Сен
3

   Для многих знакомых александрийцев сезон отпусков закончился, и они охотно делятся впечатлениями. Многие из них с красочным матерным негодованием рассказывают о путешествиях железнодорожным транспортом, причем всегда вспоминая при этом баснословную зарплату нового гендиректора «Укрзалізниці» поляка Войцеха Бальчуна – 1,5 млн долларов в год или 462 тыс. грн в месяц! Они спрашивают: почему так происходит, почему пассажиров возят, извините, как скот, а руководителю этих перевозок назначают немыслимую по нашим меркам зарплату?

В качестве утешения для рядовых украинцев наш Премьер-министр Владимир Гройсман сказал, что она не больше, чем получают в европейских компаниях. А может, в Украине уже не осталось руководителей, готовых поднимать железную дорогу за меньшие деньги?..

“Рельсовая война” с пассажирами

   Автору этих строк периодически выпадает возможность ездить по стране, поэтому, как очевидец, могу сказать, что железнодорожный билет схож с лотерейным – повезет-не повезет, но чаще всего проигрывает пассажир. Хотя один раз мне выпал счастливый билет в отремонтированный плацкартный вагон. Здесь был кондиционер и розетки в каждом купе. Это было железнодорожное чудо на фоне “коммунальных квартир” обычного плацкарта! Не зря ведь говорят, что кто ездил в плацкарте, тот в цирке не смеется. Поэтому, каждый раз подходя к вагону, с опаской думаешь, какой он внутри. И как правило, попадаешь в совдепию с мокрым бельем, забитыми наглухо окнами, матрасами, набитыми комками ваты, и вонючими туалетами. Единственное, что изменилось с тех лет, так это чай в пакетиках и туалетная бумага в гальюнах.

  – Моему вагону столько, сколько и мне, – сказала в прошлое воскресенье пожилая проводница плацкартного вагона поезда «Бердянск – Киев». – Нас выживают, чтобы заменить дневными скоростными. Но кто может себе позволить билеты по таким ценам, какие предлагает наше руководство? В наши вагоны билетов не достать, а экспрессы ходят полупустыми.

   Спертый до невозможности воздух не спасали всего две открытых вагонных форточки, одна из которых висела в туалетном тамбуре на единственной петле. Проводница попросила к ней не прикасаться – а то еще отвалится. Пассажиры обливались потом, но главное – никто не возмущался! Мы настолько привыкли жить в этом бардаке, что сам факт наличия билетов и возможность хоть как-то доехать до пункта назначения в любом сарае уже считается победой…

    Изучив тему ж/д перевозок поподробнее, узнал немало любопытного. Оказывается, что мы – пассажиры – очень невыгодны железно-дорожникам. «Убыточность пассажирских перевозок в Украине – около 8 млрд гривен в год», – сказал, как отрезал, первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов.

   Оборот «Укрзалізниці» составляет примерно 80 млрд гривен в год. Из них примерно 90% – это грузовые перевозки. Они формируют прибыль. А 10% пассажирских – одни убытки. А еще он сказал, что железнодорожные билеты в Украине достаточно недорогие. Особенно, если сравнивать с европейскими странами, разница во много раз. Но мне кажется, что все проще – в споре между прибылью и пассажирами ночных поездов победила прибыль…

  Как вы думаете: кто-то из руководства ж/д ездит к морю или еще куда-либо плацкартными вагонами? Смешной вопрос, да?

  «Нам надо пустить на свой рынок иностранные компании. Не только иностранные, но и частные компании. Во всей Европе эти процессы прошли уже довольно давно. Это позволило создать на рынке конкуренцию», – сказал замминистра.

   О рынке и конкуренции можно судить по автобусным междугородним перевозкам, которые уже давно в частных руках. Многие перевозчики в целях экономии люксовые автобусы заменили древними иномарками, «ПАЗиками» и им подобной рухлядью – они намного дешевле в покупке и обслуживании. За последние несколько лет здесь пассажиров пересадили с мягких кресел на жесткие “табуретки”, а, чтобы увеличить вместимость, ставят дополнительные сиденья, сжимая ряды так, что колени упираются в подбородок. На этом рынке нет конкуренции, так как держатели маршрутов не подпускают новичков на пушечный выстрел…

    Какой же будет конкуренция на железной дороге? Я тут на досуге почитал немного об истории развитии ж/д транспорта в мире и узнал, что и в Америке, и в Европе конкурентная борьба сопровождалась снижением цен на билеты. Конкуренция – это право выбора, но у нас на большинстве маршрутов выбор только между дорогим «Интерсити» и еще более дорогим купейным вагоном. В этой борьбе побеждает «Интерсити», в котором одно только вагонное окно стоит до 70 тысяч грн!

   Отсюда и цены на билеты. Если в плацкарт- ном вагоне съездить из Александрии в Киев и обратно можно за 200 гривен (в купе – 560), то в скоростном уже за 500-600, а в 1-м классе вообще за 960. Это называется улучшением работы железнодорожного обслуживания!

    Ещё больше неудобств отмена ночных поездов приносит жителям небольших городов и поселков, где уже не останавливаются скоростные экспрессы. Теперь им нужно добираться до пунктов остановок, например, до Александрии или Знаменки, перекладными, и поездка в тот же Киев вместо 5-6 часов занимает целый день…   Старые вагоны «Укрзалізниця» ремонтирует на заводах или в своих депо, это стоит около восьми миллионов гривен, а новый вагон стоит 16-18 миллионов гривен. Их производит Крюковский вагонный завод, который с недавних пор стал монополистом. Теперь он может ставить свои условия, и с этого года вагоностроители стали запрашивать за вагон скоростного состава уже 33 миллиона. Это, кстати, очень приемлемая цена. Но где эти вагоны? Знакомая проводница говорит, что начальство “залізниці” обеспокоено только подвижным составом столичного формирования, а в региональные депо даже не заглядывает.

   Новый руководитель железнодорожников пообещал грандиозные реформы и, в первую очередь, замену старых вагонов. С момента его вступления в должность прошло три месяца, и вот в СМИ появилась новость: о чем сейчас пекутся железнодорожники. Думаете, это замена плацкартной рухляди? Не угадали – смена оператора по обеспечению питания в поездах «Интерсити». Не понравились начальству тамошние буфеты.        А знаете, какой выход нашла “залізниця”, чтобы решить проблему с кондиционерами? Самый простой – запретить выпускать на маршруты вагоны без кондиционеров. Об этом заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в начале июля этого года. А знаете, откуда он узнал об отсутствии кондиционеров? Из… жалоб граждан. Боюсь, что иначе об этой проблеме он никогда бы и не узнал – негоже министерским чиновникам по плацкартам шататься.

  В 2010 году генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Михаил Костюк обещал оснастить все пассажирские вагоны кондиционерами, но обещания, как видим, не выполнил. Так же, как и в этом году, новое руководство не выполнило обещания запретить их эксплуатацию – как ездили ночные душегубки, так и ездят.

О чем молчат проводники

     Новый начальник железной дороги заявил, что ему нужно 100 дней на ознакомление и ревизию хозяйства, после чего он выработает план реформ на 2-3 года. Что ж, если он не сбежит, как другие иностранцы-реформаторы, то может быть, мы почувствуем какие-либо улучшения. А пока новое руководство готовит обещанный план реформ, напомним о некоторых правилах перевозок пассажиров, которые железнодорожники стараются скрывать.

    *Температурный режим должен быть комфортным для поездки. Если вам жарко или холодно, вызывайте начальника поезда с «Правовыми нормами перевозки пассажиров». В них вы сможете увидеть допустимые температуры в вагонах в разные сезоны. Если условия перевозки не соответствуют указанным, начальник поезда должен бесплатно предоставить вам такое же по классу место в другом вагоне или так же бесплатно в вагоне высшего класса.

  *Во время поездки пассажир может пользоваться горячей водой и необходимыми медикаментами из аптечки вагона. Это уже включено в стоимость билета и должно предоставляться бесплатно.

   *Пассажир имеет право садиться в любой вагон поезда. Например, если вы опаздываете на поезд, и до его отправления успеваете дойти только до первого или хвостового вагона, а в вашем билете указаны места в другом конце поезда, вы можете сесть в любой ближайший к вам вагон.

   *Пассажир имеет право попросить у проводника одеяло, независимо от времени года.

   *Пассажир имеет право не только не сдавать белья, но и не убирать его за собой. Уборка постельного белья входит в должностные обязанности проводника. Мало того, согласно инструкции, вы можете даже попросить проводника расстелить постель. В обязанности проводника также входит подъем и опускание верхних полок.    *Вы можете пользоваться розетками в вагонах поезда бесплатно.

  *Если вы перепутали поезд, вы имеете право вернуться на начальную станцию бесплатно. Если вы проехали свою станцию, вернуться на станцию назначения вы можете бесплатно.

  *Если вы отстали от поезда, то имеете право продолжить поездку без доплат. Сообщите о своей проблеме начальнику станции, на которой оказались. Он свяжется с начальником поезда, на котором вы ехали, чтобы проводники проследили за вашими вещами и сняли их с поезда на ближайшей станции, остановка на которой по расписанию составляет 10 и более минут.

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • Аноним пишет:

    А, следование нормам Конституции Украины, разве не такое как *поездным правилам…
    Только «катают» нас по ним гораздо чаще… и ниЧчего не скрывая!

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11