Янв
19

    В начале года в Украине вступили в силу законодательные акты, вызвавшие бурю эмоций, которые в народе уже окрестили кампанией по отжиму средств у населения. Ведь под удар попали не крупные корпорации, которые имеют многомиллионные обороты, а самая массовая категория предпринимателей, так называемые «нулевики» и “упрощенцы”. Что их и всех налогоплательщиков ждет в наступившем году? Об этом мы попросили рассказать главного государственного инспектора Александрийской ОГНИ Главного управления ГФС в Кировоградской области Янину Нечипоренко.

   – Изменения, внесенные в Закон о едином социальном взносе, очень важные и существенные для наших предпринимателей. В частности, глобальным изменением стало то, что физические лица-предприниматели (ФЛП), которые находятся на общей системе налогообложения и которые временно по каким-либо причинам не получают дохода, обязаны с января этого года платить единый социальный взнос (ЕСВ) по ставке 22% от размера минимальной заработной платы (с 1 января это 3200 грн). Теперь ЕСВ-взнос составляет 704 грн в месяц. Начисления ЕСВ на общей системе проходят не ежемесячно, а по итогам отчётного года. То есть начисления для ФЛП, которые будут находиться на общей системе налогообложения весь 2017 год, будут произведены в 2018 году, и их сумма составит 8448 грн (704 грн х 12 месяцев).

   К сожалению, такая ситуация привела к массовому закрытию ФЛП по всей Украине, не исключением стала и Александрия. Так, за период с момента подписания Президентом Закона №1774 (6.12.2016) по 16 января закрылось 692 ФЛП, из них 598 по городу и 94 по району. Если взять в процентном соотношении, то это при- близительно 1/7 часть от всех 4254 физических лиц – предпринимателей, зарегистрированных в городе, и 664 – в районе.

     В связи с этим хотелось бы сделать некоторые уточнения для предпринимателей. Процедура закрытия не заканчивается получением выписки от государственного регистратора о прекращении предпринимательской деятельности. Нужно также прийти в налоговую инспекцию (каб.№5, с 9.00 до 18.15, с 13.00 до 14.00 – перерыв на обед), написать заявление и подать ликвидационный отчёт. После этого наш инспектор проведет проверку деятельности ФЛП за последние три года. Если никаких недоплат или нарушений не обнаружено, тогда процедура закрытия считается завершенной.

     Также нас часто спрашивают о том, существует ли положение, что в течение первых трех месяцев 2017 года будет действовать мораторий на начисление ЕСВ для тех ФЛП, которые не имеют дохода на общей системе. Такой законопроект, предусматривающий отсрочку на 1-й квартал этого года и неначисление ЕСВ в данный период, действительно существует, но будет ли он принят – этого сейчас никто не знает, а поэтому с 1 января действуют нормы закона №1774.

     Важный момент – начисление заработной платы наемным работникам. Им также начисляется ЕСВ, и если по каким-либо причинам минимальная заработная плата меньше 3200 грн, например, если наемный работник числится на полставки, то начисление ЕСВ все равно производится из суммы 3200. В связи с этими нововведениями предприниматели будут платить (при начислении минзарплаты в 3200) налогов за каждого наёмного работника 1328 грн: 704 грн ЕСВ (22%) + 576 грн налога с доходов (18%) + 48 грн военного сбора (1,5%). При этом налог с доходов и военный сбор удерживаются из зарплаты наёмного работника, а ЕСВ за наёмного работника обязан платить работодатель.

    В 2017 году продолжают действовать исключения, когда “минимальное зарплатное правило” по ЕСВ не работает. Это происходит в случае, если наемный работник является внешним совместителем или инвалидом, который работает у юридического лица; если сотрудник принят на работу или уволен не с первого числа месяца; находится в отпуске без сохранения зарплаты весь месяц или работает по договору гражданско-правового характера.

     В 2017 году предусмотрены серьезные наказания для недобросовестных работодателей, которые будут продолжать практику выплат заработных плат в конвертах или найма работников без соответствующих договоров с ними. В соответствии с новыми правилами, работодатели должны будут уплатить штраф в размере 3 минимальных зарплат (9600 грн) в случае недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, а в случае блокирования работы инспектора при выявлении работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса – 100 минимальных зарплат (это 320 тыс. грн).

    Также Законом №1774 органам местного самоуправления делегированы полномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, а также наложение штрафов за его нарушение. Чтобы эта норма заработала, необходимо принять ряд утверждённых постановлением Кабмина порядков.

    Хорошей новостью можно назвать то, что пенсионеров по возрасту и инвалидов, которые работают на общей системе налогообложения, освободили от уплаты ЕСВ. Раньше такой льготой пользовались только те, кто работал на едином налоге. Но такая льгота не может быть применена к льготным пенсиям, а к ним приравнены, например, “чернобыльцы”, “афганцы”.

     Что ещё волнует многих ФЛП, так это изменение ставок единого налога. Для ФЛП существует три группы, из которых в 2017 году менее затратная – 1-я. На ней в Александрии работают многие рыночные торговцы и сфера услуг. Так вот их ставка осталась привязанной к прожиточному минимуму для работоспособных граждан (1600 грн), а не к минимальной зарплате. Для 1-ой группы ставка единого налога – до 10% от прожиточного минимума, что составляет до 160 грн. ЕСВ для этой группы составляет 22% от суммы 3200 грн, умноженный на коэффициент 0,5, то есть 352 грн.

    Во 2-й группе ставка привязана уже к минимальной зарплате – до 20%, то есть сумма единого налога для этой группы составляет до 640 грн. Для 3-й группы ставка единого налога осталась без изменений. Она установлена в процентах: 5% без НДС и 3% с НДС. ЕСВ для них составляет 704 грн.

   Еще одно новшество ждёт бизнесменов, которые торгуют сложными техническими товарами (если эти товары имеют срок гарантийного ремонта), и коснется, в первую очередь, предпринимателей нашего Центрального рынка, которые до сегодняшнего дня не пользовались кассовыми аппаратами. Сам перечень этих товаров будет установлен Кабинетом Министров до конца первого квартала этого года. Теперь любой продавец такой техники, независимо от объёма продаж и системы налогообложения, должен иметь кассовый аппарат. При этом он должен будет соответствовать всем требованиям сегодняшнего дня, модель должна быть разрешенной к регистрации и зарегистрированной в налоговых органах. Это новшество, по задумке авторов закона, направлено на защиту прав потребителей, которые смогут иметь на руках чек, что является свидетельством совершения покупки и, соответственно, гарантийных прав…

   В заключение хотелось бы пожелать нашим предпринимателям начинать активней общаться с фискальной службой через электронный кабинет. Это очень удобно для обеих сторон, ведь в нем вся документация на виду и все действия видны как предпринимателю, так и нам. Это позволяет избежать многих ошибок и избавляет от лишней работы. С помощью данного сервиса налогоплательщик имеет возможность подготовить и отправить налоговую отчетность в электронном виде, просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом.

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • Аноним пишет:

    «Что дальше?» А, дальше то, что?
    Ждать… «Брат-2»?!
    Или — «так это у вас милочка уже гланды»!

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11