Дек
19

    Как-то в одной из соцсетей наткнулся на такую переписку. Молодой человек обратился к пользователям интернет-сообщества с просьбой решить какую-то сверхсложную математическую задачу. Ему ответили так: «Найдите в Александрии Светлану Викторовну Писковую, и будет вам счастье»! Тогда я еще не знал, кто это такая, но там же прочитал: «Писковая – это человек, который светится»…

   Научный руководитель секции «Энергосберегающие технологии», учитель технологий ЛИТ, заведующая научно-техническим отделом ДДЮТ Александрийского филиала МАН – Светлана Писковая 27 лет жизни посвятила работе с талантливыми детьми Александрии. В 2009 и 2014 годах ей присуждался титул “Александриец года” в номинации “Талант года в сфере образования”, а в 2015 году среди 29 лучших педагогов страны она получила премию Верховной Рады Украины.

    Сегодня есть особый повод рассказать об известной александрийке – наконец-то начатое ею много лет назад движение по поддержке молодых талантов получило официальное признание. В общеобразовательных школах области планируется создавать научные общества и ввести спецкурсы по направлениям работы МАН, на создание лаборатории энергосберегающих технологий планируется выделить из областного бюджета 1,5 млн гривен, а сам филиал МАН получил официальный статус. Руководить им будет ученица Светланы Писковой – Ольга Андреева.

   Сложно перечесть все достижения юных александрийцев, к которым “приложила руку” Светлана Викторовна – их огромное множество. Слава наших призеров, лауреатов, победителей всевозможных конкурсов и олимпиад давно вышла за границы нашего края. Здесь можно сказать больше и без преувеличения – своими достижениями они прославили наш город во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Тысячи учеников Писковой сегодня стали успешными людьми и добились высот в различных направлениях по всему миру.

   – Мои успехи – это от правильного генофонда, – смеётся Писковая. – Мои родители – инженеры, краснодипломники и ударники труда. С детства в нашей семье царила атмосфера творчества и демократии. Когда пришло время выбирать профессию, родители настаивали на инженерной специальности, но мне хотелось стать архитектором или модельером. Тут как раз мы поехали по делам в Кировоград и увидели только что открывшийся новый факультет Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения. Отец говорит: “Зачем далеко ходить – поступай сюда!” Так я попала на факультет технологии машиностроения, который и окончила в 1984 году.

   После пошла работать на наш АЭМЗ, где долго не задержалась. В СКБ работали по утвержденному плану, который я выполняла в разы быстрее положенного, и мне было скучно. Так что после декретного отпуска на завод я не вернулась. По рекомендации меня приняли на работу на Станцию юных техников, где открывалось конструкторское бюро. В бюро я оказалась в своей стихии – здесь царила полная свобода творчества. Представляете атмосферу: мы – молодые преподаватели и наши ученики – почти ровесники! Все энергичные, с массой идей и жаждой их воплощения. Как раз в это же время началось становление и нашего филиала МАН. Все работали на голом энтузиазме и в творческом порыве. Как сейчас помню наши первые работы по уникальному методу выращивания помидоров и переработке мусора…

    От помидоров к космосу – сегодня разработки юных талантов удивляют своим диапазоном и смелостью фантазии. «Модернизированная биогазовая установка», «Стирка без моющих средств», «Влияние гербицидов на окружающую среду», «Энергетические покрытия», «Устройство для нагрева воды», «Утепление домов», «Лунный комплекс», «Энергообеспечение домов», «Освоение Луны», «Модернизация лифтов», «Дом будущего», «Энергетический мост», «Новые композитные стройматериалы» – это лишь небольшой перечень из последних наработок.

    – То, что наши темы будут развиваться в общеобразовательных учреждениях – это большое достижение, – говорит Писковая, – ведь сейчас в школах мало внимания уделяется прикладным наукам, а такие предметы, например, как черчение, не изучаются вообще. Не представляю, как без этих навыков можно учиться на инженеров? Выходит, что только наше общество может давать детям политехническое образование… Непонятные и странные вещи происходят сегодня в стране. Были как-то с нашими детьми в Днепропетровске на ЮМЗ и видели ракетный комплекс. Это технологии будущего, но они пылятся под брезентом.

    Два года назад Писковая уехала в Молдову. Тогда многие недоумевали: как так, вдруг все бросить и уехать? Позже оказалось, что она нянчила внука и, как сама говорит, каталась, как сыр в масле. Но через год вернулась. «Не выдержала без своих учеников, без их движения. Вернулась, а меня, оказывается, все ждут. Представляете, какая радость!” – говорит Писковая и тут же переводит разговор на своих учеников.

   Говорить с Писковой о Писковой сложно – она все время уходит от рассказа о себе, зато о своих учениках, об их проектах, достижениях может рассказывать часами. О её отношении к воспитанникам говорит такой факт. Однажды МАНовцы принимали участие в каком-то конкурсе, и Писковая пообещала, что будет весело, будут призы и подарки. Но оказалось, что организаторы об этом не побеспокоились, и дети могли уехать ни с чем. Узнав об этом, Писковая за свои деньги купила все необходимое и от имени организаторов вручила детям.

   – Деньги ничто, когда дети ждут праздника. Вообще, к деньгам нельзя относится, как к цели. Нужно иметь мечту, стремиться к ней – и тогда все получится. У меня получается! Я учу детей верить в чудеса и сказки, – говорит Светлана Викторовна. – Взрослым этого не понять, а детям это нужно. Я им говорю, что все возможно – главное захотеть. Если вы верите и хотите чего-то добиться, тогда я с вами, тогда давайте работать.

    Как же рождаются эти бесконечные идеи и проекты, над которыми работают в МАНе?

  – Я живу в своем придуманном мире, – говорит Пис-ковая, – и перекладываю его на действительность. Например, захожу в дом – холодно. Ага, нужно придумать новый вид обогрева. Захожу в ванную и думаю, как бы уменьшить расход воды. Захожу в зал – нужно придумать эффективные светильники.

   Так же и с детьми: сначала спрашиваю, что нравится? Космос? Хорошо. Сужаем круг: что именно хотелось бы изобрести? Новый двигатель, скафандр, источник энергии? Тема сужается, и вырисовывается конкретная задача.
Как-то пришёл к нам мальчишка – двоечник, но чувствую: что-то в нем есть. Начала выпытывать, что его интересует, что хотел бы изобрести – оказалось лампу, которая сама бы светилась. Начали обсуждать тему, вижу – загорелся. И пошло-поехало. Перечитал горы литературы, стал специалистом по теме альтернативной энергетики.

    Мне же нужно за всеми ними поспевать, разбираться во всем, быть в курсе всех их научных направлений, изучать соответствующую литературу. Поэтому приходится вести ночной образ жизни – раньше 2-х не ложусь. А еще выручают консультанты, которых у меня великое множество.

    Свою кипучую энергию и жизненный оптимизм она передала и своим детям. Старшая дочь Света – журналист, магистр искусств, бизнес-леди, имеет свой большой бизнес. Младшая Виктория в 15 лет окончила школу, затем духовную семинарию и архитектурно-строительный институт. Сейчас занимается бизнесом в Александрии.

    А вот из самой Писковой бизнесвумен пока не получается. На вопрос, почему многие идеи ее и ее учеников сегодня используются другими, она лишь пожимает плечами: «Нам не жалко, если от этого будет польза. А мы еще что-нибудь придумаем!»

   Здесь нужно отметить, что отныне изобретения наших юных изобретателей будут авторизовываться. МАН берет на себя обязательства оплачивать патентирование их разработок. Так что помимо выгоды окружающим, патенты будут приносить материальную пользу и их авторам. А это хороший стимул для развития детских талантов, которые проявляются под руководством Светланы Писковой.

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • ириша пишет:

    Вот умничка!!!! Восхищению нет предела! В детей нужно верить с любовью! Преклоняюсь перед таким педагогом!

    Мне нравится! Thumb up +1

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11