Июн
6

 29 мая Александрия отметила свое 270-летие.
Провинциальный городок, известный до начала Великой Отечественной войны лишь механическим заводом да небольшими промышленными артелями, так бы и остался неприметной географической точкой на карте, если бы стране не потребовались залежи александрийского буроугольного бассейна. Угольная промышленность стала локомотивом стремительного роста города, а за все годы существования самый бурный его расцвет пришелся на последние 40 лет 20 века.

 

Именно в эти десятилетия Александрия стала городом шахтёров и машиностроителей, городом, известным во всем СССР и за его пределами. История свидетельствует, что в период с 1951 по 1991 годы здесь были построены или достигли пика своей производительности около 20 крупных промышленных предприятий. За 40 лет Александрия из небольшого железнодорожного узла с мелкими кустарными предприятиями превратилась во флагмана украинской индустрии. Практически все эти годы летопись городской жизни вел журналист газеты “Ленинское знамя” Вячеслав Колесников. Кстати, именно он вместе с Анатолием Коханом составил путеводитель по Александрии, по которому и сегодня можно вернуться в прошлые годы и вспомнить ее славную историю.
Вячеслав Гаврилович поделился с нами воспоминаниями о том времени, но не как корреспондент и замредактора партийного издания, на страницы которого нельзя было выносить много чего в те годы, а как рядовой гражданин. Как он сказал, его воспоминания не претендуют на какую-либо историческую претенциозность – это лишь фрагменты из той жизни, которой жило старшее поколение горожан.
– Все перевоплощения из провинциального в современный индустриальный город происходили на моих глазах, – говорит Колесников. – Помню, какой была центральная улица – нынешний проспект Соборный. Здесь было несколько кирпичных домов, а все остальное – в основном глиняные хатки под очеретом и соломой. Брусчатка здесь была лишь  от современной площади Попова до Кирова. От Попова начиналось село Новофилипповка, в котором центральной улицей была нынешняя Милицейская. Первый асфальт уложили на центральной улице города в начале 60-х годов – по тем временам это было знаменательнейшим событием. А вот личные автомобили были большой редкостью. На весь город их было несколько десятков. Тогда просто так пойти и купить машину было невозможно. Их получали только избранные, а рядовому гражданину нужно было, как минимум, быть членом партии и передовиком производства.
Но до этого был еще целый период, который я назвал бы полуголодом. В 1948 году отменили продовольственные карточки, но еды не хватало – это была главная беда того времени. Чтобы купить буханку хлеба, люди ночевали под хлебобулочными ларьками. Это был период, когда в свободной продаже не было даже самого необходимого. Уровень жизни того времени и нынешнего можно сравнить по мусорным бакам. Тогда в них выбрасывали лишь то, что уже никак и нигде нельзя было использовать. Например, невозможно даже представить, что тогда кто-то мог выбросить оконные рамы, которые сегодня люди не знают, куда девать после замены на металлопластиковые. Послевоенный социально-бытовой прогресс шел медленно, ведь главный упор делался на восстановление промышленности. Тем не менее, улучшение чувствовалось с каждым годом. Каждый год люди ждали прихода марта – именно в этом месяце снижались цены на товары первой необходимости.
Больше всех в Александрии зарабатывали шахтеры, но они хоть и получали неплохую зарплату (в пересчете на современные деньги 5-7 тысяч гривен), но купить могли не многое. Те годы, вплоть до 90-х, были временем сплошного дефицита. Чтобы купить сервиз, телевизор или стиральную машину, нужно было записываться в очереди, которые вели профсоюзные комитеты предприятий.
В начале 60-х магазины начали наполняться продуктами, а в Александрии активно строились предприятия социального обеспечения населения. Помню свои первые газетные репортажи в 1963 году – они были как раз с новостроек мясокомбината и молокозавода. О каждой такой новостройке подробно писалось в газетах, ведь это была очередная победа, которой все мы искренне гордились.
Приблизительно в это же время были построены заводы: железобетонных изделий, битумный, ДОК. Работали два кирпичных завода, был создан строительный трест с 10 строй-управлениями. Началось бурное строительство комфортного по тем временам жилья. Первыми появились ”финские” домики в микрорайоне Победа и двухэтажки в районе воинской части. Хотя ”финские” домики строились как временное жилье (как видим, временное жилье простояло и еще простоит многие десятилетия), но это уже было комфортабельное жилье со всеми удобствами. Получить здесь квартиру было мечтой любого александрийца. К началу 70-х ежегодно в городе сдавали порядка 20 тыс. кв. м жилья. Огромная по тем временам цифра, но и этого крайне не хватало – очереди выстраивались на 20-25 лет вперед. У каждого предприятия была своя очередь. Ближе всех к заветным ключам новоселов были шахтеры и строители. Также были очереди по категориям льготников и обычные – самые длинные и бесперспективные.
В начале 70-х в магазинах начали появляться различные модные ”излишества”: ковры, обои, хрусталь, бытовая техника. Получить их по профсоюзной записи или по блату было заветной мечтой каждого обывателя. С блатом тогда тоже боролись различными, но безуспешными методами – приблизительно так, как сегодня с коррупцией. Помню, и я грешил знакомствами с ”нужными” людьми. Например, молоко было таким дефицитом, что мне приходилось пользоваться знакомством с директором молокозавода, чтобы иметь возможность ежедневно получать литр свежего молока для моего маленького сына.
Как бы тяжело мы ни жили, но мы гордились своим городом, его успехами, бурным строительством. Представляете – нашим брикетом топили всю Украину и Молдавию! У нас работали уникальные заводы, каких нигде в стране больше не было! Александрия прославилась, как город горняков – это была буроугольная столица всей страны.
В 1955 году у нас впервые отметили День шахтера, который на многие годы стал главным праздником горожан. С тех пор отмечали этот день пышно, насколько позволяли условия. Подводами и машинами горняков и их семьи вывозили, говоря современным языком, на природу – в Громоклеевский лес, что в районе уже не существующего села Росинского. Целый день там ключом било веселье. Все были одеты в самое лучшее, рядами выстраивались буфеты, на полянах накрывались ”скатерти-самобранки”, со всех сторон звучали песни под гармошки. Особых разносолов типа салата оливье или холодца тогда не было. В буфетах покупали ситро, пиво, водку, пирожки, пончики, а, например, тушеную картошку или вареники привозили с собой. По нынешним меркам скромно, но это был истинно общегородской и любимый праздник.
К сожалению, все это кануло в Лету, и трудно сказать, сможет ли когда-нибудь Александрия вновь подняться до таких вершин своей славы. Поэтому сейчас важно сохранить это в памяти горожан и приумножать то, что всегда было нашей гордостью, чем известен наш край – это наши люди. Мы должны чтить славные традиции земляков, которые пошли от Чижевского, Настасьева, Шевченко до современных, которыми мы гордимся сегодня – такими людьми и коллективами, как ФК «Александрия» или хор «Веселка». Этот список можно продолжать, но, главное – нужно чтить и приумножать славу города и его горожан.

Сергей Гавриленко

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11