11.02
2018

  Учитель математики Лицея информационных технологий Лариса Хализова стала лауреатом премии Верховной Рады Украины за высокие достижения в работе. Ежегодно ее ученики становятся победителями и призерами предметных олимпиад разного уровня. В этом учебном году на городской олимпиаде они заняли 13 призовых мест, на областной – 4. В разные годы четыре ученика Ларисы Ивановны участвовали в IV, Всеукраинском этапе предметных олимпиад, а пятеро по результатам внешнего независимого оценивания получили 200 баллов по математике: в 2009 году – Марина Варламова, в 2013-ом – Сергей Нагин, Валентин Лукьянец и Виктория Щербань, в 2017-ом – Антон Осетров.


    Ежегодная премия Верховной Рады педагогам основана в 2006 году. Каждый год присуждается 30 премий размером по 20 000 грн. Ларису Хализову на получение премии выдвинул Кировоградский облсовет в августе 2017 года. В Александрии уже несколько учителей получили эту престижную премию, среди них – Валентин Мельник, Светлана Писковая (оба работали в ЛИТе) и Олег Зеленяк. Кстати, размер премии остается неизменным уже много лет.

    Общий стаж работы учителя-методиста Ларисы Хализовой – почти 36 лет, 15 из них она работает в Лицее информационных технологий. Родом Лариса Ивановна из села Лысая Гора Николаевской области. Математика ей нравилась с детства, а в старших классах на окончательный выбор профессии повлияла учительница этого предмета. С шестого класса Лариса принимала участие в предметных олимпиадах по математике, занимала призовые места. С золотой медалью окончила школу, а после – Николаевский государственный педагогический институт им. В.Бе-линского. В Александрию приехала вслед за мужем. Полгода работала в школе №7, потом, до 2003-го – в Учебно-воспитательном комплексе №17, где некоторое время даже была директором. В ЛИТ перешла на должность замдиректора, от которой вскоре отказалась – выбрала простую учительскую работу. В последние 25 лет Лариса Хализова читает математику только в профильных классах и ведет курсы подготовки к сдаче ВНО.

   – Легко ли учить детей математике?

   – Да, если у них есть природные задатки и математика не запущена с начальных классов.

    – Работа учителя в последнее время усложнилась?

  – Конечно. Родители стали более компетентными, а дети – практичными, постоянно задают вопрос: «А зачем это нужно?», например, когда изучаем тригонометрию. Но математика, безусловно, нужна, особенно если ребенок дальше выберет техническое или экономическое образование.

   – Вы можете заинтересовать предметом практически любого ученика. В чем Ваш секрет?

 – Не могу сказать, что я строгая. Не ругаю детей, они меня не боятся, наоборот, у нас добрые дружеские отношения. На уроках они могут свободно выражать свои мысли (естественно, по теме). Можем вместе посмеяться. Наверное, все дело в том, что я сама очень люблю математику. Бывает, в десятый класс приходят новички с невысоким уровнем знаний, а потом подтягиваются. Они же сами выбирают профиль, поэтому заинтересованы в результатах, работают, знают, чего хотят, стремятся хорошо сдать ВНО и поступить в вуз. И все получается.

   – Как Вы считаете, можно ли сейчас успешно учиться без помощи репетиторов?

  – Можно, если речь идет о профильном уровне (у нас, например, девять часов математики в неделю). Все зависит от ребенка. Если он работает на уроке, а не витает в облаках или играет телефоном, то вполне реально обойтись без репетиторов. Можно еще посещать подготовительные курсы. Мой ученик Сергей Нагин, призер международных олимпиад, готовился всегда сам, приходил только на консультации, если попадались действительно сложные задачи. И сдал ВНО на 200 баллов. Конечно, многое зависит и от учителя. Но если есть трудности с каким-либо предметом, помощь репетитора, на мой взгляд, нужна только в выпускных классах. А с первого класса… Это мне непонятно.

   – Кем из своих учеников гордитесь?

 – Таких очень много. Некоторые из них работают преподавателями в университетах, защитили диссертации. Многие работают программистами, и не только в Украине.

  – Если бы у Вас была возможность усовершенствовать систему образования, что бы Вы сделали?

  – Уменьшила бы нагрузку на учеников 10-11 классов. Им на самом деле очень тяжело, они сильно перегружены. ВНО сдается по 3-4 предметам, и к нему нужно серьезно готовиться. А у них 20 предметов в школе. Каждый день 3-4 пары. Последние два года учебы в школе желательно было бы посвятить подготовке по профильным предметам, как в странах Европы. Плюс обязательные история, украинский язык, физкультура.

   С получением премии Ларису Хализову поздравили коллеги, директор ЛИТа Ольга Бутрименко и, конечно, семья – муж, сыновья, внуки. Оба сына Ларисы Ивановны учились в математическом классе школы №17, один закончил Харьковский университет радиоэлектроники, второй – Киевский институт банковского дела. Два пятилетних внука уже учат таблицу умножения и знают геометрические фигуры.

  А учитель продолжает заниматься любимым делом. К Ларисе Ивановне постоянно приходят выпускники и ученики – даже на каникулах. «Я трудоголик, не могу без работы», – говорит она о себе.

Ярослава Волошко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень