Май
21

    В этом году спортклубу «Европа-кросс» исполняется 25 лет. Этой дате будут посвящены гонки на выживание, которые пройдут в рамках второго этапа Всеукраинских гонок и состоятся в субботу, 10 июня на трассе «Вербовая Лоза». Сегодня президентом клуба является Юрий Гугленко, а создателем и вдохновителем – заслуженный тренер Украины, мастер спорта, национальный судья по мотоспорту, журналист, ветеран мотоспорта Вячеслав Чебышев. Он же, в частности, и “прародитель” проведения гонок на выживание в Украине и в Александрии. С ним наш сегодняшний разговор об одном из самых экстремальных видов спорта.

   – Наш город известен в Украине двумя спортивными “мекками” – футболом и автогонками. Это, наверное, самые затратные и технически сложные виды спорта. Как такое удается в Александрии, ведь даже города-миллионники не могут похвастаться такими успехами?

   – Автоспорт, как и футбол, – это фанатичные, в хорошем понимании слова, виды спорта. Если человек этим увлекся, то это на всю жизнь. Вот благодаря таким людям все у нас и держится. И я очень горжусь тем, что принадлежу к ним, что являюсь непосредственным участником и организатором процесса. К сожалению, сегодня в Украине лишь Александрия и Кривой Рог могут культивировать экстремальные автогонки. Даже Кропивницкий – их родоначальник в Украине – сегодня не может себе позволить проводить таких соревнований. А у нас сохранился костяк энтузиастов, в первую очередь это Александр Мисюренко, Юрий Грабовец, Роман Жосан, Валентин Марченко. На них все и держится. И, конечно, это постоянная поддержка городских властей и компании «УкрАгроКом», под чьей эгидой мы выступаем уже пять лет.

    – Как начиналось это “движение”?

  – Начиналось все с развала СССР, когда все рухнуло. Тогда перестал существовать ДОСААФ, и мы – спортсмены, остались ни с чем. Нам пришлось из профессиональных гонщиков переквалифицироваться в профессиональных попрошаек. Помочь автоспорту могли только появившиеся в то время богатые люди. Они, в свою очередь, разделились на скупых и тех, кто готов был помогать. Вот по таким мы и ходили с протянутой рукой. Сегодня, слава Богу, это в прошлом, есть спонсоры, организаторы, помощники. Главное, что сейчас важно – пережить эту тяжелейшую страницу в истории страны, не дать “загнуться” автоспорту, включая и гонки на выживание. Для этого нужно хотя бы раз в год проводить соревнования. Причём на высочайшем уровне. Поверьте моему опыту, только так можно собирать аншлаги гонщиков и зрителей.

   – Что это вообще такое – «гонки на выживание»? Для многих они ассоциируются с бездумным битьем машин.

   – Эти гонки принадлежат к автомобильным дисциплинам. Их часто называют боями без правил, гладиаторскими автомобильными битвами. Это, прежде всего, зрелище, адреналин, азарт. Другими словами, – шоу. В самом позитивном смысле этого слова.

      – А правила-то какие?

    – Здесь разрешено все, что не запрещено. А запрещено здесь лишь двигаться в противоположную движению сторону, “срезать” дистанцию и врезаться в двери водителя и стоящие без движения автомобили.

    – Но это еще и дорогое удовольствие.

   – Не из дешевых. Но, как я уже говорил, человек, раз сюда попавший, остается навсегда. Сколько раз уже слышал от пилотов: «Все. Хватит! Завязал!» А на следующий год смотрю – опять заявку присылает на участие. Многие вкладывают чуть ли не последнее, занимают деньги, но по-другому уже не могут – это экстремальное хобби в крови…

   Первые гонки на выживание в Украине прошли 21 сентября 1996 в городе Кировограде. Их организовал кировоградец Михаил Генрихович Голуб. Я тогда принимал участие в подготовке трассы, решал вопросы связи с прессой, озвучивания соревнований и комментировал заезды.

   – А потом Вы “заразили” этим адреналином и Александрию.

   – В нашем городе первые гонки на выживание были проведены по моей инициативе 9 сентября 2001 года. Их организатором выступил спортивный клуб «Европа-кросс» при под-держке местной власти и спонсоров. Участвовали в них и два наших земляка – Владимир Крысько и Валерий Сандул. Тогда мы были поражены огромному интересу александрийцев, который рос с каждым годом. Так, например, в 2007 году количество зрителей перевалило за 20 (!) тысяч.

    – Но между этими датами была большая пауза.

    – Было такое. Спортивный клуб «Европа-кросс» в те годы сконцентрировал свою деятельность на мотокроссе и шоссейно-кольцевых мотогонках, а я три года работал тренером в Польше. Но когда мы возобновили гонки на выживание – это был фурор! Тогда был побит абсолютный рекорд посещения спортивной авто-мототрассы «Вербовая Лоза». И если в первых гонках участвовало 4 автомобиля, то в лучшие годы их было более 40. С тех пор гонки на выживание в Александрии мы проводим ежегодно, кроме 2014 года, когда начались военные действия на востоке страны…

    Но несмотря ни что, жизнь продолжается, и мы работаем. В прошлом году провели реконструкцию трассы – в конце стартовой прямой сделали дополнительную петлю, чтобы уравнять силы гонщиков, которые могут иметь преимущество за счет мощности моторов. А недавно прорыли два канала и тем самым частично расчистили болото, которое находится практически в центре трассы. Теперь здесь открылись родники, и образовалось чистое водное пространство, где уже обосновались утки. Вместо заболоченного участка трассы получились красивые каналы, которые не только придают эстетический вид, но и используются для забора воды и полива трассы.

   – К нам всегда приезжает большое количество гонщиков со всей страны – чем Александрия так привлекательна для них?

   – Во-первых, у нас уникальная трасса, одна из лучших не только в стране, но и, как минимум, в Восточной Европе (был, видел, знаю!). Во-вторых, индивидуальная работа с каждым пилотом. Я лично приглашаю каждого из гонщиков и вручаю нашу афишу на этапе в Кривом Роге, который предшествует нашему этапу (в этом году в Кривом Роге гонка прошла 13 мая). А, в-третьих, это хорошие призовые. Ведь помимо азарта, согласитесь, должна быть материальная подпитка.

    – Знаю, что у Вас, как и 25 лет назад, громадье фантастических планов.

   – Да. Например, превратить Вербовую Лозу в зону отдыха и спорта. Здесь можно заниматься не только авто- и мотоспортом, но и лыжным, конным, велосипедным… И почему эти планы “фантастические”? Гонки на выживание когда-то ведь тоже считали фантастикой для Александрии…

Сергей Гавриленко

комментария 4

  • Аноним пишет:

    Сложновато было Создателю и Вдохновителю в начале Творения Мира…
    Теперь, на каждого создателя и вдохновителя есть и Президент и Деньгодаватели…и жаждущая публика.
    Усиленны-повторены, Имена Их Меценатские, с динамиков многоваттных будут. Средь толпы многотысячной и восприимчивой, зрелищем возбужденной. Эхом звонким отзовутся. На бордах засияют. В памяти прочно застрянут… НО!, Срок придет и -«Не пропадет ИХ скорбный ‘труд’, а братья…- ‘Голос’ отдадут!»

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Аноним пишет:

    Массовая гибель рыбы в ставке АЦЭС-1! -Не результат ли избавления от вонючего Забалковского болота и строительство двух дренажных каналов с «голубой водой» ?
    Сероводородная мачмала от работ по рытью каналов, по-географии и закону сообщающихся сосудов, устремилась в зарыбленный водоем общества рыбаков…!?
    Кроме того были реляции о посыпании трассы солью перед гонками, шоб утяжелить пылеобразование,…ну и быть смытой в виде раствора тудаже.
    Вместо зоны отдыха и любительского рыболовства, теперь водохранилище превращено в производственный комплекс получения трупного яда, от дохлой и разлагающейся рыбы.
    Экологи разумеется этих версий не подтвердят. -Потому как, непоколебима слава Славе Че, если это совпадает с «Слава Украине!».
    «Да этож, про меня, про нас про всех! Какая к черту рыба» — (немножко отступив от «волков»), давно прокричал хриплый голос поэта.

    Мне нравится! Thumb up +1

    • Helena пишет:

      Аноним, апплодирую, классно пишете!

      Мне нравится! Thumb up 0

  • Инна пишет:

    Была на гонках летом 2017, но Вас к сожалению Вячеслав Алексеевич не довелось увидеть, гонки были высший класс! Я была в восторге! А о жизни нашей насущнной Вы как всегда оказались правы ! Спасибо Вам , за то прекрасное время!!!

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11