1.10
2021

Из журналистского опыта давно известно: когда собираешься писать про школьного учителя, обязательно окажется, что человек этот – не только Педагог, а нечто большее. Так получилось и с учителем словесности Валентиной Михайловной Билоткач. В прошлом номере «ОТ» была напечатана ее новелла «Развлечения списанных в архив», что послужило еще одним поводом для интервью.

Сегодня Валентина Михайловна на заслуженном отдыхе, а большую часть своей трудовой жизни отдала александрийской школе № 14, что в Димитрово. Когда мы узнали об этом, в воображении возникла классическая картинка, почти идиллия: небольшой рабочий поселок посреди украинской степи, дети горняков и фабричных рабочих, средняя школа, непререкаемый авторитет учителя, за годы работы сотни выпускников – успешных граждан своей страны, нашедших себя в жизни… Но на встречу с Валентиной Билоткач мы напросились еще по одной причине.
– Начать стоило бы с того, – говорит Валентина Михайловна, – что в 1960-1980 годы Димитрово был отнюдь не глухим степным поселком. Это была часть Александрии с развитой городской инфраструктурой: Дворцом культуры, тремя общеобразовательными школами, музыкальной школой, автобусными маршрутами, магазинами, замечательным парком с клумбами роз и аттракционами.
– Ваши ученики – дети той поры, кто они были?
– Обыкновенные мальчишки и девчонки, какой не так давно была и я сама – я ведь тоже выросла в Димитрово. Родители моих учеников работали на Семеновско-Головковском угольном разрезе, на ТЭЦ-3, на Брикетной фабрике, на Заводе горного воска, на шахтах, других предприятиях угольщиков. Собственно, димитровская детвора не отличалась от других детей, с которыми я работала сразу после института – в Днепропетровской области, и в селе Попельнастом нашего района.
– А была разница в отношении к учебе у детей из семей рабочих и, например, из семей директоров предприятий?
– Нет конечно. Тогда вообще не было такого разделения на детей начальников и прочих. Если уж так говорить, то скорее в почете были продавцы магазинов, которые имели доступ к дефицитным товарам. Но меня это не интересовало. В любом классе были два-три человека, которые учились очень хорошо, имели для этого потенциал и способности. И было несколько человек, которым учеба давалась с трудом. Старались поддерживать таких учеников, ведь дети, как правило, не виноваты в своих проблемах. Помню, один мальчишка у меня в классе набедокурил – залез вечером в детский сад, лавочку там сломал. Нашли его, конечно, назначили его родителям штраф немаленький. А у него мама – лежачая, болеет тяжело, как им платить эти деньги? Ездила я в исполком, объясняла ситуацию, убедила, чтобы комиссия тот штраф отменила.
– Есть среди ваших учеников люди, которые достигли больших вершин, стали известными, знаменитыми?
– Я не люблю, когда такое спрашивают. Люди выдающиеся, чем-то выделяющиеся на фоне других, всегда будут, так или иначе. Но для страны куда важнее, чтобы каждый ее гражданин имел как можно более высокий уровень образования и культуры. Все мои ученики вырастали сознательными, воспитанными и образованными, нет среди них каких-то злодеев – вот это и есть самое главное. Меня радуют встречи с прежними учениками, у которых в школе поначалу были проблемы с учебой или дисциплиной, но все наладилось, и теперь они, взрослые – благополучные члены нашего общества. Вот это действительно важно, ведь на образованных людях любая страна держится.
– Валентина Михайловна, вы работали учителем и в застойные годы, и в Перестройку, и застали уже Независимость. Дети как-то менялись в зависимости от исторического периода?
– Да нет, дети оставались детьми. Они всегда хотели, чтобы их понимали, уважали как личность, чтобы их любили наконец. И это сказывалось на отношении к учителю, к учебе: если видят, что их уважают, то и слушают педагогов, и учатся старательно, даже те, кому наука дается нелегко.
– А что было самое трудное для вас, когда вы работали учителем?
– Да не было таких трудностей, чтобы о них говорить. Я работу любила, и с людьми сходилась легко. С начальством мне всегда везло, наша четырнадцатая школа отличалась дружелюбным коллективом. Ну, разве что проверки разные нужно было пережить, и то проверяющие разные были – один придирается, а другой сам недавно педагогом был, понимает наши проблемы.
– А как вообще получилось, что вы стали учителем?
– Это заслуга моих школьных учите-лей, у которых тут же в Димитрово я училась, – Натальи Арсентьевны Куб-рак, Веры Ивановны Скляр, других педагогов. Они так преподавали нам свои предметы, что мы влюблялись в науки и хотели стать такими, как они.
– А что вы как педагог с многолетним опытом скажете о сегодняшних детях, о самом молодом поколении?
– Они уже другие. Их отличает прагматичность, современная жизнь слишком часто вынуждает их делать только то, что нужно им самим. То есть они меньше думают о других. И еще они менее зависимы, в том числе и от общечеловеческих норм морали, и это тоже нехорошо. Нужно бы больше уделять внимания и воспитанности современных детей, и их образованию. Ничего сложного, принципы все те же: не делать из детей богов, но и не унижать, не записывать в бездари и бездельники.
– Валентина Михайловна, а как вы начали писать? Откуда взялась тяга к литературной деятельности?
– Наверное, от тоски. В грустные девяностые годы так получилось, что жила я одно время одна. Дети разъехались в другие города в поисках работы, с деньгами сами понимаете, как тогда было, да еще эти веерные отключения света по вечерам… Сделала я из картофелины и подсолнечного масла себе светильник, положила лист бумаги перед собой и написала свой первый рассказ. Единственная тогда местная газета часто печатала мои работы, особенно те, что поднимали настроение. Дочь моя была моим самым верным критиком (в начале осени дочери Валентины Михайловны не стало).
– А как вы попали в литературный клуб «Джерело»?
– Прошло с тех пор больше пятнадцати лет, как вдруг представители клуба меня сами нашли – приехали в гости и пригласили в клуб, за что я очень благодарна Анатолию Штанько, Светлане Лантух и Валентине Московчук. Оказывается, на заседаниях клуба перелистывали старые газеты и в «Ленінському прапорі» нашли мои публикации. Начали общаться, теперь я участвую в работе «Джерела». Встречаемся, делимся новостями, читаем друг другу свои новые стихи, рассказы, иногда слушаем песни под гитару.
– Скажите, как рождается вообще литературное произведение? Вот вы когда пишете, вам хочется что-то сказать читателю, настроение свое передать или как?
– Пишу о том, что вижу, о том, о чем люди говорят. Не выдумываю ничего особенно, и врать не могу. Мои рассказы – в основном картинки из жизни, иногда подсмотренные, иногда из пережитого мной. Редактор вашего «Олександрійського тижня», Сергей Кривунь, мне как-то говорил: откуда у вас такой словарный запас, откуда слова точные и сочные такие берете? А я сама вдруг поняла – от мамы! Она вдвоем со своей сестрой пела народные песни, вместе часто выступали на концертах, даже в Москву на конкурс ездили. Народное творчество – оно ведь самое яркое, самое честное, видимо, и мне все это от мамы передалось.
«Олександрійський тиждень» поздравляет Валентину Михайловну Билоткач и всех ее коллег-педагогов с профессиональным праздником! Желаем всем вдохновения, благодарных учеников, здоровья, терпения и веры в лучшее!

А.Савчук

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень