9.11
2019

Телефонный лохотрон

Рубрика: Новости. Автор: Lena

«Недавно получила СМС: «Оплата покупки с вашей карты 1282 грн успешно зарезервирована. Dovidka/info +38(044)355-00-14, +38(044)335-00-15». Читала в «ОТ», что нельзя звонить на номера с кодами 070 и 090, но тут их и не было – СМС пришла с номера, начинающегося с 050. Перезваниваю: «Какая покупка? Я никуда не выходила и в интернете ничего не покупала». «Не знаем, – отвечают мне, – это какие-то аферисты». И вежливо, культурно предлагают заблокировать все операции по карте.

Если бы это было не воскресенье, я бы сама пошла в банк. А тут согласилась. «Правильно, что вы к нам обратились, – сказал все тот же вежливый мужской голос в телефонной трубке. – Сейчас вам придет СМС с кодом из четырех цифр, скажете их нам, это нужно, чтобы заблокировать карту». Я назвала этот код. Потом пришел еще один – его тоже нужно было назвать, якобы для того, чтобы вернуть деньги за покупку, которую я не совершала. Всего было два четырехзначных и два шестизначных кода. А потом я узнала, что с моей карточки пропали 4,5 тысячи гривен.

Интересно, что вторая и третья СМС приходили якобы от «Укргазбанка», в котором у меня зарегистрирована карта. Но сначала собеседник попросил меня назвать четыре первые цифры моей карточки, хотя обычно просят назвать последние (Таким образом аферисты узнают, клиентом какого банка является жертва. Например, номера карточки «ПриватБанка» часто начинаются с цифр 5158. – Авт.).

Конечно, на следующий день я пошла в банк, но там мне сказали: ничем помочь не могут, я же добровольно передала мошенникам коды для снятия денег со своей карточки, хотя сотрудники банков всегда просят не делать этого, не передавать никакой информации третьим лицам. И ведь был же момент, когда я засомневалась – стоит ли называть по телефону коды, которые пришли в СМС, не лучше ли пойти в банк? И даже отказалась назвать последний из присланных в СМС 6-значный код. На это собеседник страшно оскорбился: «Вы что, мне не верите? Слово офицера – все будет нормально. Я трачу на вас свое время, не вздумайте идти в банк!». Правда, 1100 гривен мне вернули на телефонный счет. В «Укргазбанке» мне сказали, что сначала была неудачная попытка снять средства с моего счета, а затем две удачные.

Я написала заявление в полицию. И от правоохранителей узнала, что в тот день в Александрии было еще несколько жертв такого же вида мошенничества. Три дня ходила в шоке. Как аферисты все продумали – и день подгадали выходной, когда банки не работают, и расчет сделали на то, что пенсионер не станет перепроверять информацию через интернет. Интересно, где они взяли номера телефонов банковских клиентов, владельцев карточек?»…

Эту историю рассказала нам читательница газеты «Олександрійський тиждень». Как оказалось, данный вид мошенничества уже пару лет вовсю «гуляет» Украиной – клиенты банков получают СМС о покупках, которых они не совершали. Если перезванивают отправителю – аферисты стараются узнать номер банковской карты и снять с нее деньги.

С помощью такой схемы жулики под видом «сотрудников банка» «выуживают» у жертвы ее платежные данные. Обычно требуют первые цифры номера, срок действия карты, ПИН-код, CVС –код (для проверки подлинности карты). Как только жертва раскрывает информацию, злоумышленники получают доступ к ее деньгам.

Вариантом такой схемы является просьба «сотрудников банка» – сходить к банкомату. И когда на телефон жертвы поступает звонок, просят продиктовать последние три цифры номера, с которого звонят – якобы «для завершения платежа». На самом деле, эти три цифры дают возможность мошенникам самостоятельно снять деньги со счета жертвы.

Во всех вышеупомянутых схемах жертва, по сути, является соучастником мошенников, хоть и невольным. Именно потерпевший разглашает жуликам свои персональные данные, а поэтому тоже ответственный за потерю своих денег, хоть и случилось это по неосторожности, от незнания или вследствие страха и растерянности.

Получается, что это один из способов сравнительно честного отъема средств у населения, как говорил Остап Бендер, потому что происходит все добровольно. Но можно же как-то обезопасить себя? Можно. Золотое правило для владельцев банковских карт: никогда и никому, особенно незнакомцам по телефону, даже если они представляются сотрудниками банка, не раскрывать своих секретных реквизитов – ПИН-коды и CVС/СVV-коды. Не стоит рассчитываться картой и в сомнительных интернет-магазинах, лучше уж выбрать наложенный платеж. Ну, а если мошенники известили вас об операции с банковской картой, которую вы не совершали, нужно связаться только с контакт-центром банка и заблокировать все операции. И, конечно же, написать заявление в полицию.

Как же мошенники получают сведения о своих жертвах? К сожалению, у них для этого есть множество возможностей. В интернете есть базы данных клиентов банков, операторов телефонной связи, интернет-магазинов и т.д. А может, ваш номер телефона был оставлен кем-то при оформлении кредита, как контакт доверенного лица? Аферисты рассылают сообщения по имеющейся у них базе в надежде, что кто-то да клюнет на приманку. Клиент клюнул? Дальше уже, как говорится, – дело техники и ловкость хорошо подвешенного языка. А вы не ведитесь. Берегите себя, свои нервы и «все, что нажито непосильным трудом», как говорит товарищ Шпак в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень