Дек
29

    Большинство александрийцев думают, что самая старая школа в городе – школа Ивана Чиркина, сегодня – №4, не так давно отпраздновавшая свой 100-летний юбилей. Но вот сотрудники школы №8 не без гордости заявляют: именно это учебное заведение – самое старое из всех городских школ, в 2018-м ему будет уже 130 лет!

   Школа находится в бывшем Чкаловском, а теперь – Северо-восточном микрорайоне Александрии (его народное название – район восьмой школы) на улице Культурной, 86. Это символично, поскольку школа была и остается центром знаний, культуры и досуга в микрорайоне. Сегодня в ней учатся 216 детей и работают 16 педагогов.

  Материалы по истории школы собирала и упорядочила предыдущий директор школы Валентина Турбаевская. Созданный ею альбом хранится в кабинете нынешнего директора школы Татьяны Косяк, а информация с фотографиями представлена на школьном сайте. К огромному сожалению, фотографий первых выпускников школы не сохранилось. Но стараниями педагога-организатора Любови Карповой школьная летопись ведется постоянно.


В школьном музее – традиционные альбомы с фотографиями, награды олимпийского чемпиона гимнаста Григория Мисютина, стенды, посвященные погибшим афганцу Юрию Корлюку и бойцу АТО Максиму Бендерову (им установлены мемориальные доски на фасаде школы), и флаг Украины с подписями участников АТО. Среди знаменитых выпускников школы – заслуженный артист России Виктор Бабич, актер кино и театра А.Калягин.

   Что касается даты открытия школы, а также других важных исторических сведений, то они собраны из воспоминаний старожилов микрорайона, среди которых были ровесники школы, бывшие работники и выпускники. В архивах Александрии и Кропивницкого никаких сведений о школе не оказалось. Руководство учебного заведения отправило запросы в архивы Херсона и Одессы в надежде найти упоминания о школе в документах.

   Известно, что строительство школы началось в 1888 году по инициативе местного богача, владельца Березовских просторов Селиванова. Планировалось, что здесь будут учиться дети помещика, но со временем за парты сели и ученики из бедных семей. В 1903-1904 годах школа интенсивно строилась, а первый выпуск учеников состоялся в 1908 году. Учитывая, что до 1949 года школа была начальной (в ней учились дети с 1 по 4 класс), получается, что первый класс был набран в 1904 году. Что было до этого – неизвестно. Может, школа работала только для детей Селивановых. В первые годы своего существования она называлась четырехклассным Петровским училищем №3 (улица Культурная, одна из самых старых в городе, сначала была Исакиевской, потом Петровского, Кременчугской). В ней было две большие классные комнаты (теперь в них кабинеты химии и физики) и большой коридор с возвышением, выполнявшим роль сцены. Сейчас это зал, где проходят еженедельные линейки и разные торжества.

   В годы Великой Отечественной войны помещение сильно пострадало, в нем оккупанты обустроили конюшню, пункт наблюдения, жилье и наладили выпуск газеты. В 1946 году его отремонтировали, и школа вновь приняла учеников. В 1949 году школа стала семилетней, в 1959-1969 годы помещения достраиваются, и классных комнат стало на восемь больше, а до 1971 года были достроены спортзал, мастерские и столовая.
Основной корпус школы №8, сохранившийся до наших дней, – это памятка архитектуры, по стилю напоминающая здания конца ХVІІІ – начала ХІХ века: большие окна, их разнообразное, вычурное обрамление, характерный орнаментальный фриз под карнизом. Это роднит здание с другими старинными постройками, выполненными в том же стиле – женской гимназией, бывшим казначейством на улице Первомайской.

    По воспоминаниям старожила Александра Почкаленко (пошел в школу в 1912 году), учителей не хватало, поэтому в 1-2 классах уроки вела Дарья Трофимовна, а в 3-4 – Леонид Ильич Будяк. Это была учительская семья, порядочные, высокообразованные, трудолюбивые и требовательные люди. Они жили при школе и часто на своей одноколке выезжали на собрания городской элиты в здание старой почты. К их мнению в городе прислушивались.

   Обучение в школе начиналось в ноябре, когда полевые работы были позади, а заканчивалось в марте, с началом посевной. Поэтому большую часть года школа пустовала. Дети бедняков ходили на занятия босыми и голодными, с полотняными сумками. Буквари были не у всех. Бедные сидели за последними партами, а дети из богатых семей – за первыми, хотя учились они не всегда хорошо.

   «Для нас, бедняков, обучение было сложным еще и потому, что велось на русском языке, – вспоминал А.Почкаленко. – Мы в то время этого языка и не слышали. Основными уроками были Закон Божий, словесность, история царской семьи, русский язык, где в основном учили стихи и правописание».


Выпускница школы Н.К.Дробот рассказывала: «В 1927 году школа была еще под №3. Учительствовали в ней Елена Фроловна и Иван Иванович Григор, которые уделяли большое внимание трудовому воспитанию учеников. Они были добрыми, и за это их уважали. Водили нас на экскурсии в природу, на маслобойню, на литейный завод, который потом стал электромеханическим. Все: фруктовый, декоративный сады, роскошные акации вместо ограды, сиреневая аллея, оранжерея – дело рук учеников, их родителей, а также семьи Григор, где воспитывались пятеро детей».

   В Великую Отечественную войну школа не работала. После освобождения Александрии оказалось, что она сильно пострадала: разрушенные помещения, вырубленный сад, испорченный колодец с питьевой водой. «Изгнание немцев дало возможность с большими трудностями постепенно восстановить корпус школы. И в 1944 году она уже приняла своих учеников-переростков. В 1946 году и я, семилетний, пошёл в школу. Зимой сидели одетыми. Голод 1947 г. добавил дополнительных страданий нам, детям. Но мы, маленькие тогда школьники, принимали участие в наведении порядка в школе – выносили строительный мусор, возили кирпич, еще и ссорились, кому ехать за ним. В 1953 году нами был посажен сад, чем мы, выпускники того года, гордимся и сейчас» (из воспоминаний В.В.Кулишова, выпускника школы).

   Первым послевоенным директором школы (1946-1952 гг.) стал Георгий Лозовой, уроженец Головковки, фронтовик, разведчик, известный в Александрии как редактор газеты «Большевистская правда» (потом – «Ленінський прапор», «Вільне Слово»), член НСЖУ, учитель истории. Ему пришлось возводить школу заново. В 1950-м году при долевом участии жителей улицы Кременчугской к школе от железнодорожного моста была подведена электролиния. Кроме освещения, школьники получили возможность смотреть кинофильмы, работать в кружках.


После Лозового школу возглавлял И.Т.Борисенко, тоже фронтовик, географ. Классных комнат не хватало, школьники учились в две смены, размещались на уроки в коридоре, учительской, бывшей квартире учителей. Вместо мебели были самодельные столы, стулья и лавочки, учебников и тетрадей почти не было, писали на газетных полях и желтой оберточной бумаге.

  В 50-е школа стала восьмилетней трудовой политехнической №8. Ее ученики активно помогают колхозникам, работают в саду и теплицах, собирают металлолом. На первом городском пассажирском автобусе была надпись: «Сделан из металлического лома, собранного учениками школы №8».

  В начале 60-х школу возглавил фронтовик, бывший узник концлагеря «Штудгоф» Петр Афанасьев – музыкант, художник, балетмейстер и автор песни «Біля восьмої школи, на Березівці», которая стала школьным гимном. В этой песне школа и названа «школой на Березовке». Сравнительно недавно гимн дополнен двумя куплетами, написанными педагогом-организатором Любовью Карповой. Там вспоминаются и фруктовый сад над озером, и две столетние липы, растущие на школьном дворе. Все деревья, а также овощи на грядках и в теплицах в былые времена сажали сами ученики. Урожай сдавали в школьную столовую.

   1963-1971 годы школа жила под руководством Ивана Гавриленко, химика, биолога, известного в области лектора-международника. В 90-х Иван Петрович организовал в Александрии лечебно-оздоровительный Центр украинской народной академии Бутейко. А в школе № 8 при нем продолжилось активное строительство, высаживался сад, проводились олимпиады, организовывались экскурсии, словом – кипела жизнь.

  В старых школьных альбомах бережно хранятся фотографии и рассказы о директорах (кроме уже упомянутых, школой руководили Е.Ф.Зайцев, В.В.Лучко, Р.С.Тарасенко, Н.С.Колесник, В.Н.Сунько), учителях, многие из которых прошли войну, о пионервожатых. Нашлось в них место и для уборщиц. Например, П.С. Дешевая – тетя Паша – работала в те времена, когда приходилось носить воду из колодца и топить печь. Она всегда приходила в школу первой и встречала детей на пороге, приветливая и добрая…


… Много лет и несколько поколений отделяет сегодняшних учеников от самых первых школяров Березовского четырехлетнего училища. От того времени, когда школа находилась на окраине микрорайона, и дети катались на лыжах от ее двора до самой речки. По мере того, как разрастался микрорайон (некоторые его улицы начали строиться только в 80-х и 90-х), преображались и школа, и ее ученики, и мероприятия, меняющиеся под веянием времени. Неизменной остается любовь к родной школе и уважение к ее богатому прошлому – не каждое учебное заведение может этим похвастаться. Маленькая школа с большой историей.

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11