Янв
20

Украина без «Перця»

Рубрика: Новости. Автор: Lena

    «Перець» был одним из двух самых популярных журналов СССР. Первым был «Крокодил» с тиражом 6,5 миллионов экземпляров. А наш, украинский сатирико-юмористический иллюстрированный карикатурами острослов в 1986 году расходился тиражом в 3,3 миллиона. На протяжении почти 92-х лет этот любимец публики веселил народ и в острой сатирической форме высмеивал пороки общества и политического строя. И за это ему, несмотря на всенародную любовь и уважение, частенько доставалось. Но журнал не закрывался, видимо, из соображений «пусть лучше шут пошутит, и люди успокоятся, чем из кухонных анекдотов вырастет протест масс».

     В редакции «Олександрійського тижня» хранятся номера «Перця» за последние 20 с лишним лет. Куда там французам с их «Шарли Эбдо» – у нас все было намного профессиональнее, острее, критичнее и смешнее. Карикатуры из каждого номера вполне актуальны и сейчас. Получается, в нашей стране давно уже ничего не меняется к лучшему? «Перець» пережил много разных эпох и правителей, разные политические и экономические формации, а канул в Лету именно в период небывалого развития демократии. Почему? Давайте попробуем разобраться вместе, проследив историю взлетов и падений сатирического издания.

     Два первых номера журнала увидели свет в Харькове в 1922 году. Назывался он тогда «Червоний Перець» – время было такое, все было красным, да и в природе красный перец более жгучий, чем зеленый. В организации и редактировании издания вместе с основателем – Василием Элланом-Блакитным принимал активное участие Остап Вишня. К сожалению, третий номер журнала тогда так и не вышел – не хватило денег.

    Потом «Червоний Перець» возобновил деятельность и в 1927-1934 годах издавался в Харькове как приложение к «Вестям ВУЦВК», выходил дважды в месяц тиражом 27 тысяч 150 экземпляров. Огромную популярность журналу обеспечивал Остап Вишня, который, по мнению некоторых литературоведов, на Слобожанщине был самым любимым писателем после Тараса Шевченко. Среди иллюстраторов издания был Александр Довженко.

   Кроме политсатиры (конечно, с официальной советской позиции), «Червоний Перець» высмеивал спекуляцию, беспомощность администраций, бюрократизм, бытовые моменты. В нем была специальная рубрика для жалоб читателей. Но основными авторами издания были поэты, писатели (в их числе П.Тычина, В.Сосюра, Н.Бажан, М.Рыльский), иллюстраторы и карикатуристы. Они очень остро критиковали «отдельные недостатки» советской действительности. За это коллективу редакции не раз попадало.

   С 1933 года в редакции «Червоного Перця» начались аресты – власти не нравилась критика в журнале, редакционный коллектив обвинили в терроризме и подготовке покушения на руководителей партии. Вследствие этого «Червоний Перець» перестал издаваться.

    В мае 1941 года журнал возродился во второй раз – уже в Киеве, под названием «Перець». А после войны, в сентябре 1946-го, на «Перець» обрушился шквал партийного недовольства – сатириков обвинили в утрате политической целенаправленности, преобладании на его страницах «идеологически вредных писаний и вульгарных упражнений низкопробных юмористов». По мнению партийных критиков, карикатуры перекручивали действительность, изображали советских людей «глупыми и злыми обывателями». Поэтому главный редактор «Перця» Карпов был уволен, и ЦК КПУ утвердил на этой должности Федора Макивчука. От этого журнал не стал менее популярным, его читали не только в Украине. «Перець» высмеивал империалистов и издержки советского общества – пьянство, бюрократию и т.п. Вопреки идеологии, журнал публиковал отличные произведения сатиры и юмора. Хотя официально он был печатным органом ЦК КПУ, в нем никогда не угасал вольный дух. Шаржи и фельетоны, юморески и карикатуры балансировали на грани дозволенного. В 1970-1980-х годах в кассу ЦК КПУ от продажи «Перця» ежемесячно поступало 12 миллионов рублей.

   В независимой Украине резко сократились тиражи периодики, в том числе и жгучего «Перця». Большей частью журнал расходился по подписке – около 10 тысяч экземпляров в месяц. Юмор и сатира стали больше востребованными на телевидении, а потом и в интернете, чем в прессе. Но с приходом демократии и гуманизации общества границы между «смешно» и «пошло» стали стираться. Смех всегда был и остается признаком морального здоровья человека. Важно только, чтобы юмор был не грязным, банальным и примитивным, а умным и благородным.

     За период своего существования, от первых номеров 1922 года до последнего – в декабре 2013-го, «Перець» прошел сложный и противоречивый путь развития украинской сатиры и юмора. Редакционный коллектив всегда чувствовал настроения в обществе, старался идти в ногу со временем, поддерживал все преобразования общества, в том числе революции – Оранжевую и Достоинства. В сентябре 2013-го появились первые сообщения о том, что издание прекращает свое существование в связи с отсутствием финансирования. А в последнем, декабрьском номере журнала вся вторая полоса, названная «І гірко, і прикро…», посвящена закрытию «Перця». Здесь – и письма читателей в защиту издания, и совместное заявление руководителей Национальных творческих союзов Украины (кинематографистов, журналистов, композиторов, писателей, театральных деятелей, фотохудожников, краеведов) с требованием не допустить закрытия легенды украинской журналистики. Здесь – и обращение к Президенту В.Януковичу Героев Украины, лауреатов премии им. Т.Г.Шевченко – Бориса Олейника, Ивана Драча, Мирослава Скорика, Анатолия Авдиевского: «Как нам стало известно, дирекция Госиздательства «Пресса Украины» Государственного управления делами приняла решение ликвидировать редакцию журнала «Перець» «в связи с убыточностью». Будет большим позором, если журнал, который является национальным достоянием Украины, с которым связаны имена Остапа Вишни, Александра Довженко, Александра Ковиньки, Степана Олейника, Федора Макивчука, Павла Глазового и других классиков украинской литературы, где творчески росли почти все лучшие юмористы, карикатуристы Украины, который остается единственным украиноязычным журналом сатиры и юмора, может прекратить свое существование. Легендарный и воистину народный «Перець» закрывался только однажды – во времена сталинских репрессий, а сегодня не получает государственной поддержки».

     А в самом низу страницы – горькая констатация главного редактора «Перця» Михаила Прудника: «К сожалению, никакие обращения читателей, руководителей творческих Союзов, депутатов к верховной власти не нашли понимания и поддержки. Власть осталась к ним глухой, а потом удивляется, почему люди выходят на майданы. Благодарю всех наших читателей и всех славных авторов – художников, писателей, поэтов и просто «дописувачів», которые по крупицам собирали неповторимый украинский народный юмор. Украина без «Перця»… Но надеемся, будет и на нашей улице праздник».

    С января 2014 года журнал «Перець» больше не издается. Авторы «Перця» ругали правительство Януковича за решение о прекращении финансирования. Логично было бы, чтобы новая власть повернулась лицом к живой легенде украинской сатиры и юмора, не дала завянуть мощному патриотическому дубу, который не смогли сломить и искоренить ни репрессии, ни перестроечные ветры, ни независимые преобразования. Но этого не случилось.

    Главный редактор издания Михаил Прудник в отчаянии после новости о закрытии сказал: «Я всю жизнь в нем проработал (с 1975-го)! Сказать, что я расстроен, – это ничего не сказать». Он добавил, что редакция не собирается сдаваться: «Мы будем искать инвесторов, чтобы выпускать журнал дальше». Наверное, таковых не нашлось. А жаль. Интересно, о чем бы писал «Перець» сегодня? Чем бы наполнялись его страницы и любимые рубрики «Страшне перо не в гусака», «Вінегрет із перцем», «Байки у прозі», «Перченя», «Словничок-жартівничок», «Народні усмішки», «Тези і антитези», «Усмішки з конверта», «Наші незабутні одноперчани» и другие?..

   Депутат и писатель Владимир Яворивский несколько десятилетий подряд читал «Перець»: «Если честно, в моих воспоминаниях сложно представить СССР без этого журнала. Главы колхозов и руководители среднего звена ждали выхода каждого номера со страхом – такими удачными и едкими были там шутки», – вспоминает он.

   Кстати, самый популярный в СССР сатирический журнал «Крокодил» окончательно закрылся в 2008 году после двух попыток возрождения. Неужели сатира и юмор нынче не в почете? Все сводится к картинкам и мэмам в интернете?

Елена Карпачева

комментариев 5

  • Аноним пишет:

    95-й Квартал! Не? Не эрзац — Перченных Крокодилов? -форма лишь иная, театрализованное скоромошество.
    Жванецкий, Задорнов, Петросян.., просто нашли другой путь(не печатный) к своей аудитории. -подмостки, «живое» общение. Чем плохо? Отрасль т.с. — не утрачена, наоборот развивается в ногу с прогрессом! (Ляшка можно по-праву присовокупить! Не?)

    Мне нравится! Thumb up +1

    • Елена пишет:

      Задорнов, Петросян и Жванецкий долгое время сосуществовали с «Крокодилом» и «Перцем» — и на то, и на другое был спрос и потребитель. И это неплохо. Но сейчас карикатурный жанр заглох совсем, а ТВ-юмор по большей части стал «ниже пояса» и «ниже плинтуса», не?)

      Мне нравится! Thumb up +1

      • Аноним пишет:

        Да! Только направлен «ниже пояса». Но весь ужас в том, что пипл сие одухотворенно хавает…
        Вот, что с этим делать? «Трусы, у которых лопнула резинка» — они как правило, спадая, занимают место по уровню еще «ниже плинтуса»! И исчезающей дрюкованной карикатурой.., такое ведь не лечится?!

        Мне нравится! Thumb up 0

  • Аноним пишет:

    * скоморох, изв-те.

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Елена пишет:

    Тонкий юмор не все понимают. И это не лечится, да)). Котики и всякие голые младенцы из «Одноклассников» сейчас собирают больше лайков, чем, например, карикатуры Бидструпа.

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11