – Иван Дорба – его родственник.

Более, чем через 20 лет внимание Виталия Карповича привлекла заметка в одной из кировоградских газет. Она называлась «Земляк с необычной судьбой» и рассказывалось в ней о писателе, переводчике, в прошлом – эмигранте, разведчике, лауреате премии КГБ СССР Иване Дорбе, настоящее имя которого – Владимир Дмитриевич Чеботаев. И вот тут выяснилось, что этот человек – родственник Куропятника и сын последнего помещика села Бандуровки. Это был тот самый Володя, о котором так много рассказывала Виталию Карповичу его мама, с теплом вспоминая своего ровесника и друга детства, следы которого потерялись в далеком 1918 году…

И тогда В. Куропятник начал поиски информации о своем троюродном брате, старшем на 33 года. Это дело оказалось непростым, ведь судьба у Владимира Чеботаева была очень удивительной и непростой (она, кстати, описана в автобиографическом романе «Белые тени» и в последующих книгах писателя). Сын помещика, кадет, перешедший на службу красной разведки, побывавший с секретными заданиями в разных странах мира – сведения о нем долгое время были недоступными, а официальная биография построена на легендах. Отсюда – и сохранившийся со времен работы в секретном ведомстве псевдоним – Иван Дорба. Чеботаев был под постоянным наблюдением спецслужб, после войны прошел жесткую проверку КГБ за деятельность среди белоэмигрантов, был узником Лубянки. Когда «Смерш» объединился с отделом внешней разведки, Дорбу отпустили и разрешили работать переводчиком в центральных изданиях. Он переводил произведения украинских и югославских писателей. А после начал писать и сам, мечтая донести до соотечественников историческую правду о белой эмиграции – цвете России, которая верила, что борется за правое дело и мечтала о возвращении на Родину. Что удивительно, роман прошел цензуру и был напечатан в ведущем литературном советском издании. Он пользовался огромной популярностью и именно за «Белые тени» Дорба стал лауреатом литературной премии КГБ.

Благодаря собственной настойчивости и с помощью многих людей Виталию Куропятнику удалось собрать информацию о своем брате и буквально по крупицам восстановить его настоящую биографию. Более того, в процессе поисков он понял, что не только Владимир Дмитриевич, а и почти вся семья Чеботаевых достойна памяти и уважения за большой вклад в развитие нашего региона. Об этом – новая книга Виталия Куропятника «Владимир Чеботаев (Дорба) – наш земляк, писатель, лауреат и его семья».

Виталий Карпович уже не в первый раз пишет об истории членов своей семьи, показывая ее на фоне исторических событий в стране.

– Жалею, что мало общался с мамой на эту тему, пока она была жива, – говорит Куропятник. – По-правде говоря, почти все Чеботаевы – личности интересные и выдающиеся. Взять хотя бы знаменитую в наших краях Ларису Чеботаеву, тетку Ивана Дорбы. В Алеевке она была «народной богиней», ее называли «барыня Лариса» и память о ней жива до сих пор. Она была бездетной, и посвящала себя простым людям, помогала им, чем могла. В книге И. Дорбы описана судьба Ларисы – училась в Оксфорде, была эсэркой, за что и пострадала впоследствии. Строила школы для бедняков, больницы, засадила Алеевку пышными кустами сирени. Жаль, но потомков Дорбы я так и не нашел. А в сохранившемся до сих пор имении Чеботаевых в Бандуровке сейчас работает больница…

Виталий Карпович предлагает установить на этом здании мемориальную доску Владимиру Чеботаеву, как единственному писателю-уроженцу Бандуровки. «Его деды и отец были хорошими хозяйственниками, открывали церкви, больницы, школы в небольших селах, строили новые поселения, привозили литературу и специалистов из-за границы. А наибольшая их заслуга – они обучали грамоте и культуре простых людей, и особенно в этом плане отличилась Лариса Федоровна Чебатаева. Именно семья Чеботаевых начала развивать в нашей местности сельскохозяйственную промышленность, много сделала для ликвидации неграмотности и зародила у крестьян тягу к заниям», — пишет Куропятник в своей книге, подчеркивая: достижения и добродетели этой семьи не должны быть забыты.

Сейчас Виталий Куропятник работает над новой книгой – об истории Головковки. Кроме того, он обратился к губернатору Кировоградщины Сергею Кузьменко с предложениями по очищению реки Бешки земснарядом и открытию в Головковке Дома культуры.

Елена Карпачева

, , .

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень